13 

   Проповеди, беседы


ЧТО ЧИТАТЬ

ЧТО ЧИТАТЬ?

(из беседы с преподавателем православных курсов в Сыктывкаре, методистом Коми республиканского института повышения квалификации учителей Е.А.Чучкаловой )

Учащиеся курсов, на которых я преподаю, нередко спрашивают о литературе, которую необходимо прочесть для духовного становления. В таких случаях я привожу им совет старца Варсонофия Оптинского на сей счет, который писал:”Читать надобно книги деятельные, относящиеся до христианской жизни. Умозрительные или созерцательные нам не под силу. Созерцание прилично созерцательной жизни, а сия приходит по очищении от страстей заповедям Христовым и ей сама благодать научает”.

И хотя нижеследующий совет дан для монашествующих, несомненную духовную пользу он может принести и мирянам.

Вопрос. Какие книги должно читать иноку для получения духовных познаний?

Ответ. После книг св. Писания Нового Завета, монашескую азбуку составляют превосходные, духовно сладостные и всем доступные писания Св.аввы Дорофея и св.Иоанна Лествичника. За ними следуют книги святых: Феодора Студита, Ефрема Сирина, Нила Сорского, Варсонофия Великого, Петра Дамаскина, аввы Исайи Отшельника, Макария Великого, Василия Великого, Марка Подвижника, аввы Орсисия, аввы Фалласия, Кассиана Римлянина, Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника, Исаака Сирина, славянское Добротолюбие (не все подряд, но статьи из него по указанию духовного отца), также и Добротолюбие в русском переводе. Затем: творения св.Иоанна Златоуста, святителей Димитрия Ростовского и Тихона Задонского, особенно наставления последнего для монахов. Из книг исторических: Четии-Минеи, Пролог, Достопамятные сказания о жизни Отцев, Древний Патерик, “Луг Духовный”, Лавсаик, История Боголюбцев, История Православного монашества на Востоке” П.Казанского, “Житие святых жен-подвижниц” архиепископа Черниговского Филарета, История Церкви, и в частности, История Церкви Русской, “Историческое учение от Отцах Церкви” Филарета, архиепископа Черниговского (Монашеская жизнь... Епископа Ювеналия. Киев, 1885, с.155).

Нелишне будет напомнить читателем газеты, что читать Добролюбие по благословению опытного духовника, проходящего монашеский путь, лучше всего. Так как в последнее время отмечается, что чтение Добротолюбия новоначальными и мирскими людьми приводит к фарисейству и лицемерию, вследствие того, что душа, не очищенная от страстей, при чтении о подвигах стяжания добродетелей и Иисусовой молитвы начинает мнить себя как бы уже имеющей эти добродетели, т.е. при отсутствии реальных смиряющих условий (монашеского послушания, послушничества в миру у опытного и строгого духовника) душа забывает, что книга эта написана для духовников и игуменов в первую очередь, а затем для всякого подвижника, вступившего на путь самоотречения. Считая себя уже обладающей добродетелями (тогда как в действительности только прочла о них), душа невольно превозносится и решается часто на самочинные подвиги, что кончается тяжкими духовными болезнями.

Игуменья Ксения, настоятельница Коломенского монастыря, часто повторяет новеньким сестрам и строптивым послушницам, что надо прежде читать книги о покаянии и видении своих грехов, а не мнить себя подвизающимися в добродетели.

В “Жизнеописаниях” афонских подвижников благочестия ХIХ века многократно читаем мнение афонских старцев, что нынешнему времени неприлично и думать о стяжании добродетелей, а только о покаянии и терпении скорбей.

Е.Чучкалова.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera