17 

   Паломничества и поездки


НА ТАЛИЦУ К ЧУДОТВОРЦУ КОРНИЛИЮ

Еду поклониться великому святому земли русской преподобному чудотворцу Корнилию Комельскому. Поездом до Вологды, дальше автобусом до города Грязовца, а оттуда еще пять километров до небольшой деревеньки Корнильево где раньше находился один из самых известных и почитаемых на Руси Корниллиево-Комельский монастырь. В дореволюционные годы известность монастырю снискали не только многоцелебные мощи великого подвижника, основателя этого монастыря, но и источники преподобного Корнилия, минеральная вода из которых по своим целебным свойствам славилась на всю Россию. Монастырь привлекал своими святынями к себе очень много посетителей и богомольцев и считался одним из первых в ряду русских монастырей.

Так же и среди многочисленного сонма Вологодских святых преподобный Корнилий Комельский занимает одно из самых видных мест. Его имя среди вологодских святых ранее почиталось в одном ряду с именами святых преподобных Кирилла Белозерского и Димитрия Прилуцкого. В своей обители, отличающейся особенной строгостью монастырского устава, святой Корнилий Комельский воспитал множество учеников, впоследствии прославившихся святой жизнью и ставших основателями других обителей. Это преподобные Кассиан и Лаврентий, Кирилл Новозерский, Иродиан Илоезерский, Симон Сойгинский, Геннадий Любимский, Филипп Ирапский, Адриан Пошехонский, Даниил Шужгородский, Зосима Ворбозомский. Они распространили монастырский устав Корнилия Комельского в своих обителях, способствуя повсеместному утверждению на севере православной веры и насаждения высокой христианской нравственности среди местных людей.

По количеству Божиих храмов и прославившихся здесь святых вологодская земля не знает себе равных среди других областей России. Не было среди русских более богобоязненных и высокодуховных людей, чем вологжане. В одном только Грязевецком уезде, принадлежащем Вологодской волости, в 18 веке действовало 12 монастырей, и столько же в конце 19 века здесь было прославлено местных преподобных, многие из которых вошли в собор же общерусских святых. Это и основатель Павло-Обнорского монастыря инок Павел, и основатели монастырей святые Сергей Нуромский и Арсений Комельский и епископ Игнатий Брянчанинов, который неоднократно подчеркивал в своих трудах высокую богобоязненность местных жителей.

Но шло время, менялись нравы. Перед революцией в том же Грязевецком уезде осталось только три монастыря, а ныне нет ни одного. Мне говорили, что почти ничего не осталось и от знаменитого во всей России Корнилиево-Комельского монастыря, а в уцелевших монастырских помещениях сейчас располагается психоневрологическая больница.

Доехав до Грязовца, я пошел посмотреть на единственно уцелевшую в городе кладбищенскую церковь. На окраине города на городском кладбище меня встретили своим карканьем стая ворон, черными тучами летающих над кладбищем, и огромный замок на закрытой церкви. Повстречавшаяся рядом с церковью бабушка объяснила мне, что служба уже закончилась и все люди разошлись.”- А много людей приходило? - спросил я ее.

- Да приходили. На праздники то сейчас приходят. Сегодня праздник Владимирской Богородице.

- А в день памяти преподобного Корнилия служили?

- Как же большой праздник. Была Литургия. По те года крестным ходом ходили до монастыря, а в этот год уж не пошли.

- А почему?

- Не знаю. Я уж, милый, ходить то теперь не могу. Мне ведь уже восемьдесят лет, ноги то не ходят. Слава Богу хоть до церкви дохожу.

- А воду из источников преподобного Корнилия берете?

- Берем.

- И что, помогает?

- Так кто верит тому помогает, как не помогает. А без веры то кому поможет?

- А что разве верующих у вас мало?

- А их и нет совсем. Это раньше вера была, а сейчас какая вера? Наш собор, что на площади стоял, разрушили в войну, монастыри еще раньше разорили все. Иконы с церквей прямо на телегах вывозили, да на дорогу сваливали. Всех верующих забирали, да садили. Сейчас вот не знаем как и жить. Житья то никакого не стало: боишься на улицу выйти, гляди того убьют. У меня вот племянника прямо в горло на улице зарезали. А намедни одна семья целиком сгорела. Мать и двое детей. Все воровали, да пили. Плитку оставили включенной, да и сгорели. Господи, как жить то?

- С Богом надо жить.

- Да мы то с Богом живем, а они то без Бога - в сердцах сокрушалась старушка о подрастающем молодом поколении.

- А почему ваш город называется Грязовцом? - спросил я на последок старушку.

- Я не знаю правда или нет, но люди бают, что проезжала здесь царица Катерина, тогда еще и города не было, а была небольшая деревня. Телега у нее застряла в грязи. Она слезла да и запачкала свое царское платье и туфли, и сказала что быть этой деревне Грязовцем. Вот от нее и пошло.

Я попрощался с бабушкой, пожелал ей здоровья и поехал в монастырь. Проходящий автобус высадил меня на отвороте к Корнильву. Сама деревня всего в несколько дворов, а до монастыря, который находится на противоположной стороне деревни у самого леса идти почти целый километр. Уцелевшее белое кирпичное монастырское здание видно издалека. Я дошел по единственной деревенской улице до речки Нуромы, на противоположной стороне которой на высоком берегу стоит монастырь, стал переходить через деревянный мостик и в звенящей летней тишине, которая стояла вокруг, услышал тихое церковное пение. “Ну вот - подумал я - а говорили монастырь не работает”, и стал подниматься по тропинке наверх. Слаженное молитвенное пение становилось все слышней и отчетливей. Донесся даже запах ладана. Чем ближе подходил я к храму, тем больше удивлялся тому, как же в нем служат? Окон нет, стены в трещинах и все разрушены. Когда подошел вплотную, то стало ясно, что служить в нем не возможно и вероятно служба проходит в связи с днем памяти преподобного. Но еще больше я удивился, когда обойдя вокруг храма, никого нигде не обнаружил, а тихое молитвенное пение продолжалось.

Вдруг из единственной уцелевшей двери, наполовину вросшей в землю и ранее не замеченной мной, гремя огромными кастрюлями вышел мужчина. Как оказалось в нескольких помещениях нижнего этажа от психбольницы, которая до недавнего времени размещалась здесь, от нее остались столовая и склад продуктов. Больные же, после того как на них обрушились потолки, были переселены в новые кирпичные помещения. Пятьдесят пять мужчин теперь находится в мужском отделении, которое выстроено тут же рядом на территории монастыря, и тридцать пять женщин переселились в женское, расположенное на другой стороне речки в деревне.

Кладовщица больницы Пынина Антонина Андреевна, работающая при больнице уже пятьдесят лет, рассказала мне, что поселок образовался после того, как отсюда убрали зону для военнопленных. Сама она приехала сюда в 1946 году, когда на территории монастыря еще находилась тюрьма военнопленных немцев и поляков. Говорит, что в зоне содержалось 500 тысяч заключенных и многие монастырские сооружения при немцах еще оставались целыми. Разрушены они были уже после немцев. А монастырский комплекс состоял из множества строений. Только одних храмов в монастыре было пять. Главный величественный пятиглавый каменный собор во имя Введения Божией Матери стоял посреди монастыря и был виден далеко вокруг. Рядом с собором находился Воскресенский храм с двумя приделами. Один во имя начальников пустынной жизни Антония Великого и Василия Великого, а другой во имя княгини Ольги. С южной стороны от них стояла церковь Корнилия Комельского, где под спудом почивали мощи святого и мощи еще двух святых Комельских игуменов преподобных Кассиана и Лаврентия - учеников и преемников Корнилия. Кроме этого в монастыре были еще два храма: Во имя Николая Чудотворца и иконы Всех Скорбящих Радости. Между церковью преподобного Корнилия и настоятельским корпусом находилась колокольня. В ее третьем ярусе размещалось 12 колоколов, два из которых наиболее ценные были иностранного литья с латинскими и немецкими надписями. При монастыре еще были каменные братские корпуса, школа, гостиница для богомольцев, странноприимный дом, другие службы и сооружения. Ничего этого сейчас нет. Уцелел только настоятельский корпус и вполовину разрушенная церковь преподобного Корнилия. В настоятельском корпусе, практически уже окончательно внутри разрушенном, сейчас в нижних уцелевших помещениях находится столовая, а в церкви преподобного Корнилия располагается общая баня, которая была здесь еще при немцах. Антонина Андреевна утверждает, что когда она еще только приехала сюда в 46 году, то внутри бани еще находилась мраморная гробница с надписями на ней. Позже гробницу уже наши снесли. А мощи по всей видимости всех трех святых так и почивают там под спудом, находясь в нечистоте и поругании. Но Божиим промыслом молитвами преподобных единственно только эти самые большие монастырские святыни и уцелели из всех монастырских сооружений.

Чем же угодили так Господу преподобный Корнилий Комельский и святые преподобные Лаврентий и Кассиан. Преподобный Корнилий происходил из знатного рода ростовских бояр Крюковых, который во время княжения на Руси Василия Темного был одним из первых в Ростове по своим богатствам и знатности, так что был близок самому великому князю. Почему еще молодым отроком Корнилий был взят на службу в Москву к великокняжескому двору служить при великой княгине. По тем временам великокняжеский двор, благодаря набожности великой княгини Марии, стремящейся к иноческому житию и принявшей перед смертью постриг, не уступал в самом строгом исполнении всех правил церковного устава ни одной иноческой обители. Поэтому при дворе Корнилию удалось получить самое лучшее по тем временам образование и с раннего возраста приобщиться к церковной жизни и возлюбить под влиянием великой княгини и своего дяди Лукиана, служившего дьяком при княгине, иноческую жизнь. Когда дядя Лукиан оставил придворную службу и постригся в монахи следом за ним оставил великокняжескую службу и постригся в монахи в Кириллово-Белозерском монастыре и Корнилий. Хотя служба при дворе великого князя могла принести ему и славу и высокое положение в обществе и большое богатство. Но не мирская слава и житейские выгоды волновали чистое и пламенное сердце юноши. Он искал высшей Божией славы и решил посвятить свою жизнь служению одному только Богу. Молодой юноша полностью отказавшись от своей воли и всецело предал себя воле Божией, отдав себя под начальство прозорливого и опытного в духовной жизни старца Геннадия. Пройдя в Кирилловском монастыре все наиболее тяжкие послушания и ревнуя о высшем духовном совершенстве преподобный Корнилий почти через десять лет иноческого делания стал ходить по другим монастырям и пустыням, чтобы получить наставления других умудренных в духовной жизни старцев. В те времена такой путь созидания духовной благодати среди монашествующих был общепринятым. И везде где бы не находился подвижник везде за ним следовала слава и люди искали его руководства и наставлений. Но избегая мирской славы преподобный Корнилий избегал людей, переходил из одного пустынного места в другое, пока наконец на 41 году жизни уже умудренных духовным опытом старцем в 1497 году не пришел в Комельские леса Вологодской губернии и не поселился на берегу реки Нуромы при впадении в нее речки Талицы в избушке, построенной разбойниками. Места эти, находящиеся в 48 верстах к югу от Вологды, принадлежали разбойничьему, не знавшему Христа народу.

Много притеснений от разбойников пришлось испытать Преподобному Корнилию, которого разбойники всячески пытались выдворить из своих владений, угрожая смертью. Однако преподобный был непоколебим в своих намерениях полностью положился на волю Божию и их злобе и дерзости противопоставлял кротость и смирение. Вскоре атаман разбойников был убит и его шайка рассеялась, оставив старца спокойно владеть хижиною. Здесь он некоторое время пребывал один в одиночестве и безмолвии в трудах и молитвах, пока к нему не стали приходить люди, желающие разделить с ним пустыннические труды. Совместно с братией они обратили разбойничий притон в святую обитель и построили на этом месте церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Старец Корнилий был рукоположен митрополитом Симоном в священники и определен настоятелем возникшей обители. Однако разбойники не оставили пустынников и потом всячески досаждали ее настоятелю. Один раз избили до полусмерти, так что он еле приполз в свою келью. Много несчастий пришлось претерпеть ему и от нечистой силы, которая, лютуя на подвижника, обрушивала на него огромные деревья, так что однажды братия еле живого принесла его в келью и уже не надеялась на его выздоровление. Три месяца преподобный не вставал с постели пока Божией милостью здоровье потихоньку не возвратилось к нему. В следующий раз упавшим деревом преподобному проломило голову, но все несчастия он переносил со смирением, не позволяя себе не жаловаться, ни роптать. Люди добрые, знавшие старца, удивлялись его кротости и терпению и смотрели на него как на истинного раба Божия, как на одного из древних великих отцов. Слава о нем все более возрастала, так что сам великий князь Василий Иванович стал питать к старцу глубокое уважение. Надо сказать, что с самого начала иноческих трудов преподобный Корнилий надел на себя тяжелые железные вериги, трудился до старости наравне с братиею и всегда брал для себя самые трудные послушания. Днем трудился на общих работах, а ночь проводил в молитвах и в переписи священных книг. Он сам сочинил для руководства братии монастырский устав, который единственно один и уцелел и всего письменного наследия святых вологодских отцов и является самостоятельным памятником древнерусской книжности. Основной мыслью устава является неустанно повторяющееся требование полной личной нестяжательности иноков и полного отсечения своей воли, призыв терпеть всякую скорбь и тесноту иноческой жизни со смирением в постоянном послушании и нищете. В силу высоких подвигов, взятых братией обители перед Богом, еще при жизни ее основателя обитель достигла быстрого процветания как духовного так и материального. Блаженный старец особенно отличался большой милостивостью к нищим и странникам, которым выстроил при обители богадельню и странноприимницу. Он любил раздавать нищим милостыню и в храмовые праздники оделял каждого нищего хлебом, просфорою и деньгами. Особенно милосердие и вера старца проявилась в голодные годы, когда родителям приходилось бросать своих детей возле монастырских ворот. Блаженный старец всех детей приютил в обители, устроил для сирот богадельню на монастырском дворе и велел их кормить и учить, а голодным людям отворил монастырские житницы и ежедневно выдавал хлеб всем нуждающимся. Кроме того, чтобы не огорчить братию чрезмерною щедростью, он подавал нищим милостыню тайно от братии. Но не смотря на это обитель не только не оскудевала, но еще больше изобиловала.

Господь явно благоволил к обители. В 1538 году казанские татары вторглись в вологодские пределы. Комельскому монастырю, как и другим обителям угрожало разорение. Братия, спасаясь от татар, по совету старца, чтобы не искушать Господа, удалилась из монастыря на Белоозеро и молилась о спасении обители. И вот когда татары подступили к стенам покинутого монастыря, он показался им большим укрепленным городом со множеством войска, готового к сражению. Пораженные страшным зрелищем, татары бежали от монастырских стен, побив своих проводников.

Сам великий князь приезжал в Комельскую обитель просить молитв старца о даровании ему наследника. По молитвам старца, как считала сам великий князь, у него родился сын Иван. Вероятно во многом из-за этого обитель потом пользовалась особой благосклонностью Василия Темного и Иоанна Грозного.

Еще при жизни старец обладал даром исцелений и прославился своей прозорливостью, предсказывая наперед людские судьбы. У инока Иова был укушен палец и вся рука разболелась. Когда же он показал свою больную руку старцу, то он лишь взглянул на нее и сотворил молитву и болезнь в тот же миг сразу же прошла. Другое невероятное чудо преподобный Корнилий совершил с монастырским служителем Василием. Тот был смертельно ранен ножом, лежал без движения и уже умирал. Когда Корнилий подошел к нему и ткнул пальцем в рану, больной вначале от боли вскричал, а потом в ту же минуту почувствовал себя совершенно здоровым. Священник, причастивший его перед смертью, не мог поверить своим глазам, когда на следующий день увидел его совершенно здоровым, отправившимся с братию на тяжелую работу.

Чувствуя приближение своей кончины, блаженный старец созвал к себе игумена и 90 человек братии, преподал им всем последнее наставление. Затем в пятницу четвертой недели по Пасхе велел вести себя в церковь к Божественной Литургии, где отстоял всю службу и в последний раз причастился святых Тайн, после чего совершенно ослабел. Назначил своим преемником преподобного Лаврентия. Преподал братии последнее наставление, завещав их жить в братской любви и согласии он начал с каждым прощаться: каждого целовал и давал последнее благословение, прося у каждого прощения и молитв. В то же время он приказал читать часы, канон Иисусу Христу, акафист Богородице и канон Великомученице Екатерине. По прочтении канонов старец сам поднялся со своего ложа, взял кадильницу и покадив фимиамом святые иконы и предстоявших, снова лег и с молитвою на устах тихо предал Богу душу. Лицо его было весело и светло и казалось, что старец не умер, а только уснул. Блаженная кончина его последовала на 82 году жизни в 1538 году.

Сразу же по своей кончине Господь прославил своего угодника. От гроба покойного стали происходить многочисленные исцеления, увеличившие число почитателей святого. Уже на четвертый год по его представлении в монастыре, в Софийском вологодском соборе и во всех храмах вологодской земли стали почитать память святого по особо сочиненной службе. В 1600 году церковь официально причислила преподобного Корнилия Комельского к лику святых и установила ему 1 июня церковное почитание. В день памяти преподобного до революции в обитель стекались многочисленные паломники со всей Руси. Особенно торжественно проходили празднества в честь 400-летия со дня основания обители.

В этом году в день памяти преподобного в разрушенный монастырь приезжал владыка Вологодский Максимилиан и наместник Спасо-Прилуцкого монастыря отец Дионисий. Осмотрев жалкие остатки великой обители, они отслужили на источнике преподобного водосвятный молебен. Только несколько местных ребятишек пришло поглазеть на невиданное зрелище.

Когда я пришел на источник, я увидел деревянную избушку, сбоку из которой из толстой трубы под мощным напором вырывается вода. Я с трепетом попробовал эту воду. Она оказалась необычайно приятной на вкус. Местные жители берут ее для питья. Источник находится всего в нескольких метрах от поселка в лесу на тихой лесной речке Талице, очаровавшей меня обилием цветущей черемухи и необычайной красотой. Когда же я возвращался по лесной тропинке назад, то увидел как на стенах игуменского корпуса дети писали мелом скабрезные надписи. Я расспросил их, знают ли они чего-нибудь о монастыре? Оказалось, что ничего не знают, но продолжают искать зарытые клады и подземные ходы, которые говорят есть под монастырем. Недавно они нашли большую золотую монету тысяча шестьсот какого-то года. Меня удивило, что и местные жители совершенно ничего не зная об святости того места на котором они живут. Они продолжают растаскивать на хозяйственные нужды единственно уцелевший игуменский корпус, мыть машины и трактора во втором святом источнике преподобного Корнилия и мыться в бане над мощами святых Божиих угодников. Только иногда в тихую погоду, находясь в бане и игуменском корпусе кто-нибудь услышат тихое монашеское пение и перекрестится, пытаясь прогнать от себя непонятное наваждение.

А ведь на днях 23 июня исполняется 500 лет со дня основания когда то великой и знаменитой на всей Руси обители. Как будет отмечаться этот юбилей и будет ли вообще, неизвестно?

Е. Суворов

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera