3 

   История, краеведение


В КОЛЫБЕЛЬ ЗЫРЯНСКОГО ЖЕНСКОГО ИНОЧЕСТВА

СО СВЯТЫНЕЮ

Среди кипучей деятельности, среди непрестанных забот при многосложности предприятий душа Афанасия Васильевича Булычева, известного в прежнее время пароходчика, положившего , можно сказать, начало тому пароходству, которое теперь процветает на севере, распространяя культуру в самых глухих местах, стремилась к Богу, стремилась к подвижничеству. Он мечтал о создании на свои средства монастыря, где бы ищущие спасения могли достигать его, не связанные узами мира и того, что в мире. Для зырян памятен тот день, когда в их краю появился первый пароход и сам хозяин Афанасий Васильевич приехал в новые места. Зыряне сбежались смотреть на пароход, как на нечто для них дивное. Афанасий Васильевич полюбил этот народ, познакомился с его настроением, увидел его тьму, нужды духовные и у него зародилась мысль об открытии монастыря именно для зырян, и притом женщин. Ее поддерживал покойный основатель Ульяновского Стефанова монастыря о. архимандрит Матфей, прибывший в зырянский край из Соловецкого монастыря с несколькими иноками. Мужчины зыряне, желающие вести иноческую жизнь, имели возможность находить удовлетворение своей потребности души в Ульяновском монастыре. А для женщин зырянок не было соответствующего места. Для них и хотел Афанасий Васильевич потрудиться, для них создал св. обитель. Мысль о монастыре он долгое время скрывал, хранил ее от взоров людей любопытствующих, как святое и дорогое для него Божие внушение; он не открывал своего намерения даже родственникам. Сам же постепенно шел к заветной цели, покупал земли, приготовлял все необходимое. Со своими планами Афанасий Васильевич с течением времени стал делиться с высокочтимыми им людьми, например, о.Иоанном Кронштадтским. Последний во время посещений своих Двины при путешествии в родную Суру, подолгу беседовал с Афанасием Васильевичем, посвящавшего чтимого всею Россиею батюшку в свои намерения относительно монастыря. Кронштадтский пастырь одобрял мысль предприимчивого человека и благословлял его дело, давая мудрые советы. Об одном более всего скорбел Афанасий Васильевич: будет монастырь, если Господь поможет, но святыни в нем не будет. Свою скорбь поведал он однажды, рассказывает дочь Булычева, о.Иоанну Кронштадтскому. “Будет”, решительно, как бы пророчески сказал ему батюшка.

17 лет тому назад заветное желание Булычева исполнилось. Открытие зырянского монастыря Св.Синодом было разрешено. Началась расчистка леса для постройки храма и келий. Вызваны были инокини из Троицкого Шенкурского монастыря Архангельской губернии для собирания сестер и управления новою обителью. Афанасий Васильевич избрал место для зырянского монастыря в глухом лесу - в суземе, вдали от поселков; самое ближайшее селение к нему - это Серегово, в 14 верстах. Только пернатые оглашали своим пением те леса, где Бог привел поселиться сестрам, пришедшим сюда по любви ко Христу, да медведи в большом количестве бродили по лесу, не тревожимые никем.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы это место было совсем безвестное; нет, в глубине леса в 18 столетии здесь жид подвижник Василий Пестерев, который, поселившись на берегу речки Кылтовки, занимался ловлею рыбы и водрузил у своей избушки большой деревянный крест. Перед ним он в тишине уединения проливал свои молитвы ко Господу. Окрестные жители чтили пустынника, чтили св. крест, перед которым, попадая в лес для рыбной ловли или охоты, молились. Господу угодно было, чтобы на сем месте, ознаменованном молитвами богомольцев, явилась св. обитель.

Тяжело пришлось первым насельницам. Страшные вихри с завываниями ветра, соединявшимися с воем волков, тридцатиградусные и еще сильнейшие морозы приводили в смущение сестер, живших в городском Шенкурском монастыре и приехавших в лесную глушь. Отсутствие богослужения на первых порах было тягчайшим лишением для сестер, а в нем бы они могли найти для себя великое утешение.

Но пережита тяжелая зима. Настала весна. Ожила природа. Началась расчистка земли, обработка наиболее удобных мест. Освятили и деревянную временную церковь. Среди леса в небольшом храме послышались священные песнопения иночествующих.

Строитель обители Афанасий Васильевич конец жизни своей провел в подвиге поста и молитвы, приготовляясь в Соловецком монастыре к принятию иночества после долголетней кипучей деятельности. Он мечтал по пострижении и посвящении в сан иеромонаха посетить свою начинающуюся обитель, послужить литургию в храме, благословить сестер на иноческие труды. Но заболел. И на одре болезненном его постригли в монашество с сохранением прежнего имени Афанасий. О своем постриге и приближающейся кончине инок Афанасий сообщил сестрам с просьбою помолиться о нем. Материально он обеспечил монастырь духовным завещанием, передав свои планы относительно дальнейшего устройства монастыря своей дочери, поручив ей исполнить его волю.

Между тем благодаря управлению мудрой и опытной игуменьи м.Филареты, уже почтенной старицы, обитель стала быстро развиваться и расти, приобретая известность среди не только окрестного населения, но и в отдаленных местах епархии. В обитель потекли девицы, жаждущие спасения. Матушка игуменья мудро умела использовать знание тех ремесел, которыми занимались девушки дома. Вот приходят в обитель девицы из сел, расположенных на берегу реки Виляди, умеющие разводить лен и обрабатывать его. Засеялись монастырские поля льном. Монахини, уроженки архангельские, знакомые ткацким делом, стали учить ткать полотно, настолько хорошо, что оно мало в чем уступало фабричному; явилась ткацкая, где стали работать салфетки, половики и проч. весьма красивых рисунков. Пришел из Сысолы помолится в монастырь крестьянин, умеющий делать глиняную посуду, вблизи монастыря оказалась хорошая глина. Сестры научились делать посуду. Явился гончарный завод. Ученицы вскоре превзошли в умении своего учителя терпением и практикой, так что он сам приезжал у учениц перенимать ему неизвестное ранее. Чего не делают сестры на своем гончарном заводе, даже предметы, которые могут быть украшением порядочного дома в городе.

Все сестры обители живут на полном общежитии; причем новые насельницы принимаются после предварительного серьезного испытания их способности к монастырской жизни. Замечательная перемена во всех отношениях к лучшему происходит в крестьянских девушках, зырянских и русских, пришедших в обитель, когда они проживут в ней несколько лет. И прежде всего они делаются все грамотными. Как то легко удается им научиться читать.

В Крестовоздвиженском монастыре за воскресным и праздничным богослужением поют все сестры, в том числе и рабочие. Матушка игуменья приучила их петь. “Ведь устанут они, работая целый день, говорит она, пожалуй за всенощным бдением и задремлют; вот и поют они, бодры и молятся усердно”. Замечательные напевы в этой пустыни. Некоторые молитвословия поются весьма заунывно, невольно трогая сердце и взывая на глазах богомольцев слезы.

Только не было святыни, каковая является необходимою принадлежностью каждого монастыря. О даровании ее молились сестры обители. И исполнилось заветное желание игумении и сестер. Что естественнее было иметь в монастыре, основанном в память Воздвижения Креста Господня, как не частицу Животворящего Древа, на котором был распят Господь, которое сделалось предметом благоговейного поклонения всех христиан. По старанию игуменьи, за молитвы сестер обители, иноки св. Афонской горы прислали в благословение новоустроенной обители великую святыню:

2-х аршин вышины икону Воздвижения Креста Господня прекрасного письма, а в ней частицу Древа Господня с частицами св. мощей муч. Трифона, Космы и Дамиана и Феодора Стратилата. Предположено было святыню принести в обитель с особенною торжественностью. Для миссионерского воздействия на все окрестное население решено было устроить крестный ход со святынею до монастыря от с.Усть-Выма на протяжении 36 верст.

5-го июня на пароходе из Вологды сопровождать святыню Крестовоздвиженского монастыря отправился епархиальный миссионер архимандрит Неофит. Путь лежал через г.г. Тотьму, Устюг, Сольвычегодск, Яренск. Пассажиры во все время пути с благоговением относились к святыне; в зале 1 класса отправлялись молебны, по просьбе пассажиров, особенно же сильно усердие их стало проявлятся, когда пароход вступил в пределы зырянские. На торжество встречи св. иконы стекались жители г.Устьсысольска и Яренска, шли пешеходы из отдаленных мест.

Утром 9 числа пароход, на котором находилась икона, стал приближаться к Устьвыму. Издали с.Устьвымь кажется городом, в нем четыре каменных храма, высокая, стоящая отдельно от них на горе колокольня, по горам расположено село с несколькими улицами.

С колоколен храмов разносился торжественный звон колоколов при приближении к нему парохода, на котором находилась святыня. С парохода еще издали виднелась на берегу темная полоса - это толпы народа, собравшегося встречать св. икону. По мере приближения парохода к пристани в этой толпе стали выделяться золотистые хоругви, иконы в ризах, священнослужители в золотых облачениях, ряды инокинь. Они со слезами радости приняли с парохода св. икону и понесли ее при стройном пении в Благовещенский храм. По окончании литургии, чтобы все богомольцы, не вошедшие в храм вследствие тесноты, могли удовлетворить свои потребности помолиться перед святынею, совершено было молебное пение на площади у церкви; тут же народ с благоговением прикладывался к святыне.

После краткого отдыха крестный ход со св. иконою отправился к Серегову. До с.Серегова от Устьвыма 22 версты. Сначала путь лежал через деревни. В каждой деревне, у крестов, которых в зырянском крае очень много, делались остановки, служились краткие молебны, читалась молитва над приносимыми хлебами, которые в благословение раздавались жителям весей. Пели монашествующие. В каждой деревне по окончании молебствия архимандрит говорил поучения на разные темы по вероучению и нравоучению христианскому, о св. Троице, бессмертии души, о храме, о праздниках. Тихо шумели вековые сосны и ели, как бы принимая участие в торжестве народа; пернатые оглашали лес пением, как бы вторя пению священных песнопений монахинями, проявившими такое усердие, что звуки песнопений не прерывались всю дорогу от Устьвыма до монастыря. Шли быстро. Незаметно было утомления среди паломников. Пение окрыляло дух и поддерживало энергию. За версту от с.Серегова святыню с крестным ходом встретил Сереговский причт. Встреча произошла на высокой горе, откуда открылся дивный вид, с одной стороны, на село, с другой, на массы народа, стоящего на горе и под горой. Тут было еще больше народа, чем в Устьвыме. Невольно хотелось от сердца сказать этим богомольцам поучение, как жить, как душу спасать. Был одиннадцатый час ночи, белой северной ночи. Перед нами - море голов... Около полночи крестный ход со святынею вступил в величественный Сереговский храм. В Серегове солеваренный завод Булычева, основателя Крестовоздвиженского монастыря. Здесь жители русские, прибывшие из разных мест, как в центр промышленности. На них несколько отразилось влияние т.н. освободительного движения. Впрочем, сереговцы любят храм. За заутреней и литургией на следующий день, совершенной соборе архимандритом Неофитом при пении монастырского хора, было много народа.

Еще с утра многие богомольцы стали перебираться на пароме через р. Вымь на другой берег, на котором находится Крестовоздвиженский монастырь, отстоящий от Серегова в 14 верстах. Когда по окончании литургии крестный ход подошел к реке, противоположный берег был запружен народом, одетым по праздничному; полоса народа растянулась по всему берегу, на котором расположены постройки завода. Священнослужители с иконами и народ вступили на паром. Медленно и плавно двигался паром при пении на обоих сторонах реки и при горячих молениях народа. На том и другом берегу виднелись коленопреклоненные люди. Слышалось всюду: Спаси Господи люди твоя. Были дивные минуты. Невольно проникали в душу представления, как проповедовал в этих местах свят. Стефан, как шел он по р. Выму, как ненависть и злобу побеждал любовью, кротостью и смирением. На берегах Выми он встретил особенное противодействие. Тут господствовал пама; в 4 верстах от Серегова, где находится теперь Ляльский храм, имел пама свое местожительство. Все ему покорялись. Но о язычниках теперь забыто. Чувствовалось, что св. Стефан и его преемники духовными очами своими созерцали то, что совершалось теперь, созерцали с радостью и молились за людей, сошедшихся на торжество веры. И от лица священнослужащих и народа с берегов реки неслось хвалебное пение святителю. Казалось, сама природа разделяла торжество народа. Давно невиданное вследствие пасмурной погоды солнце бросало свои лучи на процессию. По переправе через реку предстоял 14-верстный путь лесом. Этот путь был очень утомителен. Солнце сильно пекло. Попадет ручеек на пути - и богомольцы бросаются к нему, чтобы утолить свою жажду. Чтобы несколько поднять бодрость путников, предложено было им петь знакомые песнопения. Одна зырянка рассказывала потом: “вот батюшка то и сказал: пойте все, а улица то как завопила: Богородице Дево радуйся”... К сожалению зырянский народ еще не приучен к общему пению. По мере приближения к монастырю стали показываться небольшие группы людей, идущих на встречу святыне. В версте от монастыря есть часовня с крестом и колодчиком. Тут ожидал св. икону крестный ход из монастыря. Блестели на солнце хоругви, золотом отливали ризы священнослужителей, группа инокинь пела церковные песни. Миг - и сошлись ходы. Слезы умиления падали из глаз иночествующих, после томительного ожидания получивших возможность увидеть и облобызать св. икону. Возгласы, эктении произносились с особенною силою и благоговением. Один из встречавших священников о.В.Яхлаков произнес речь, выяснив значение настоящего торжества обители. Медленно двигался крестный ход. Лес поредел. Перед глазами богомольцев открылся монастырь. Он расположен под горой, как бы в котловине. Прежде всего бросились в глаза высокие кирпичные стены обители; около них изгибаясь струится небольшая речка Кылтовка, стены окаймлены зелеными соснами и елями, внутри стен - направо маленькая деревянная церковь, налево блестят золотые кресты и звезды на белой главе нового каменного храма; там большой бледножелтый корпус сестер. И все это выросло в 17 лет, выросло в суземе - в глухом лесу. Здесь приносится Жертва Безкровная, здесь совершается спасение людей, пожелавших отдать свою волю и в тиши уединения ведущих борьбу со грехом через внимание, молитву и труд, труд усердный и постоянный.

Святыня в храме. Она поставлена на место, вблизи царских врат. Кончен продолжительный путь. Архимандрит пригласил присутствовавших возблагодарить Господа за благополучное окончание пути, призывая помолиться за братьев - иноков афонских, даровавших святыню, к которой да притекают сестры всегда, особенно в минуты скорби, каких в жизни бывает не мало. Скорби Господь посылает за грехи наши для вразумления, для очищения и исправления жизни. Подвижники нам заповедали: принимайте скорби, как дорогих гостей. Не трудно переносить скорби, каких в жизни бывает не мало. Скорби Господь посылает за грехи наши для вразумления, для очищения и исправления жизни. Подвижники нам заповедали: принимайте скорби, как дорогих гостей. Не трудно переносить скорби верующим, ибо Господь Крестоносец, сам искушенный может и искушенным помочь, подкрепить, поддержать, не дать упасть. В монастырь богомольцев пришло очень много; все они нашли приют и трапезу; по билетикам было накормлено на дворе до 800 человек.

Празднество в честь принесения иконы Воздвижения Креста в монастыре совершалось 12-го июня. Оно началось накануне, отправлением всенощного бдения. Пели все сестры обители, молилось много и мирян. Служили соборно. Церковь сияла свечами; была украшена искусственными прекрасно сделанными цветами, даже здесь в этом северном глухом уголке на икону был возложен из живых цветов красивый венок. Лития совершалась вокруг храма, по киевскому обычаю, который весьма понравился богомольцам. Шестопсалмие, равно и канон читала сама матушка игуменья, 78-летняя старица, звонким, мелодичным голосом весьма громко, раздельно и с большим чувством. Во время кафизм архимандрит произнес поучение с церковного крыльца о том, чему учить всех, а особенно монашествующих, жизнь многострадальной преп. Анны Кашинской, годовщина прославления св. мощей которой в тот день праздновалась. Вся служба с литии и до конца совершалась на свежем воздухе. Беспокоили комары, но говорят, сравнительно с тем, что обычно бывает, мало. Воздух был напоен ароматом смолистых деревьев, несшихся из окружающего монастырь соснового великолепного бора.

На утро совершалась поздняя литургия. Пели все сестры, даже нотную Херувимскую исполняли вместе с клиросными и рабочие. Во время малого входа ради усугубления торжества пострижены были в рясофор две послушницы, причем обряд пострижения произвел на богомольцев необыкновенно сильное впечатление. В конце литургии было сказано поручение. Кроме благодатного врачевания и утешения от частиц Древа Господня и св. мощей мучеников св. икона Воздвижения Креста многому поучает нас. Он есть лестница к небу. Крест состоит из двух древ: продольного и поперечного, вот основание лестницы к нему, прикладывайте к сим основаниям ступени - смирение, кротость, искание правды, милость, терпение и другие добродетели по заповедям блаженства и вы достигнете неба и скажет Господь трудникам: внидите раби в радость Господа своего.

Дай Бог, чтобы колыбель зырянского женского иночества сделалась рассадником его и процветала на благо духовное не только зырянского края, но и по всей церкви русской.

Архимандрит НЕОФИТ.

(Из N18 Вологодских Епархиальных Ведомостей 1911г.)

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera