18 

   Проповеди, беседы


Стефана, епископа Пермского учительное послание к православному царю и великому князю Димитрию Иоанновичу победившему безбожного царя Ордынского

Стефана, епископа Пермского учительное послание к православному царю и великому князю Димитрию Иоанновичу, победившему безбожного царя Ордынского

Это Послание – единственное из сохранившихся учительных трудов Святителя. Оно было найдено М.Н.Погодиным в 1846 году в одном из сборников 16-го века в его богатом "Древлехранилище". По предложению Погодина текст Послания был переведен на русский язык с сохранением некоторых церковнославянизмов протоиереем А.В.Горским. Текст публикуется с некоторыми сокращениями и в адаптации к современному русскому языку.

«Лучший порядок при начале каждого слова: Богом старайся начинать и в Боге оканчивать. И слово к слуге Божию прилично начать от Бога.

Бог есть превыше всех веков, прежде всякой твари и прежде света разумного. Предвечно Сущий Ум был ум светлый, и иного ничего не было. Вот единица триединосущная: Высокий Царь, и его нетленное, искони сущее Слово, которым Он и время сотворил. Слово, вселившись в Пречистую Деву, приняло спасительное имя Иисуса, - вечный Сын безначального Отца, и единородная ипостась Святого Духа, все озарившая Светом. Сим Словом Небеса сотворены и духом уст Его - все воинство их (Пс.32, 6).

Сущая Сила Отчая, сокровище благое, великий чертог горних чудес, неоскудевающий и непресекаемый источник всяких благодеяний, Тот, о котором нельзя сказать, что в одной части, или в одном виде Он имеет более, а в другой скуден или терпит недостаток. Весь Он есть око, весь - слух, весь - ум, ничем не ограничивается и не уставляется на (каком-либо) месте, но всякому месту есть Творец. Ибо все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин.1, 3).

Своею премудростью создал Он одушевленного человека, разумный образ... Свел воедино, что разделено подобно воску и воде. Соединил прах земной с духом, кровь с плотию, хладное с теплым так, что не повреждает одно другому, - и связал жилами, простирающимися по частям тела и членам. Сочетал жизнь видимую с невидимой, кратковременную с бессмертной, земную с небесной - не по месту, но по стремлению. И вместил великое в малом...

И человек в творении видит невидимое Божие (Рим.1, 20); будучи вещественен, своим невещественным чувством сообщается с невещественным; видит, как в чистом зеркале доброту Невидимого и разум, превосходящий всякий разум. Умом человек насыщается, хотя и насытиться нельзя; радуется, простираясь зрением до Бога, хотя и не постигает Его мыслью...

Пядию Бог измерил Небо, и земля - подножие Его. Дланию Своею Он покрывает их, и сила Его простирается и на преисподнюю. Моря и бездны Он налил единой горстью. От века изочтены Им капли дождя и Им исчисленная упадает роса. Все проникая, Он все исполняет, и без Его посещения теряется всякий ум. Око не видело, ухо не слышало, и помышления сердца не могут постигнуть уготованного нам: как же мы можем объять Самого уготовавшего? Образа души своей не знаю: как же уразумею Давшего душу? Как исповедаю Давшего дар слова, хотя бы и сумел выговорить все, что могу сказать? Хотя бы сошлись все церкви вселенной, все стадо Христово, или даже все ангелы - и тогда не возмогут изречь Его по достоинству.

Человек выражает словом то, что на поверхности, а Бог и несделанное ведает. Очи Его во много крат светлее солнца. Он ведает все пути человеческие, и дела всякой плоти перед Ним, как глина в руках горшечника... Он - истинный посетитель сердца, и не убежит от Него не один помысел; Он - истинный слушатель речи, и не скроется от Него ни одно слово. Кто скрылся втайне и Он не видел? Какое место кто найдет, где бы Бога не было? Везде Он.

В начале Бог создал человеку тело, а не болезнь; душу, а не грех. Но человек повредился, уклонившись от природы; тогда тьма смутила ум и зло стало дерзновенно.

Но великий Художник, чрез преобразование все видоизменяющий, посредством малого семени всем открыл единый вход в мир, равно как и исход всем един. Ибо всякая плоть человеческая - как трава и как частые листья на дереве: одни растут, другие опадают. Всякий человек - прах, и сын человеческий - червь, и слава его как цвет, как роса, скоро высыхающая, как струя, падающая вновь. Умирает, и ничего не берет с собою от всех трудов своих. Кто же чист от скверны? Никтоже; аще и един день жития его на земли...

Ибо человекоубийца диавол, воспротивившийся некогда Богу Вседержителю, позавидовав, вверг нас в недуг отступления, и не хочет, чтобы мы восстали от тления и падения и возлетели на небо с начатком нашим, Христом. Посему и ныне, когда проводим жизнь в лености и спим праздною мыслию, наш лютосердный, древний, браннолюбивый враг и разбойник с своими советниками нападает на небрежных и мало-помалу лишает их добродетели. Он не перестает пускать злобные стрелы и возмущать тело смирения нашего, уязвляя нас страстями, чтобы отвести от назначенного нам дела, чести и благодати. От неприязненного ума восстала неправда: восстал блуд на девство, сластолюбие на чистоту, жестокосердие на кротость, ненависть на любовь, невоздержание на пост, пьянство на трезвость, обида на осмотрительность, разбой на братолюбие, скупость на щедрость, немилосердие на милость, беззаконие на хранение закона; восстали многие иные дела.

Но Преблагий Бог наш, своими неведомыми судьбами всячески помышляя о нашем спасении, не оставлял нас беспомощными и одинокими в этой земной жизни. Он воздвиг хранителей великому Своему всемирному кораблю. Христос поставил и тебя, нашего мудрого кормчего, благочестивого царя и великого князя Дмитрия, нашим заступником. Который по истине устрояет свое слово на суде, хранит истину всегда, творит суд и правду посреди земли своей. Которого мудрость родила, в целости сохранила, воспитала и украсила добродетелями.

Оградив стадо христианское своими законами, как бы некими чудными стенами, Он положил тебя в основание как твердый камень. Дабы все, собираясь к тебе, и, как бессловесные, лижа сей камень, тучнели. Собор христианский – как риза Господня, от разных стран сведенная и тканная; а мы, немощные, как нити, все держимся тобою, – так видимое тело носится невидимою душою.

Есть у меня и еще дело до тебя, Великого князя, и до всех сынов твоих, Русских князей. Послушайте, семя духовное, чада Церкви! От чрева материнского вы притекли к вере. В самой колыбели слышали слово жизни вечной. С млеком плотским питались Евангельским учением от сосцов святой Церкви. Воспитанники чистоты, ученики целомудрия, победители естества, искатели Царствия! Восходите, чада, из степени в степень, от разума в разум, от силы в силу, как апостолы, совершая доброе пожелание, волю Господню. Внимайте: ибо учу вас, разумных, здравому деланию, доколе не достигнете высоты совершенства. Не тот премудр, кто много жил, и не старцы (только) знают суд. Очищать себя – вот премудрость, удаляться от зла – вот хитрость! Начало премудрости – страх Господень (Притч.1, 7). Написано: старость честна не многолетием и не числом лет исчитается. Седина же есть - мудрость для людей, и возраст старости - житие нескверно (Прем.4, 8-9).

Не губите духовного ради плотского, меняя золото на глину. Горе и ущерб великий тому, кто, имея ум здравый, слово правое и тело чистое во святыне, болит в душе любоначалием. Он ввергается во глубину бедствий, полагает основание на песке - и, доведя свое здание до половины, оставляет его незаконченным, как говорит Евангелие (Лк.14, 28, 29), отходит, как фарисей, не довершая своей молитвы (18, 14). А вам Бог повелевает, чтобы правда ваша превосходила правду фарисеев и книжников (Мф.5, 20). Держащий престол владычества да не превозносится своим господством, как будто сам он с неба, и да не видит в оке ближнего сучец, а в свое оке и пня не чует.

Да не затворяйте милости людям: ибо хвалится милость во всяком суде (Иак.2, 13). Написано: и во гневе не забывай милость свою.

Но если только слушаем написанное и претыкаемся о камень соблазна, то вдвойне погрешаем...

Говорю это для того, чтобы войти вам в святилище Господне, на тайной трапезе узреть Христа, совершенный мир и совершенное совершенство совершенных, и свою скудность обогатить обилием Его славы...

Если тебе ведомо будет Божие, то ты в свете Божием – свет миру, око вселенной. Чистотою ума своего видя свет, ты будешь направлять и подвластных ко свету.

Приняв от верховного промысла управление над людьми, должен ты не только пещись о своих и управлять своею жизнью, но приводить в покой от треволнения все, чем ты обладаешь. Помни, что ум твой должен быть стражем против татей, ловцом волков и губителем всяких зверей. Не бойся ни смятений, ни молвы, ни сокровенного лукавства, тайной брани. Будь благорассудителен, чтобы от одного болезнь не перешла на многих. Исправляй без злобы, как искусный врач, целя язву, режет без гнева.

Больную овцу отделяют от стада. Уязвленного змием нужно лечить. Не должно ни повергать (своих поданных) в пропасть отчаяния, ни совсем ослаблять узду. Недуг греховный не прост, но бывает многоразличен, и от времени возрастает, усиливается и распространяется на многих. Мал квас все смешение квасит (1 Кор.5, 6). Нужно со вниманием смотреть, как лучше действовать: строгими ли мерами, производящими раздражение, или кроткими и смягчающими. И если врачуемые от мертвых дел переходят к жизни, то ты уподобишься пастырю Христу, на горах взыскавшему заблудшую овцу, чтобы устроить ее в своем дворе и сделать покорною.

Ты, как ветроградарь, должен обрезывать железом дерево от чуждых наростов. Как сильный кормчий, при помощи благодати, ты должен править против ветров, минуя волны и не отступая от пути правого. Для того даны тебе глаза, чтобы предусматривать волны, угрожающие находящимся на корабле. Не должно тебе молчать. Сказано: «Я поставил тебя стражем дому Израилеву» (Иез.3, 17).

Тебе повелено бдеть о людях, тебе порученных. Если потребуют обстоятельства, должен положить и душу свою. Кому дано будет много, много взыщется от него (Лк.12, 48). Всякий начальник даст ответ о подручных ему, хотя бы собственная жизнь его и была благоустроенна. И слово без дела не приносит пользы слушающим: но слово, крашенное делами, само придает себе достоверность.

Посему для благоустройства и утверждения поданных твоих тебе нужно день и ночь поучаться в законе Господнем и, превосходя теплотою любви к Богу ревнителя Финесса, пронзившего грех копием и истомившего противную силу, отводить Христово стадо от злой пагубы. Воспевай с богодухновенным Давидом: на пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве (Пс.118, 14)...

То, что заповедано святыми духовными трубами – первоверховными апостолами и семью Вселенскими Соборами; все, что повелели нам Святые отцы на поместных соборах, благочестивые Цари и правоверные князья, которым Бог поручил власть по Своему человеколюбию, и которые установили градские законы, – все сие, озаряемое одним и тем же Духом Святым, предано нам на пользу нашу. Нам не следует прилагать к изложенному или повеленному, или отнимать от сего – чтобы, преступая отеческие заповеди, опять не подвергнуться нам бедствиям. Не рассеял ли нас Бог по лицу всея земли? Не взяты ли были города наши? Не пали ли сильные князья наши от острия меча? Не отведены ли были в плен дети наши? Не запустели ли святые Божии церкви? Не страждем ли мы всякий день от нечестивых?

Все это бывает с нами за то, что не храним заповедей Спасителя нашего.

Кланяюсь. Стефан, епископ Пермский».

 

   назад    оглавление    вперед   

eskom@narod.ru
www.vera.mrezha.ru