ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА


ВСТАТЬ РЯДОМ

О нападках на кинофорум "Золотой Витязь"

Наша газета уже писала о Николае Петровиче Бурляеве, хорошем русском актере. Мы помним его по Ване из "Иванова детства", отроку Бориске, что отливает колокол в "Андрее Рублеве".

Та живая сила, что привлекла к нему Тарковского, не ушла с детством. У Бурляева было много "взрослых" ролей - в "Проверке на дорогах", "Военно-полевом романе", "Лермонтове", "Мастере и Маргарите", в общей сложности почти в 50 картинах.

В последние годы он поднял замечательное дело - кинофестиваль "Золотой Витязь", единственный в мире, где нравственность и вера поставлены во главу угла. Несмотря на кризис и мощное противодействие, Бурляев надеется провести очередного "Витязя" в конце мая.

Одним из поводов для этого интервью стала не критика даже, а поношение со стороны старого товарища Бурляева - режиссера Станислава Говорухина. Говорухин попытался отнять у "Золотого Витязя" средства государственной поддержки, и, похоже, это ему немало удалось.

Мы позвонили Николаю Петровичу узнать насколько справедливы обвинения Говорухина, что ждет "Золотой Витязь" дальше. Бурляев страшно спешил, попросил перезвонить через неделю. Я набирал московский номер несколько дней подряд. Никто не отвечал. Оказалось, что все это время Николай Петрович был в горящем Белграде. Где был Говорухин? В среду, на Страстной седмице, он добился принятия своего знаменитого закона, который делает распространение порнографии легальным бизнесом в России.

За этого человека, в прошлом талантливого режиссера, в прошлом патриота, становится просто страшно.

- Николай Петрович, что произошло, за что Говорухин так набросился на вас?

- Я не могу этого понять, осмыслить до конца. Ведь я голосовал за него. Наш кинофорум - одно из немногих мест на планете, где могут собраться люди, готовые отстаивать традиционные человеческие ценности. Умеющие это делать.

Приезжают Занусси, Вайда, Ангелопулос, Сокуров - режиссеры с мировыми именами. Из 30 стран приезжают мастера, предпочитая нас другим фестивалям.

Когда Говорухину было трудно, мы поддерживали его как могли. Он получил у нас премию за свою "Великую криминальную революцию", за "выдающийся вклад в дело кинематографа". Хотя выдающегося вклада, собственно говоря, не было. Был человек, которому тяжело жить. Сейчас ему легко жить. И наш кинофорум, возможно, воспринимается как напоминание о прошлом.

- Говорухин произнес такую фразу: "Отвернулся, миллион украли". Имелся в виду миллион долларов. Сколько на самом деле получил кинофорум от государства?

- Примерно две трети этой суммы в рублях, естественно. Говорухин не отворачивался, он был полностью в курсе. Я к нему первому и пришел с просьбой как к другу, собрату. Он сорвал наш проект в Комитете по культуре. Однако депутаты проголосовали "за", вопреки его рекомендациям.

Что такое миллион для кинофорума, который собирает пятьсот человек со всего мира? На Московский кинофестиваль было потрачено 6 миллионов долларов. Хотя там прошло всего четырнадцать игровых картин. А у нас 180 - игровых, документальных, анимационных, телевизионных, студенческих. Есть разница?

Говорухин обвиняет нас в том, что мы на теплоходы потратили 114 тысяч долларов. Но забывает добавить, что прием гостей нам обошелся в пять раз дешевле, чем Московскому кинофестивалю, который забронировал номера в московских гостиницах. Не было спутниковой связи, на которую мы якобы выбросили "огромные деньги".

- Было высказано подозрение, что средства были пропиты на банкетах...

- У нас, может быть, единственный фестиваль в стране, который обходится без водки.

- Насколько я понимаю, Говорухин своего добился, из бюджета вас вычеркнули. Как вы собираетесь проводить следующий фестиваль?

- Хотим провести его с 20 по 30 мая в Смоленске. Надеемся на помощь Комитета по кинематографии. Пока, правда, ничего не получили, люди работают бесплатно, из патриотизма. Придется сократить число стран-участников с 30 до 15, число гостей урезать почти вдвое.

- Кто из известных людей приедет?

- Горан Паскалевич из Югославии, Ян Кольский из Польши, Тонина Гуэрра - друг Тарковского и Феллини, великий драматург. Из Греции приедет легендарный Тео Ангелопулос.

- Скажите несколько слов о картинах, которые они собираются представить.

- Мне очень понравился фильм Ангелопулоса и "Вечность и один день" об одном дне старого писателя, которого доктора приговорили к смерти. "Бочка пороха" у Горана - это несколько новелл о белградцах, их жизни в блокадной стране.

- Николай Петрович, где именно в Югославии вы встретили Пасху?

- В Белграде. В храмах там собралось, несмотря на обстрел, полгорода. Натовцы стреляли ракетами с надписями типа "Поздравляем с Пасхой". Убили шесть человек, в том числе трехмесячную девочку. Разрушены уже многие города, уничтожено более 200 школ.

- На нас сербы все еще надеются?

- На кого им еще надеяться? Но и мы должны понять, что сербы сражаются и умирают на нашей границе, западной границе православия, как это было в первую мировую и во вторую мировую войны.

Месяц назад НАТО хотело сделать Сербию триумфальной аркой на пути в Россию. Наши враги все подсчитали: соотношение сил, свои пропагандистские возможности. Ведь для них, для того же Клинтона, война - это продолжение компьютерных игр. Они живут в виртуальном мире, где чужие страдания ничего не стоят, где ситуация всегда под контролем.

Но вот противник, который в сотни раз слабее, отказался сдаться. Это вы-звало шок, стало началом знакомства с той реальностью, против которой самолеты-невидимки бессильны.

- Что вас больше всего поразило в Югославии?

- Сто тысяч лиц на главной площади Белграда. Я произнес речь, и эти лица были обращены ко мне, пытаясь различить за мной Россию. Эти люди собираются там каждую ночь под обстрелом, чтобы петь, смеяться. Помню значок у одного из мужчин, на нем изображен сбитый "Стелс" и надпись по-английски: "Извини, мы не знали, что он невидимый".

Что еще? Мы, русские, украинцы, белорусы, дежурили ночью на мосту вместе с сербами, которые надеются, что натовцы не ударят по живому щиту. Но надежды все меньше, с каждым новым зверством. Это то немногое, чем мы могли помочь своим братьям сейчас, в конце ХХ, века - встать рядом над рекой.

Записал В. ГРИГОРЯН

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 334


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга