21 

   Образование, воспитание детей


ЗАБОТА О ЧИСТОТЕ ДУШИ

“Больше всего храни сердце твое” (Пр. 4,23).

Апостол Иоанн описывает в Откровении будущую столицу царства Иисуса Христа – Новый Иерусалим, куда будут принесены слава и честь народов (21,26). Но об этом Новом Царстве Господь предупреждает нас, что “не войдет в него ничто нечистое” (Отк. 21,27).

Следует помнить, что человека чернит не только телесная нечистота, но и мысленная.

Как пишет преподобный Макарий Великий: “Есть блуд, совершаемый телесно, а есть блуд душ, вступающих в общение с сатаной”. И о том, насколько страшна нечистота мысли, дает представление следующий рассказ, проводимый в письмах Серафима Святогорца, который следует знать всем детям, вступающим в юношеский возраст.

В одном монастыре при игумении жила племянница – молодая девушка, прекрасная собою и безупречного поведения. И все сестры монастыря радовались на ее ангельскую жизнь и истинно иноческую скромность. Но вот девушка внезапно умирает. Сильно любила игуменья свою племянницу, и ей захотелось узнать, какой славы Небесного Царства достигла ее племянница, скончавшаяся в девственной чистоте. Игуменья наложила на себя строгий пост и начала усердно молиться об исполнении своего желания. Господь исполнил ее молитву, и однажды во время ночной молитвы она узнала участь своей племянницы. Но не в светлой радости она увидела ее, а среди пламени ада. “Так ли это?– в ужасе вскричала игуменья, – и за что ты попала сюда? Ведь я надеялась увидеть тебя среди ликов ангельских и среди непорочных агниц Христовых!” “За то, – ответила осужденная, – что при непорочности моего тела я не сумела сохранить в непорочности мою душу и мои мысли сердечные. Я питала привязанность к одному юноше и услаждалась в мыслях нечистыми мечтаниями. Считая это за грех, я совестилась, однако рассказать об этом на исповеди духовнику не решилась. Но по смерти моей ангелы Божии возгнушались мною и оставили меня в демонических руках”.

“И от тайных моих очисти меня... тогда я буду непорочен и чист от великого развращения”, – поет псалмопевец (18,13-14).

Раньше уже указывалось на опасности, которые грозят целомудрию детей и юношей: книги с нечистыми образами и рассказами, нескромные иллюстрации и кинокартины. Все это должно быть тщательно устранено от детей.

Не меньше опасность грозит от товарищей и подруг с нечистыми вкусами и разговорами, склонных к пересказыванию грязных анекдотов и историй. Все возможное должны сделать родители, чтобы у детей не было вовсе соприкосновения с таким обществом.

Рано или поздно придется узнать детям все законы размножения. Однако, не надо торопиться рассказывать детям об этом, и делать это следует лишь тогда, когда они подрастут, и сами будут задавать вопросы. По этому поводу блаженный Иероним так пишет одной матери: “Удаляйтесь того мнения, будто юности полезно смладу приобрести некоторые сведения, которые впоследствии приходят сами собой”.

Разъяснения этих вопросов должно быть осторожным, постепенным. Мальчикам их должен давать отец, а девочкам – мать. Вместе с тем, нельзя допускать, чтобы эти разъяснения дети получили со стороны или от сверстников: они могут быть получены тогда в грязных, безнравственных формах.

Подрастающих мальчиков – лет одиннадцати-тринадцати – следует предупредить об осторожности, которая необходима при обращении с некоторыми частями тела. Им следует указать, что неосторожность их может привести ко греху, за который во времена Ветхого Завета Господь умертвил Онана. Это место из Библии можно прочесть (Быт.38,8-10) взрослым мальчикам, и оно как текст самого Священного Писания, должно оставить сильное впечатление на всю жизнь.

Когда дети будут переходить из отроческого возраста в юношеский, родители должны ознакомить их с церковными установлениями о тех днях и условиях, при которых нельзя принимать причастие, пить святую воду, вкушать освященный хлеб и пищу и целовать крест и иконы (Лев.16,16,17,19).

Оберегая целомудрие детей, им нельзя разрешать лежать в постели утром после пробуждения и не надо для них слишком мягких и теплых постелей.

Детям, особенно взрослым, не полезно слишком сытно есть на ночь, им следует более есть днем. Для юношей пища не должна быть слишком богатой белками (рыба, молочное), и в особенности умеренно должно быть потребление мяса. Про родителей, обильно питающих юношей мясом, можно сказать, что они враги своим детям и сами толкают их к нецеломудренной жизни. Для юношей наиболее полезна растительная пища при непременном содержании в ней овощей и фруктов.

Родителям надо помнить в этом отношении библейскую историю о пророке Данииле и трех отроках еврейских, которые во дворце Навухудоносора захотели питаться только зеленью и пить только воду. При испытании “лица их оказались красивее и телом они были полнее тех отроков, которые питались царскими яствами”. Таким образом, зелень и вода оказались для отроков наиболее полезной пищей, сохранившей их целомудренность и свежесть, и силу тела.

Так же благодатно повлияла пища и на их занятия наукой, и их дух. Об этом так говорится в Библии: “И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь всякие видения и сны” (Дан. 1,17).

Чтобы раньше времени у детей не просыпалось чувство полового влечения, родителям надо позаботиться о том, чтобы в их жизни не было, по возможности, тесного соприкосновения подрастающих девочек и мальчиков. Так, им не надо отводить большую спальню, а в одной квартире не следует жить девушкам и юношам (за исключением, разумеется, родных по крови). Также, по возможности, и обучение девочек и мальчиков должно быть организовано раздельно. Эту традицию следует возрождать, следуя традиции старой школы, русской, основанной на православии и многовековом опыте.

Чем в большей чистоте мыслей удастся родителям сберечь своих детей, тем ближе они будут к Царствию Божию. А чем ближе к нему будут дети, тем доступнее оно будет и для родителей, как об этом уже говорилось ранее. И если поискать на земле счастливых родителей, то это будут не родители знаменитостей – ученых, поэтов, музыкантов, общественных деятелей и т.п. – ибо, “что высоко у людей, то мерзость пред Богом”, – говорит Господь (Лк.16,15). Но это будут родители те, у которых выросли крепкие молитвенники за себя перед престолом Божьим, родители угодников – преподобных, исповедников, мучеников. Недаром в первые века христианства считалось счастьем иметь мучеников из членов семьи или родственников.

Следует отметить, что о родителях преп. Серафима – Исидоре и Агафье – молился и молится не только преподобный, но и все почитатели его, так как он всех, обращавшихся к нему, просил молиться за его родителей. В то же время преп. Серафим говорил: “Велик перед Богом подвиг девства”. Поэтому мудрые родители должны радоваться, если их дети пойдут путем девственного посвящения себя Христу. По словам ап.Павла, кто “решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше” (1 Кор.7,37-38).

Так воспитала, например, св. Григория Боголюба его мать Нонна. Ее старания были утверждены помощью Божией через чудесное сновидение отрока. Он увидел двух прекрасных дев в белых одеждах. На вопрос, как их зовут, они сказали ему, что их имена Чистота и Целомудрие, и что они спутницы Иисуса и подруги тех, кто хочет всецело посвятить себя благочестивой жизни. Сон произвел на отрока такое впечатление, что он решил посвятить себя безбрачной жизни.

И благо тем родителям, чьи дети будут стремиться стать среди тех 144.000 девственников, одетых в белые одежды, у “которых имя Отца на челах”, “поющих новую песнь перед престолом” Бога, которой никто кроме них не мог научиться, и следующих за Агнцем, “куда бы он ни пошел” (Отк.14,1-4).

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera