СВЯТЫЕ И ПОДВИЖНИКИ


НА ПОМЕСТНОМ СОБОРЕ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН ЦЕЛЫЙ СОНМ НОВОМУЧЕНИКОВ

Кроме того готовится канонизация старца Серафима Вырицкого

В конце декабря ушедшего года в Москве состоялось очередное заседание Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. Наш соб. корр. И.Вязовский встретился с о.Георгием Митрофановым, преподавателем Духовной академии и семинарии Санкт-Петербурга, членом Синодальной комиссии, и попросил его ответить на ряд вопросов.

- Отец Георгий, похоже, Синодальная комиссия по канонизации в последнее время активизировала свою работу. С чем это связано?

- Событием, которое во многом определяет работу Синодальной комиссии по канонизации святых, является предстоящий в 2000 году Поместный Собор Русской Православной Церкви. К этому времени в комиссии надеются подготовить ряд довольно значительных материалов к прославлению новомучеников XX века. Будут возведены в чин общецерковно почитаемых ныне уже прославленные местночтимые святые. Совершится канонизация святых, которые сразу же будут прославлены как общецерковные.

К ним прибавятся прославленные накануне на архиерейском Соборе священномученики - архиепископ Илларион (Троицкий) и митрополит Агафангел (Преображенский). Это первое прославление святых, которые какое-то время находились в оппозиции к митрополиту Сергию. Будут представлены материалы к прославлению митрополита Казанского Кирилла (Смирнова), являвшегося одним из авторитетнейших служителей Церкви во времена Патриарха Тихона, которого Патриарх Тихон назначил своим первым местоблюстителем. Он также находился в оппозиции митрополиту Сергию - каждый из них искал свой путь спасения Церкви в те тяжелые времена. Глубокое церковное единство разделялось различным пониманием путей спасения церковной жизни и церковной иерархии в условиях гонений на Церковь. Готовятся также материалы к прославлению епископа Виктора (Островидова) - еще одного крупного оппонента митрополита Сергия.

Что касается Санкт-Петербургской епархии, то здесь будут подготовлены материалы о священномучениках Философе Орнатском, Петре Скипетрове, Ставровском. Готовятся материалы к прославлению, пожалуй, самого почитаемого местного подвижника, чтимого не только в Санкт-Петербургской епархии, но и во всей Русской Церкви, - преподобного старца Серафима Вырицкого. Его жизнь и его служение очень основательно изучены. Что такое воистину народное почитание явлено на наших глазах? Подвиг его был удивительным. Это и преподобный, и благочестивейший мирянин, который до 54 лет являл миру подвиг христианского терпения, а затем он подвизался как один из самых авторитетных, боговдохновенных пастырей. Старец, чудесным образом спасенный от гибели, он прошел все страшные испытания в условиях, гонения Церкви в России. Батюшка многие годы был прикован к постели. Его подвиг удивителен тем, что он продолжал традицию оптинских старцев - в условиях гонений он являл чудеса прозорливости, исцеления. Все это засвидетельствовано в строгом соответствии с традициями освидетельствования чудотворений Русской Православной Церкви, что, к сожалению, не всегда встречается в современной церковной практике.

- Вы говорите о прославлении мучеников и исповедников, пострадавших в духовном сане. Но годы гонений дали миру удивительные примеры подвигов мирян - об этом много рассказывала наша газета...

- Проблема канонизации мирян и мирянок пока, к сожалению, не получила всестороннего разрешения.

Изучая материалы по тому или иному убиенному священнику, выясняется, что его матушка несла не менее великий подвиг. К сожалению, у нас очень мало прославлено святых христианок. Опыта прославления именно матушек как несущих особое служение в Церкви пока вообще нет. У нас уже есть несколько прославленных Церковью мирян. На поместном Соборе готовятся документы к прославлению Государя-страстотерпца Николая II и членов его Семьи. Но как быть с рядовыми мирянами, которые не были непосредственными участниками церковных событий? Канонизация двух новомучеников- мирян, которые были расстреляны вместе с митрополитом Вениамином, была связана с тем, что они были участниками процесса, по которому проходили представители Церкви. Претерпевали поношения, гонения и смерть. А как быть с теми мирянами, которые через братства, советы православных приходов отстаивали Церковь, защищали своих пастырей?

Необходимо задуматься о прославлении тех мирян, которые до конца исполнили свой долг, например, благочестивых воинов. Взяв в руки оружие, они попытались сопротивляться обрушившемуся на Россию злу с помощью силы. Удивительно, что в этой борьбе, в которой на стороне белой армии принимало участие много глубоко верующих людей, мы не находим пока основания для прославления тех или иных благочестивых воинов. В истории Русской Церкви было немало прославлено воинов-христиан, и, надо думать, те, кто не предавал своих пастырей, наверняка и тут могут найтись.

Важно, что комиссия, несмотря на многочисленные упреки в ее адрес, все равно будет идти по принципу прославления прежде всего индивидуального. Каждый подвижник, материал, связанный с его жизнью, будет изучаться отдельно. Опыт работы показывает, что соборная канонизация, как это было осуществлено в Зарубежной Церкви, может ввести в сонм святых лиц совершенно недостойных. Что отчасти извинительно для Русской Зарубежной Церкви, которая по ряду причин не знает, что происходило здесь, не владеет теми источниками, какими владеет наша современная церковная историческая наука, то непростительно для нас.

- Эту проблему вы обсуждали с Зарубежной Церковью? Вообще, существует ли какое-то сотрудничество в прославлении новомучеников - обмен материалами и прочее?

- Этих вопросов мы с ними не обсуждали. Дело в том, что они на все приглашения к диалогу отвечают отрицательно. И в вопросе канонизации святых они отвечают, что они всех, кого могли, прославили. Правда, иногда это выглядит очень странно. Например, на их иконах был изображен о.Павел Флоренский в ряду новомучеников. Потом они заявили, что за его богословские воззрения не могут считать его святым, и его изображение стало убираться с икон. Они соборно прославили вместе с Царской Семьей камердинера Алексея Труппа, католика, и гоф-лектрису Екатерину Шнейдер - лютеранку. Этим был создан прецедент, которого давно не было в Церкви. Да, в раннехристианские времена некрещеных язычников прославляли как святых, если они принимали мученическую смерть и как бы крестились кровью. Но прошло много веков, и позволять себе такого рода шаги очень рискованно.

По опыту зарубежной комиссии мы видим, как часто они в своей работе по канонизации, обусловленной политической конъюнктурой, забывают церковные традиции, ревнителями которых они себя провозглашают. Что же касается канонизации противников митрополита Сергия, то вам известно, что существуют такие понятия, как сергиане, ярославский раскол, иосифлянский раскол и т. д. Но для нас не должно быть сергиан, иосифлян. Это были конфликты между группами иерархов, инспирированные ГПУ, потом НКВД. Нам не подобает сейчас осмыслять церковное прошлое с тех позиций, которые навязывались врагами Церкви. Для нас очевидно, что эти расколы, в конечном счете, должны быть уврачеваны прославлением всех тех, кто хранил православную веру и умирал за нашу Церковь. А таковыми были, безусловно, и члены Синода митрополита Сергия, и митрополит Агафангел (Преображенский), критиковавший митрополита Сергия и считавший для себя возможным не исполнять те или иные указания, которые противоречат его пониманию церковной жизни, и митрополит Кирилл (Смирнов), считавший, что не может иметь канонического общения с митрополитом Сергием, но в то же время благословивший исповедоваться и причащаться своим духовным чадам в храмах митрополита Сергия, если в городе не было других храмов. И даже митрополит Иосиф, который ставил под сомнение благодатность митрополита Сергия и его духовенство. Ибо все эти люди служили Церкви, хранили верность православному церковному преданию и умирали за Церковь. Поэтому они все - наши. Для нас есть православные мученики и есть, действительно, раскольники и еретики, каковыми были, например, представители обновленческого раскола.

Нужно признать, что, к сожалению, среди священнослужителей 20-30-х годов, потом погибших, были предатели Церкви, отступники от веры. Они, оставаясь формально в клире, боролись против Церкви в интересах богоборческой власти. Даже их трагическая гибель не может омыть грехов, которые они совершили в отношении Церкви. И поэтому не нужно стремиться к громкой соборной канонизации, стремясь всех и вся ввести в сонм мучеников и исповедников.

- Отец Георгий, если выясняются такие факты на основании ранее не известных документов, то, может быть, в ближайшее время встанет вопрос о деканонизации некоторых священнослужителей?

- Это не в традиции Православной Церкви. Можно пока сказать одно, что во всех тех случаях, когда проводилась канонизация общецерковных или местночтимых мучеников XX века, мы всегда были уверены в том, что все материалы, которые можно было изучить, мы изучили. И у нас никогда не было сомнений по поводу не только личной нравственности, строгости веры, но и сомнений относительно того, что тот или иной подвижник не отстаивал интересы Церкви. Проведший десятилетие до своей гибели в заключении и ссылках митрополит Петр, арестованный в 82-летнем возрасте митрополит Чичагов, и после 1,5 месячного пыточного "следствия" не признавшего никаких обвинений, - вот люди, до последнего вздоха сохранившие верность Церкви.

- Во времена Императора Николая II было немало канонизировано святых - это конец XIX-начало XX века. И сейчас, на рубеже веков, ситуация чем-то схожа. Как вы можете это объяснить?

- Это все вполне естественно. Дело в том, что в период синодального управления канонизации святых Русской Православной Церкви были практически приостановлены. За 200 лет, предшествующие царствованию императора Николая II, было канонизировано только пять святых. В его царствование произошло восемь канонизаций. Нельзя сказать, что это много, учитывая, что столь длительный период времени канонизации не проводились. Затем, в условиях большевистского режима, Церковь сначала просто выживала и не имела возможности осмыслить подвиги своих подвижников. Она давала Господу святых, но не имела возможности прославлять их. А потом, когда открытое и кровавое гонение прекратилось, Церковь несколько десятилетий была лишена возможности осуществлять канонизацию так, как она сама считала нужным. Эта возможность появилась у Церкви только после 1989 года. И эта активизация в работе комиссии обусловлена тем, что мы сейчас пытаемся восполнить те пробелы, которые возникли в наших святцах, в наших месяцесловах не по вине церковной иерархии.

Во время существования богоборческого режима было проведено лишь несколько канонизаций, обусловленных сторонними причинами. Например, святителя Николая Японского или признана канонизация Американской Церковью Германа Аляскинского. О мучениках говорить было нельзя. Поэтому Патриарха Тихона пришлось прославить лишь как святителя, оставив в стороне вопрос - был он отравлен или нет. Только в последние годы мы стали почитать его и как святителя-исповедника. Сейчас эти внешние препятствия ушли, и дай Бог нам восполнить эти пробелы. Тем более, что Русская Церковь в XX веке пережила, по существу, церковный геноцид, когда людей убивали за их принадлежность просто к духовному сословию. Когда из 150 тыс. духовенства 1918 года к 1941 году расстреляно было только 130 тысяч. Эта ситуация не имеет аналогов. В республиканской Испании, например, в один день было убито около 2 тыс. священнослужителей в разных местах. В общей сложности во время гражданской войны в Испании погибли 7 тыс. священнослужителей. Для маленькой Испании эта цифра потрясающая, напоминающая страшные гонения французской революции 1789-1790 гг. Но то, что было в России, - это вообще не имеет аналогов. Поэтому сейчас наш святой долг провести канонизацию этих новомучеников, чтобы наша страна не осталась нераскаянной. Их молитвами мы живем до сих пор.

- Существует такое мнение, что один из признаков святости - это нетленность мощей. Если обратиться к истории Православной Церкви, то несколько веков назад нетленность мощей не являлась важным фактором в данном вопросе. Когда и почему возникло такое мнение?

- С XVII века в Церкви распространился нелепый предрассудок, что мощи святых должны быть обязательно нетленными. Если мощи не нетленные, значит, святой не святой. А так как большая часть мощей во все времена была подвержена тлению, то часто священнослужители, желая избежать соблазна в людских умах, а на самом деле идя на поводу у темной невежественной толпы, начинали имитировать нетление и распространяли слухи, что мощи тех или иных святых были нетленны.

Так продолжалось в XVIII-XIX веках. Это нашло отражение в "Братьях Карамазовых", когда тленность тела старца Зосимы вызвала сомнение в его святости у Алеши Карамазова. И уже в конце XIX века ставится вопрос, чтобы все те посторонние предметы, которые были в раках с мощами святых, которые имитировали нетление, создавали форму, были изъяты. Скажем, есть кость вместо ноги, а кладут на обозрение чулок, наполненный песком. Но опять-таки косность, консерватизм, боязнь внести смуту в такое беспокойное время... и это не было сделано.

Когда в 1919 году на Церковь обрушилась кампания вскрытия мощей, продуманная очень тонко и со знанием истинного намерения в этом вопросе (были священники-ренегаты, консультировавшие большевиков, например священник Галкин), было легко доказать, что те или иные представители клира говорили верующим неправду в отношении мощей. И не случайно после появления декрета о вскрытии мощей Патриарх Тихон издал свой указ с призывом "удалить все поводы к глумлению и соблазну в раках с мощами святых". Но было уже поздно. В результате эта кампания нанесла серьезный удар по авторитету Церкви. Церковь не нуждается в искусственных, магических фокусах для утверждения Христовой истины. Мощи могут быть тленными или нет - почитание святых от этого не зависит. Все эти вещи нужно знать, иначе мы рискуем снова пережить то, что уже переживали.

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 328


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга