17 

   История, краеведение


ФИЛОФЕЙ ЛЕЩИНСКИЙ

Переступив порог Троицкого монастыря города Тюмени, я была поражена стенами этого здания, разрушенного не временем, а людьми. Здесь был погребен прах Митрополита Сибирского и Тобольского Филофея Лещинского. О такой ли участи Троицкого монастыря мечтал Лещинский, когда писал в своем завещании просьбу похоронить его на пороге этого здания, который был построен по его указу? Думал ли он, что будет вычеркнут из памяти людей, а его могила будет осквернена и забыта, а люди отвернутся от Бога и забудут все святое?.. Возложив цветы на место, где должно лежать тело Владыки Филофея (в схиме - Феодора) я услышала вопрос от рабочих, которые реставрировали здание монастыря: “Кому эти цветы?” И стало мне грустно, что так коротка человеческая память...

А ведь Филофей Лещинский для Обской земли - как Стефан Пермский для Коми. За 25 лет своего служения он не только крестил язычников, но и положил начало развитию культуры в Западной Сибири, в Тюмени построил монастырь, в Тобольске основал Славяно-латинскую академию... Сам Филофей был человеком высокообразованным. Родился он в 1950 году в Малороссии в семье людей небогатых, но благородного происхождения. Воспитание получил в знаменитой Киевской академии. После смерти жены принял схиму в Киево-Печерской Лавре. В 1700 году Петр I выпустил указ: для “просвещения светом Евангельского учения Сибирских инородцев” на кафедру Сибирской митрополии “назначить пастыря не только доброго и благого непорочного жития, но и ученого, который бы при том в помощь себе взял в Сибирь несколько образованных, способных изучить языки китайский и Сибирских инородцев”. По всем статьям схимонах Феодор для этого подходил.

В 1702 году в Москве схимонаха Феодора возвели в сан митрополита, и весной того же года он прибыл в Тобольск. Сибирский губернатор князь Гагарин М.П. предложил митрополиту принять на себя труд Апостольства, “как пастырю свободному и способному”, и дал ему судно, гребцов, толмачей, знающих язык остяков и вогулов (хантов и манси) и наречия, около 10 казаков для охранения миссии, 2000 рублей, достаточное количество вещей, разного рода (красного сукна, холста, домашней посуды и прочие) для подарков новокрещенным, и предварительно разослал предписания местным властям о содействии в достижении святой цели.

В июне 1712 года судно Преосвященнейшего Филофея вышло из Тобольска вниз по Иртышу и, войдя в Обь, стал останавливаться почти во всех местах, где были остяцкие жилища. Первая поездка к остякам заключалась, преимущественно, истреблением предметов идолослужения. Это делалось во исполнении Государева указа: “...Сибирскому Митрополиту Филофею... ехать во всю землю Вогульскую, Остяцкую и в Татары, и в Тунгусы, и в Якуты, и в волостях, где найдете их кумиры и кумирницы, и нечистивые их “чистилища”, и то ... пожечь, а их Вогуличев и Остяков... Божею помощью и своими трудами приводить в христианскую веру, и в том явить им словесно, и сей наш указ сказать...”

Митрополит обращался к остякам и вогулам со словами: “Истинный Бог дух невидим, а Ваш бог не более, как дерево. Истинный Бог есть творец всего, а Ваш бог сделан Вашими руками. Истинный Бог промышляет обо всем и благотворителен к имущим его, а Ваш бог только разоряет Вас требованиями себе на жертву не только нельмы и других рыб, но и лошадей, которых в Вашем месте и при Вашем состоянии дороги”.

После увещевания от Преосвященного Федора, какое было сообразно с понятиями слушателей, остяки сами позволили сжечь кумира Бога Рыб, который у русских слыл под именем Обского Старика, и его кумирницу. Бог Рыб был сделан из дерева в виде человека с огромным жестяным носом, стеклянными глазами, рогами и короткими руками, одет в красный суконный кафтан и обложен разного рода оружием - луками, стрелами и прочие. В одних из самых дальних юрт в Шурышкарском районе остяки стали защищать идола, сделанного также по подобию человека, но с лицом серебряным. Но мятеж быстро утих, так как Филофей обратился к собравшимся с такой речью: “... Если бы чтимый Вами бог был бы Бог истинный, то согласно своему обещанию, защитил бы себя или, по крайней мере, что-нибудь проговорил”. Остяки юрт Воскохольских, Белогорских, Сухоруковских, Мало-Атлымских, Шокарских, Казымских и других, лишенные предметов своего поклонения... а также убежденные в их ничтожестве, без сопротивления согласились на перемену религии, а реки Иртыш и Обь и их притоки послужили для них Иорданом.

В путешествии Филофея сопровождал Григорий Новицкий, впоследствии автор “Краткого описания остяцкого народа”. Вторая часть этой книги не окончена - в связи со смертью Новицкого при исполнении среди новокрещенных остяков христианских обязанностей, вместе с ним был убит и священник Сентениев.

Вторая поездка 1713 года, как и первая, была совершена по Иртышу и Оби, и также была снабжена всем, что было нужно от гражданского и духовного начальства. Но и здесь Преосвященнейший Схимонах Феодор встретил сопротивление. В юртах Большого Атлыма, которые были населены потомками зырян-пермяков, в конце ХIV столетия ушедших следом за главным жрецом своим Памом из Перьми от крещения святым Стефаном, Филофей Лещинский встретил воинственно настроенных людей. Они не только не хотели слушать проповеди Евангельской, но и не позволили судну, на котором приплыл схимонах Федор, пристать к берегу. А между тем, на Оби поднялась сильная буря, и судно бросило на песчаную отмель. Митрополит должен был идти до берега по грудь в воде. На берегу встретил толпу мятежников и, несмотря на их угрозы, вступил с ними в разговор, но на все увещания только и слышал: “Не хотим веры, которая отвергает богов наших, чтимых отцами и дедами нашими”. Среди собравшихся отличался один язычник маленького роста, с черным лицом, “сухой как скелет”, пользовавшийся в Атлыме особенным авторитетом. Он говорил на своем языке своим соплеменникам, что о перемене религии говорить нечего. Но вскоре дела приняли самый благоприятный оборот. На третий день большеатлымские зыряне, по приглашению, явились к Преосвященнейшему и после небольшой проповеди, к большому удовольствию веропроповедника, вместе с главным зачинщиком приняли христианство.

В 1713 году Митрополитом Филофеем, при содействии помощников-священников, было обращено остяков в веру Христову 3500 человек. В 1714 году в день Алексея, человека Божия, в районе Пелыма им также были обращены 600 вогулов. По прибытию к Буренским остякам, которые приняли сламскую веру, он встретил озлобленное сопротивление против христианской веры. Под руководством татарского абиза остяки взяли в руки оружие и яростно напали на веропроповедников: одного из них ранили в голову, другого в плечо, а третьему пробили насквозь руку. Но Филофея не остановила ярость озлобленных людей, он остался на берегу, где стал молиться за их души. Остяцкий старшина Ушанко выстрелил в Филофея Лещинского из ружья, но пуля пролетела сквозь платье, трепыхавшееся на ветру, не коснувшись тела. За этот инцидент Схимонах Феодор был вознагражден; его стали чтить как своего отца и Апостола. Слава о нем летела быстрей пущенной стрелы, и где он останавливался, его принимали как святого и меняли религию, принимали крещение язычники - по рекам Сосьва, Ляпино, Казым и Куноват.

В 1715 году, получив новое царское повеление, Митрополит Сибирский и Тобольский (Филофей Лещинский) отправился к вогуличам и остякам, жившим по реке Конде. Первые юрты, где он остановился, были Нахрачевы. Молва о грозившейся опасности главному Богу Земли остяков и вогулов, которого издревле чтили народности этих земель, еще до прибытия веропроповедника собрала в Нахрачевых юртах окрестных жителей с оружием в руках.

Главный Бог Земли хантов и манси был сделан из дерева в виде человека с лицом, обложенным белым железом и с черною лисицей на голове, а одет был в суконный зеленый кафтан. Депутаты из почетных людей Нахрачевских юрт пришли к Митрополиту Филофею договориться на следующих условиях: чтобы бога не истреблять и по крещению возложить на него золотой крест. Не получив положительного ответа, Вогуличи и Остяки, взяв в руки оружие, пошли к проповеднику, требуя чтоб он оставил их юрты. Но снова фортуна улыбнулась Филофею: день празднования 15 июля равноапостольского князя Владимира послужил началом перемен. К митрополиту пришел старшина Евласев и, прослушав проповедь, принял христианскую веру. После него пришли креститься остальные инородцы. А Главного Бога Земли вогуличей и остяков инородцы тайно вывезли, и вместо него выдали другого идола. И, увидев, что с их богом веропроповедники обращаются не благоговейно, плакали по нем, словно по родному, подобно киевлянам, оплакивавшим Перуна. От Нахрачевских юрт, Митрополит Филофей поплыл вверх по реке Конде и там едва не сделался жертвой вогулов, несколько священников погибло...

За период миссии по Обскому Северу Митрополитом Сибирским и Тобольским было обращено в христианство около 40 тысяч инородцев-язычников. Филофей Лещинский прожил долгую, но славную и яркую жизнь; умер в 1727 году в возрасте 77 лет, и по его завещанию, похоронен в Троицком монастыре города Тюмени - под порогом здания...

После смерти Филофея Лещинского его святое дело продолжали игумен Гедеон, иеромонах Зиновий, иеродиакон Никодим, священник Михаил Степанов. В !*”! году протоиерей Вергунов перевел на остяцкий язык Евангелие, но Священный Синод нашел перевод неудачным и вернул для исправления, которое также оказалось неудачным. В 1846 году при Обдорской церкви открылось училище, в котором стали готовить священников из самих инородцев. В числе талантливых и деятельных пастырей был Петр Александрович Попов, изучивший остяцкий язык и составивший словарь из 5400 слов. Он писал: “Язык каждого народа есть выражение его мысли и чувства, в языках отображается исторический и религиозный, общественный и нравственный быт его: потому знание языка... есть необходимое условие ценнейшего делания во Христе”. В 1872 году протоиерей Попов за полезный труд по переложению на остяцкий язык молитвы, Символа Веры и образчиков исповеди для инородцев был награжден 20-ю рублями. Но труд его так и остался лежать на полках Тобольского Епархиального Комитета.

В своих отчетах протоиерей Петр Попов с горечью писал: “Инородцы умирают нередко без напутствования таинством исповеди и святого причастия, погребаются по обряду языческому...” И сейчас, когда на пороге 2000-й год, население Ямало-Ненецкого округа в массе своей поклоняется богам-идолам. Дело, начатое Филофеем Лещинским, еще не завершено.

В.ВАНУЙТО

г.Салехард

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera