23 

   Земля Коми


БЛАГОВЕЩЕНЬЕ В СИЗЯБСКЕ

“Сизябское селение - расстояние от Архангельска - 1000 верст. От Благочиния в с.Ижма - 7 верст, от с.Усть-Цильма - 100 верст, от почтового отделения в с.Мохча 7 верст, от пароходной пристани в с.Усть-Ижма - 60 верст, до Щельяюра - 40 верст”.

Из архивной справки начала века.

Земля ижемская находится в ста километрах от железной дороги. Автобус мчит меня через болота и реки в 430- летнюю Ижму. В семи километрах от районного центра на возвышенности расположено село Сизябск (иногда говорят Сизя иб, сизь - дятел, иб - высокое место). Путь туда лежит через реку Ижму, села Бакур и Брыка. А дальше километровый луг - Лахта, гладкое как стол преддверие старинного Сизябска. Лахту от северного ветра бережет высокая Базуй-гора, а справа ее омывает Курья, похожая на озеро Байкал в миниатюре.

Автобус заметно сбавляет ход при подъеме на Казенную гору - ворота Сизябска. На огромном щите читаем: “1728 год”, стало быть 270 лет селу. В центре его стоит храм во славу Благовещения Пресвятой Богородицы.

Праздник Благовещения и привел меня из далекого Сыктывкара в мое родное село. Так уж сложилось, что все мы, уроженцы ижемской земли, как птицы на гнездовья или рыбы на нерест устремляемся сюда на Благовещенье с самых разных концов Севера. Из Архангельска, Печоры, Ухты, Нарьян-Мара, из сел припечорья и ижемского района. Многие приходят пешком, как Фаина Рочева и Лариса Ануфриева из села Гам - они принесли пожертвования на восстановление храма. Другие приезжают на оленях, как молодые оленеводы Владимир и Иван Чупровы. Они приехали поставить свечи за здравие и упокой перед тем, как отправиться в тундру на летние пастбища. Из Мошьюги приехала делегация на трех машинах, среди них увидел я знакомую мою Любовь Михайловну Вокуеву с дочкой Наташей, здесь и Артеева Агния, ей уже девяносто лет стукнуло.

Храм - 20х20 - заполнен людьми полностью, причем большинство не стоит подолгу, освобождают место для вновь прибывших. Два дня не иссякает людской поток, до глубокой ночи подходят ижемцы из дальних деревень...

Разбросала нас жизнь, и вот раз в году встретимся, переговорим. Многие засиживаются едва ли не до утра, соскучились. Что нас, ижемских, еще объединяет, кроме Благовеста, держит в жизни, не дает оторваться от родных мест? “Благовест помог”, - слышу я не раз и не два. В чем помог? Увидеть дорогое лицо, потолковать с однокашником Щельяюрской школы выпуска 1957-го года.

Батюшка отец Родион все сердится на нас, прерывает богослужение:

- Не шумите, молитв не слышно.

Литургия совершается перед древней нашей сизябской иконой. Кто сохранил ее в безбожные годы, я, к сожалению, запамятовал. Образ необычный, на три темы. Верхняя часть иконы посвящена Благовещенью, средняя - Крещению Христову, и нижняя - Пресвятой Троице.

- Странная икона, - говорит отец Родион, - это, видно, сизябские верующие так смастерили.

Служба перед образом ныне уже третий раз проводится батюшкой Родионом. А он чуть больше года у нас в Ижме. С ним иеродиакон Ермоген. Хор на всенощной составился хороший, все четыре районные общины в нем оказались представлены своими председателями. От Сизябска - Чупрова Ольга, от Ижмы - Королева Анна, Краснобора - Терентьева Татьяна, Щельяюра - Канева Людмила.

С Людмилой Каневой, щельяюрской учительницей, у нас случилась летом такая история. Я в общину привел своего одноклассника Канева Александра Ардальоновича. Она даже заплакала на радостях: “Первый мужчина в общине”. Правда, редко он ходит на службы. Так, видно, и суждено нашим женщинам веру на своих плечах нести.

После службы (уже на следующий день) отправились мы с отцами Родионом и Ермогеном к знакомой моей, в семье у нее несчастье, сына забрали по подозрению в убийстве во время драки.

- Крестить его надо, - говорит о.Родион, - лучше до суда. Если не виновен, Бог поможет, а коли виноват - все равно не оставит.

Уже и священник уехал, а народ все не расходится. Обсуждает, как печи отремонтировать, умело пожертвования использовать на ремонт храма, как к следующему богослужению подготовиться и разобрать, наконец, сцену в храме, что осталась в наследство от советских времен.

Пора и уезжать. Доведется ли через год вернуться? Уже в Сыктывкаре узнал, что на Пасху вновь установили качели в селе. Такая традиция. Сегодня в ней особая надобность, ведь священник один на весь район, на пасхальную службу в Ижму нужно ехать, через реку. Не все собираются с силами, а праздника каждому хочется. Так до сих пор и стоят качели. Деткам на радость.

Валентин ЧУПРОВ

Сизябск - Сыктывкар

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera