4 

   Избави от лукаваго (секты, суеверия)


НАДО ЛИ ЗАПРЕЩАТЬ СЕКТЫ?

В последнее время в связи со все активизирующейся деятельностью тоталитарных сект на территории России чаще и чаще раздаются голоса, требующие принять государственный закон, такую деятельность ограничивающий. Причем, исходят голоса не только от христиан, и требования их включают в себя не то чтобы призыв к защите православия, а призыв к ограждению “традиционных для нашей страны религий - православия, ислама и буддизма”. Кажется, все просто. Но к чему это приведет?

Рассмотрим проблему всесторонне, с учетом следующих факторов:

1. Кто будет разрабатывать и принимать закон;

2. Как его можно сформулировать;

3. Каковы могут быть последствия его принятия;

4. Что мы, христиане, ждем от этого закона;

5. Как он может быть осуществлен на практике.

Ответ на первый вопрос достаточно очевиден. Все государственные акты разрабатываются и принимаются Государственной Думой. Вряд ли там найдется хотя бы 5 христиан. То есть руководствоваться при принятии закона будут не Святым Духом, а гуманистической философией. Если не прямо коммунистическим мировоззрением. Обе эти идеологии враждебны христианству.

Второй вопрос также не сложен. Закон должен дать определения тому, что есть “тоталитарная секта” и “традиционная для нашей страны религия”. Эти определения и послужат критериями при рассмотрении конкретных случаев. Вот два примера: “Культ - это религиозная группа, которая значительно отличается от религиозных групп, считающихся традиционными в нашей культуре, по одному или более аспектов исповедания или обрядов” (проф. Нортвестерского университета Чарльз Брейден). И: “Культ - это группа людей, объединившихся вокруг определенного человека или истолкования Библии” (Уолтер Мартин. “Царство культов”). Не стоит рассчитывать на то, что российские законодатели продвинутся дальше, так как дальше гуманистическая философия не в состоянии сделать ни шага. Марксизм-ленинизм в лучшем положении - он запрещает все, кроме самого себя, но в наши дни его последователи это скрывают. Оба определения применимы к любому объединению людей по религиозному признаку. В самом деле: Русская Православная Церковь - это люди, объединившиеся вокруг “человека” Иисуса Христа, (понятие “Богочеловек” им неизвестно) и учения Церкви, истолковывающего Библию. В первом примере выражение “религиозная группа”, можно заменить выражением “религиозное объединение”, но толку от этого не будет. “Группа” будет отличаться от “объединения” только количественно, а качественно еретики будут уравнены с верующими. Порочно и выражение “считающиеся традиционными”. Во-первых, кто будет считать? Законотворцы? Они сегодня считают так, завтра этак. Закон можно принять, изменить, отменить - примерам несть числа, и каким примерам! Во-вторых, что считать “традиционными религиями”? Каков критерий традиционности? Время возникновения на территории России? Язычество тогда станет традиционной религией по закону. Любая дата откроет дорогу множеству сект, т.к. в любом году их в России (как и в любой другой стране) было предостаточно.

А как различать секты? Следует отметить, что Христианская Церковь за вековую свою историю осуждала многие ереси, но никакого юридического определения ереси не дала. Это вопрос духовный, а не юридический.

Из всего сказанного следует вывод: закон будет иметь расплывчатую формулировку, оставляющую лазейки для сект. При этом он в любой момент сможет быть повернут против любого религиозного объединения, в том числе и против Церкви.

Тут мы подошли к третьему вопросу. Вспомним, что основная цель закона - изгнание зарубежных проповедников. То есть все лжеучителя, возросшие на отечественной почве, обретут приличный вид. Зарубежные же легко среди них найдут себе посредников. Подан будет пример и окрестным странам. Аналогичные законы там назовут РПЦ заграничной сектой и обрушат репрессии на православных. Нам же и сказать будет нечего.

Автора данной статьи к христианству привела мысль о том, что не могли же быть его предки за последнюю тысячу лет дураками, поверившими в сказку, миф, легенду. Мне представилось, что они знали нечто неизвестное мне. И я узнал это. Вера, как моя, так и других, основана не на традиции, а на истине. Но какова вероятность того, что Государственная Дума примет закон, запрещающий ложные исповедания? Что будет все названо своими именами? Пойдет ли она на то, чтобы объявить вне закона самую крупную секту - магометанскую и одну из самых древних - буддистскую? Ведь явно хотят запретить “свидетелей Иеговы”. Но магометане как и они отрицают Троицу и Бога-Сына. Просто Магомет жил раньше Рассела. А в чем разница между буддистами и кришнаитами? Обе секты отрицают личностного Бога. Но такой закон принят, конечно, не будет.

Рассмотрим четвертый вопрос: что мы ждем от всего этого. Многие христиане ожидают, что по закону из России изгонят иностранные тоталитарные секты. Но вот неверующие надеются на установление некой общегосударственной идеологии. Почва для нее готова - в сознание людей прочно вбита идея Джелаледдинна Руми: Бог - один, а пророки - разные; у каждого народа и времени - свой.

Прибавим сюда участие в экуменическом движении и станет ясно, что христианство окажется после принятия вожделенного государственного акта в опасности. Сейчас-то мы хоть можем обличить сектантов, тогда же они обретут абсолютно легальный статус. Ведь что-то будет запрещено, запрет будет наложен на “вредное” и “не наше”, а все “полезное” и “наше” - не запрещено. После запрета у нас начнется формирование какой-нибудь “гражданской церкви”, основанной на “общественных ценностях”. Но это в отдаленной перспективе. А для начала, как вы понимаете, закон не будет “работать”. То есть его не будут исполнять и будут обходить. Ответьте: можно запретить зарубежной фирме сотрудничать с отечественной? А если первая финансируется неким тамошним культом, а вторая сама финансирует его точную здешнюю копию? Это дело может вытянуть один суд - Божий. А можно запретить кружок по изучению Библии? А если этот кружок разрастется под негласным и постоянным руководством? Да у нас и своих руководителей хватает. Не удержат таможни литературу, не заглушить радио и телепередачи, в стране можно произвести любое количество литературы, аудио и видеозаписей, радио и телепрограмм. Милиция и ФСБ с этим не справятся. Что же, создать новый репрессивный аппарат? Он обрушится и на РПЦ в конечном итоге.

Если христиане, то пусть помогают нам по-христиански. Но об этом надо вести переговоры с их руководителями, урезованивать их, когда надо, обличать, призывать к порядку. А кто сказал, что если им запретить проповедовать на стадионах, то люди пойдут в церковь? Не пойдут. Они все равно будут под действием заблуждения. Пока не услышат нашей проповеди. Понять же следует вот что: неизвестно сколько будет обсуждать законопроект (год, два, пять?), но в любом случае исполнить закон, о котором идет речь, нет ни сил, ни средств.

Ответим и на последний вопрос. Государство не может защитить людей от лжи. Император Константин Миланским эдиктом ввел свободу вероисповедания. И христианство стало верой империи. В условиях отсутствия гонений. Кто мешает сейчас (закона-то все одно нет!) противостоять лжи сектантов и беспардонности инославных? Вашему сыну сунули “Сторожевую башню” Свидетелей Иеговы? Прекрасный повод объяснить ему отличие Иисуса Христа от их другого “Иисуса”. Ах, вы не можете? Но тут закон не поможет, вам надо учиться. Вместо вас никто этого не сделает. Истину надо знать. Это и есть дар Святого Духа, один из даров. Это - вера. Закон же - очередная химера, отвлекающая верующих от дел веры - сердцем верить и устами исповедывать.

Я вовсе не считаю, что необходима самочинная проповедь. Мне представляется недопустимым и призывы сектантов к россиянам покинуть свою Поместную Церковь. Вредно и не нужно создавать на одной территории приходы разных поместных церквей. Тут следует придерживаться исторических реалий - в Италии должен быть главой Папа Римский, в России - Патриарх Московский. И не пользоваться трудностями, испытываемыми одной из Церквей. Но это не решить государственным законом. Недопустимо лицемерие: под видом “зарубежных тоталитарных сект” гнать христиан, с которыми надо договориться, призвав их к порядку и благочинию, - и одновременно общаться с еретиками и сатанистами, заниматься “экуменизмом”. Недопустимо также благожелательно отзываться о католиках и протестантах в тех случаях, когда рассказывается об их делах на их территориях, и в то же время именовать их еретиками и раскольниками при упоминании их деятельности у нас. Там - мы их поддерживаем, тут - осуждаем. Надо четко сказать: да, они христиане, но заблуждающиеся в следствие допущенного раскола, уйдя в который они осуемудрились. И это сохраняется и у них дома и тогда, когда они приезжают к нам. И от своих заблуждений им надо отказаться. И тут им придется учиться у нас. Но и тут государственный закон совершенно не причем. Борьба с ересями, упорядочение отношений между Поместными Церквями, преодоление расколов и разделений - дело верующих и Церкви, ведомых Богом, а не государства, которое имеет совершенно другие задачи.

Вадим СУПОНЕВ.

г.Ухта, п.Бельгоп, ОС-34/19, отр.3.

От редакции:

В чем-то с нашим читателем, пишущим из неволи, можно и не согласиться. Например, с неверием в действенность закона, ограждающего от духовной экспансии тоталитарных сект. Подобные законы действуют в других странах и все-таки ограничивают наплыв “ловцов душ”. Хотя нельзя не согласиться: в сути своей вопрос этот духовный, а не юридический, и уповать на законотворцев “от мира сего” не приходится.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera