10 

   История, краеведение


СЛОВО О СВЯТОМ КОРОЛЕ ОЛАФЕ

(покровителе Норвегии и друге великого князя Ярослава Мудрого)

В 1054 году в истории Вселенской Христианской Церкви произошло печальное событие: она раскололась на Западную, подчинявшуюся Римскому Папе (нынешняя Католическая Церковь), и на Восточную (Православная). Но до 1054 года это была единая Церковь, и все ее святые принадлежат сонму святых Православной Церкви. Однако память о многих из этих святых, прославившихся в Западной и Северо-Западной Европе, постепенно ослабела. А ведь некоторые из них были глубоко почитаемы и на Руси, и даже в центре Православия - Константинополе. К таким именно полузабытым святым относится благоверный король-мученик Олаф Святой - покровитель Норвегии и друг русского великого князя Ярослава Мудрого.

Олафу было три года, когда кончилось правление короля Олафа Трюггвасона, друга и сподвижника св. великого князя Владимира. Король Олаф Трюггвасон первым начал активную деятельность по христианизации Норвегии, но не смог довести ее до конца. В морском бою со шведами, датчанами и норвежскими изменниками король Олаф Трюггвасон не погиб, но был подобран нейтральным кораблем венедов и впоследствии стал игуменом православного монастыря в Сирии. Вот этот король Олаф не раз являлся в сонных видениях своему родичу, тоже Олафу, будущему святому, наставляя его в христианстве и благословляя на подвиги. Олаф Святой, подобно своему предшественнику Олафу Трюггвасону, был в молодости язычником и предводительствовал морскими походами викингов. Зато, приняв христианство, оба они стали ревностными его защитниками всюду, где бы ни находились: в родной Норвегии, на Британских островах, в России (в частности, и в нынешней Карелии - в Приладожье, в городе Альдегабурге (Старая Ладога), а также в Новгороде при дворах Новгородских князей).

Король Олаф вел поистине святую жизнь мудрого христианского правителя, был добр к подданным и милостив к раскаявшимся врагам, но суров к предателям, которые в союзе со Швецией и Данией объявили ему беспощадную войну.

Король Дании Кнут Могучий (овладевший также и Англией) стал непримиримым врагом короля Олафа, отказавшегося принять протекторат Дании над Норвегией; шведский король также был обижен на Олафа, не согласившегося удовлетворить его территориальные притязания. Поэтому шведский король не позволил своей дочери Ингигерд выйти замуж за короля Олафа (чего она весьма желала); и та впоследствии вышла замуж за русского великого князя Ярослава Мудрого. После своей смерти она была причислена к лику святых с именем Анны Новгородской, а от ее шведского имени получила название область Ингерманландия - район нынешнего Петербурга.

Король Олаф подолгу гостил в Новгороде при дворе Ярослава Мудрого, с кем, благодаря своей прежней невесте, а теперь жене Ярослава, он подружился. Однажды королю Олафу пришлось бежать в Новгород от войска Кнута Могучего и норвежских изменников.

Олаф был признан святым и канонизирован Вселенской Церковью сразу же после смерти ввиду множества свершившихся на его гробе чудес и исцелений и ввиду очевидного нетления мощей. В течение многих лет мощи его почивали в открытом гробе, причем волосы и ногти продолжали расти так, что их постоянно приходилось подстригать. В последний раз это сделал норвежский король Харольд Сигурдсок (прозванный Суровым), сводный брат короля Олафа, перед тем как отправиться в Англию в поход против англо-саксонского короля. Король Харольд Суровый приказал замуровать гроб Олафа и более не открывать его. Он погиб в битве в Англии. А его противник - английский король Харольд вскоре погиб в битве при Гастингсе с Вильгельмом Завоевателем (1066 г.), которого направил в “непокорную Англию” Папа Римский.

С тех пор началось наиболее активное окатоличивание всей Северо-Западной Европы, и связь как Скандинавии, так и Англии с Россией стала слабеть. А до того времени (от глубокой древности) Норвегия, Финляндия и Британские острова составляли с Новгородский Русью (включая Карелию) регион единой культуры и одного многоязычного этноса.

Сразу же после канонизации Олафа Святого в 1030 году было воздвигнуто много храмов. В частности, храм Олафа был построен и в Новгороде, и там по молитвам святому Олафу совершалось множество чудес и исцелений. Храм этому святому был воздвигнут и в Константинополе.

Икона св.Олафа, репродукция которой помещается здесь, написана инокиней Надеждой из Дивеевского монастыря в наше время. Сестра Надежда передала ее в собственность Муезерской Свято-Кассиановой общине. Икона будет находиться в строящемся в поселке Муезерском храме Державной иконы Божней Матери; а впоследствии, возможно, и в отдельной часовне, посвященной святому Олафу. На иконе Святой Олаф изображен в золотом нимбе на фоне заходящего солнца. Языческий культ солнца был весьма распространен в Северо-Западной Европе. Первые христианские проповедники (в частности, св.Патрик Ирландский) так говорили язычникам: “Вы верите в солнце? Мы тоже почитаем Солнце - Солнце Правды - Христа”. Поэтому на британских, скандинавских и новгородских крестах знак креста часто изображается в круге, или же, наоборот, концентрические окружности изображаются на самом кресте (кельтские и валаамские кресты).

Король Олаф Святой особенно почитал Крест Христов. Девизом его в последней битве были слова: “Вперед, люди Христа, люди Конунга!” (т.е. короля).

Святой мученик король Олаф, моли Бога о нас.

Священник С.Красавицкий, настоятель Муезерской Св.-Кассиановой общины.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera