23 

   Образование, воспитание детей


ТЕСНЫМ ПУТЕМ

“Входите тесными вратами”

(Мф. 7,13)

“Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут” (Лк.13,24), – этими словами Господь предупреждает нас, что достижение Царства Божия не делается одним только желанием, которое будут иметь многие, но необходимо обладать также и навыками – умением идти в жизни тесным путем. В чем теснота этого пути?

Воистину, спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно разделить на две категории, которые можно противопоставить, и между которыми будут находится все остальные христиане.

К одной из них принадлежат те христиане, которые сами, добровольно выбирают тесный путь духовного подвига – усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним.

Старец Киево-Печерской Лавры иеросхимонах Парфений однажды обратился к Киевскому митрополиту Филарету с вопросом, который его тревожил: а как он спасется, если не испытал ни от кого гонений, хотя Спаситель сказал:”Если Меня гнали, будут гнать и вас”(Ин. 15,20); то же подтвердили и апостолы: “Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы”(2Тим. 3,12). Высокопреосвященный успокоил старца, великого подвижника и аскета: “На что тебе гонения? Ты сам себя гонишь. Кто ныне пожелает жить твоей жизнью?” И для этой категории спасающихся, как для добровольных мучеников, характерным является самопринуждение, которым они в той или иной мере избавляются от неизбежного для учеников Христа гонения со стороны. Естественно, что характер принуждения будет различен в зависимости от того положения, которое христианин занимает в обществе. Для иноков – это подвиг усиленной молитвы, поста, уединения, затворничества и т.п. Для мирян это будут дела милосердия – самоотвержения в служении ближним, забота о голодных, больных, заключенных. Такими были, например, жены, которые служили Богу “именем своим” – Акила и Прискилла, которые “голову свою полагали” за душу ап. Павла (Рим.16,4), святой Филарет Милостивый, питатель нищих, сирот и убогих (память 1 декабря), доктор Гааз – начальник и отец заключенных и т.п. Некоторые из таких мирян могли совмещать деятельное служение ближним и широкую благотворительность с подвигами поста и молитвы. Такой была, например, св. Иулиания Лазаревская, жена воеводы, на которой лежала забота о 13-ти детях и о хозяйстве большого дома.

Примеры спасающихся второй категории можно найти в жизнеописании преп. Серафима Саровского. Его посетила одна мать многочисленного семейства, шедшая путем скорбей. Ласково встретил ее преподобный: “Нет тебе дороги хромать, тяжело тебе Иово терпение... все от Иова Господь взял, а потом все возвратил сторицей... нет тебе дороги хромать”. Вся ее жизнь сложилась на редкость многострадально: смерть мужа, несчастья с детьми, смерть многих из них, несчастные супружества дочерей, полное материальное разорение и нужда – удар за ударом поражали ее. Но она не хромала, как духовно хромают те, которые идут в жизни легким путем или ропщут в скорбях. С полным смирением и терпением несла она свой тяжкий крест и с упованием вспоминала слова преподобного, что Господь все ей вернет, но, конечно, не как Иову, здесь, на земле, а там – в Небесном Царстве Христовом, где христианин собирает свои сокровища. Вот пример нехромающего хождения тесным путем скорбей, о неизбежности которого предупреждал нас Господь: “В мире будете иметь скорбь” (Ин. 16,33).

О неизбежности тесного пути для христианина единодушно говорит и вся святоотеческая литература. Вот, например, слова Исаака Сириянина: “Путь Божий – ежедневный крест. Никто не восходил на небо, живя прохладно... тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но более восхотел, чтобы, пока они в мире, пребывали в скорби, в тяготах и трудах, в скудости, в наготе, в нужде, унижении, в оскорблениях и в утруженном теле...”

И поэтому там, где нет добровольного подвига “самогонения”, неизбежен путь скорбей. Преп. Серафим говорил: “Нет скорбей, нет и спасения”. И пусть благодарят христиане Господа при встрече испытания, говоря: “Не забыл, посетил меня Господь, слава Господу за все”.

Итак, и в одном, и в другом случае для христианина неизбежна теснота жизненного пути. Так должны мы, родители, подготовить детей к такому пути и избавить их от опасности – захотеть поднять крест и не иметь сил это выполнить.

Как при всяком обучении, здесь действуют те же законы, о которых говорилось ранее: начинать учить как можно раньше, нести учение на примерах и вести его непрерывно с последовательно возрастающей нагрузкой. В основном, это будет укрепление воли и самообладания, обучение искусству преодолевать свои желания, превозмогать лень и принуждать себя к послушанию.

В младенческом возрасте это будет прежде всего обучение терпению. Об этом так говорит св.Феофан Затворник: “Должно поставить правилом приучать тело (ребенка) безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемены температуры, сырости, жары, холода, болей и прочее. Душа в таком случае является владычицей тела. Как счастлив приученный к этому с детства – содержать тело не так, чтобы оно принимало только одни приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлением обеспокаивающим. Тем разнеживается тело, а этим укрепляется: при том – дитя всегда боится, а при этом – на все готово и стоит в начатом терпеливо”.

Вот должное обучение хождению тесным путем. Затем следует обучение детей пересиливать себя, никогда не распускаться и держать себя как бы в напряжении и внимании.

Сюда относится быстрое вставание с постели утром, не позволяя себе нежиться и валяться, мужественное преодоление усталости, голода, боли.

Такое же значение имеет привитие привычек прямо сидеть за столом, не разваливаясь, вставать при разговоре со старшими, если те стоят, уступать в транспорте место старшим, инвалидам и тем, кто имеет на руках детей и т.д. Нам надо помнить всегда, что главным условием воспитания является развитие у детей хороших и прочных привычек. Это – основа, “краеугольный камень” великого воспитательного процесса.

Очень портит детей привычка пользоваться услугами нянек или старших. Поэтому дети с раннего возраста должны приучаться обслуживать себя сами в чем только возможно. Сюда относится приготовление себе постели вечером и убирание ее утром, чистота обуви и платья, уборка своего столика или уголка и т.п. Чем раньше начинается правильный детский домашний труд, тем лучше. Для девочек это будет прежде всего шитье, штопанье, затем уборка комнат, мытье посуды, помощь старшим в приготовлении пищи и т.п. Для мальчиков – выполнение различных домашних поручений: починка утвари, покупка припасов и т.д. Летом, живя за городом, следует приучать детей к труду, во время прогулок терпеливо собирать ягоды и грибы, хворост для печки, траву для домашних животных и т.д.

Очень хорошо, если семья имеет свой сад, огород и домашних животных. В этом случае детей можно очень рано приучить к такому делу, которое будет для них интересно и необременительно. Во всех занятиях надо терпеливо требовать от детей тщательности и аккуратности, напоминая им наставления ап.Павла: “И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков” (Кол. 3,23).

Суровая трудовая обстановка жизни семьи, лучше при недостатке, чем при избытке – наиболее здоровая среда для воспитания ребенка. И горе тому, кто растет в богатстве, в окружении слуг и в баловстве, в изнеженности. Излишнее богатство, исполнение всех желаний ребенка – одна из постоянных и наиболее вредных ошибок воспитания. Рассказывают про обезьян, что они в порыве нежности и любви к своим детенышам так прижимают их к себе, что раздавливают насмерть. Так же до духовной смерти портят баловством детей неразумные родители.

Мать, любившая свою нежную, хрупкую, чувствительную ко всему дочку превыше всего, высказывала свои опасения духовнику; ей нестерпимо думать, что ее дочь будет в жизни страдать, она хотела оградить дочь от всякого горя, и, если возможно, взять его на себя.

Духовник, к ее удивлению, упрекнул ее в эгоизме, в том, что отнимая у дочери крест, она лишает ее спасения. Наоборот, советовал он приучить дочь к испытаниям, не развивать в ней излишней сентиментальности.

Если у нее горе, не спешите тотчас же залечить ее рану. Вы лучше вместе с ней подойдите к Распятию и помолитесь вместе, поцелуйте ее... и Господь Сам сделает Свое, а вы – свое дело...

Сердце девушки, у которой уже нет рядом матери и которая не умеет прибегнуть к Господу, это сердце падает, разбивается и часто загрязняется.

В избалованном ребенке совершенно отсутствует способность к самостоятельной жизни, к самопринуждению, он растет эгоистом, склонным к раздражительности, гневу, на что указывалось еще Сенекой, который говорил: “Ничем нельзя так развить чувство гнева в человеке, как нежным воспитанием: тот не простит обиды, кому в детстве не было отказа, кому заботливая мать всегда отирала слезы обиды, чью волю воспитатель выполнял беспрекословно и во всякое время”.

Будем же знать строгую меру и время при подарках детям, для выдачи им сладостей, и будем тщательно разбираться – какие из их просьб и желаний могут быть выполнены, а какие категорически и непреклонно отвергнуты.

Между двумя категориями спасающихся, о которых говорилось ранее, есть большое различие.

“Путь самопроизвольного подвига”, “самогонения”, воздержания и лишения может казаться непосильным и трудным с внешней стороны. Но зато этот путь более преисполнен благодатных утешений.

Нет в такой мере радости у тех, которые к Царству Небесному идут путем неизбежного терпения и скорби, посылаемых им от Господа для спасения. Чаще всего это путь тех христиан, которые, по словам ап. Иакова, “двоятся в мыслях” (1,8), тех, которые, “взявшись за плуг, озираются назад” (Лук.9,62), на грешный мир с его соблазнами, удовольствиями, развлечениями.

Пожелаем же нашим детям выбрать путь самопроизвольного подвига, которым бы они шли, “стремясь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил.3,14).

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera