17 

   Церковные праздники


КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА

28 июля – память равноап. вел. князя Владимира

Нынешним летом исполняется 1010 лет Крещения Руси. Но до сих пор историки спорят, было ли это датой крещения всей Руси или только князя Владимира. А вот что пишет об этом митрополит Минский и Белорусский Филарет в специально посвященной этому статье.

Согласно ученому А.А.Шахматову, в XI веке было известно два сказания о крещении Владимира. В одном из них утверждалось, что киевский князь был обращен в христианство задолго до Крещения Руси греческим философом, посетившем его в Киеве. Описание картины Страшного суда будто бы и склонило его к спасительной вере. Во втором же повествовании сообщалось о вынужденном его крещении в Корсуни – это якобы было условием Византийского императора, исполнив которое Владимир мог взять его сестру замуж. Впоследствии оба эти сказания вошли в “Повесть временных лет” летописца Нестора. Так где же крестился Владимир – у себя дома, добровольно, после духовных размышлений, или в греческой Корсуни, по воле обстоятельств?

В “Повести временных лет” (а именно из нее большинство из нас знает историю Руси) оба эти сказания переплетаются таким образом, что греческий философ будто бы подвиг князя послать людей в Византию, чтобы испытать православную веру. О том же, что он крестил Владимира, ничего не говорится. А сказание о крещении в Корсуни оставлено почти без изменения. Но насколько достоверна “Повесть временных лет”?

Начиная с прошлого века, нашими историками открылось еще три древнейших источника, из которых можно почерпнуть достоверные сведения. Это “Слово о законе и благодати” первого русского митрополита Илариона (нач. XI в.), “Чтение о святых мучениках Борисе и Глебе”, которое принадлежит перу того же летописца Нестора (кон. XI в.), и “Память и похвала святому Владимиру” монаха Иакова (считается, что написана где-то в первой половине XI в.). В первых двух сказаниях о Крещении Владимира в Корсуни ничего не говорится, зато сообщается, что он “притек ко Христу сам, руководствуясь только своим благим смыслом и острым умом... в сердце Владимира воссиял разум от того, что нашло на него посещение Вышнего” (митр.Иларион) и что христианином сделало его “явление Божие”, т.е. какое-то чудо (летопис.Нестор). В третьем же сказании прямо говорится, что Владимир крестился до похода на Корсунь. Факт удивительный, но исходит из источника достойного доверия. В настоящее время с достаточной вероятностью можно утверждать, что монах Иаков пользовался древнейшими летописями, восходившими к X столетию, то есть составленными при жизни святого Владимира. Что же в них говорится?

Согласно “Памяти и похвале”, Владимир, а с ним и “чада и весь дом его”, принял Святое Крещение в 987 году (учитывая особенность русского календаря – в 988 г.). Следующим летом киевский князь ходил к днепровским берегам и лишь на третье лето взял Корсунь. Причем, стоя более полугода под стенами города, он, уже будучи христианином, обратился с горячей молитвой к Господу, и молитва была услышана – князь “прия град Корсунь”. Только после этого устрашенный Византийский царь отдал свою сестру Анну под венец киевскому князю. Венчавшись с Анной, князь возвратился в Киев – и тогда лишь приступил ко крещению Руси.

Как видно, имея царицу из знатного рода “правителей мира”, было легче убедить народ принять новую веру. Сам по себе приезд Анны в Киев уже был событием из ряда вон выходящим для национального самосознания русичей. Что значит иметь царицу из рода Василевсов в то время, показывает следующий факт. Незадолго до описанных событий, в 968 году, посол Луитпранд Кремонский искал в Константинополе невесту для сына германского императора Оттона I и получил такой ответ: “Неслыханное дело, чтобы багрянородная дочь багрянородного императора могла быть выдана замуж за иноземца!” Но киевский князь, в отличие от германского императора, не отступился... Трудно поверить, чтобы подобную настойчивость мог проявить человек лишь для удовлетворения своего тщеславия. В нескольких словах Иаков Мних передает нам действительную цель этой удивительной дерзости. По его словам, штурмуя город Корсунь, святой Владимир молил Господа “привести люди крестьяны и попы на свою землю и да научать люди закону крестьянскому”.

Где крестился сам Владимир, ни Иаков Мних, ни митрополит Иларион, ни Нестор летописец не сообщают. По всей видимости они этого и не знали – крещение было совершено без особой торжественности и на первых порах оставалось тайной для современников. По всей видимости совершилось это в Киеве или в Василеве – то есть на Руси, добровольно, с сознанием истинности Святого Православия.

М.С.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera