ПО СЕВЕРУ


В ГОРОДЕ НЕФТЯНИКОВ

Пожалуй, нет такого города, села в Коми, куда бы, так сказать, ни ступала нога нашего корреспондента. Только вот в Усинске не бывали - небольшом городке на самом севере республики. А недавно представился повод. Ниже публикуем путевые заметки вашего постоянного автора.

На берегу придуманного моря

Усинск - один из самых молодых городов в Коми. Ему нет еще и пятнадцати лет. А первым постройкам в Усинске около тридцати - именно тогда, в 1968 году, знаменитая скважина N 7 дала мощный фонтан легкой нефти. Сейчас город нефтяников - это девятиэтажные и пятиэтажные современные дома, компактно разместившиеся на высоком холме, в трех километрах от берега реки Усы. Город в отдалении от реки застраивался с той целью, чтобы его не затопило искусственное море, которое должно было разлиться здесь после строительства огромной плотины. В то время хотели заставить великую реку Печору течь не в Ледовитый океан, а в Каспийское море. К счастью, этому гигантскому по своей бессмыслице проекту переброски северных рек на юг не суждено было сбыться. А Усинск так и остался стоять на высоком месте, обдуваемый со всех сторон холодными ветрами, особенно жестокими в длинные северные зимы. Наверное, поэтому в нем практически совсем нет деревьев, не приживаются. Правда, и сам город расположен почти на самой границе с голой тундрой, которая начинается в нескольких километрах от города. А деревья вокруг Усинска непривычно низкорослые, словно еще не успели вырасти.

Что и растет в этих краях без особых проблем - так это нефтевышки. Во всяком случае, так было до перестройки. Сам я бывший геолог, поэтому ехал сюда с удвоенным любопытством: и о православной жизни узнать, и на нефтяников посмотреть. Хотелось подышать знакомым воздухом. И ведать не ведал, что два этих моих интереса сразу сольются в нечто единое. Хотя, казалось бы, какое отношение к православию может иметь нефтедобыча?

История с парогенератором

В последнее время на базе государственных предприятий возникло множество новых нефтяных частных компаний, зачастую образованных совместно с иностранными фирмами.

В первый же день в Усинской православной церкви столкнулся я с Кожевниковым - заместителем технического директора известного у нас в стране АО "Нобель Ойл". В церковь он приехал на новенькой, только что купленной компанией, "Ниве" - привез, чтобы освятить. На ней же сразу после освящения Анатолий Александрович повез настоятеля храма о.Михаила Тихонова и меня в Колву. Там предстояло освятить новое здание сельской администрации. В пути из разговора батюшки с нефтяником я с удивлением узнал, что с него, Кожевникова, собственно, и началась православная жизнь в Усинске. Да и сейчас он один из самых активных прихожан.

Благодаря ему нефтяная компания успешно сотрудничает с Церковью. Анатолий Александрович рассказал о том, с чего все началось:

- С началом перестройки у нас в стране перестали вкладывать деньги в нефтяную промышленность, так что пошли мы по всему миру со шляпой. Обращались не только к американцам, англичанам, немцам, но даже к японцам, китайцам, австралийцам. Сотрудничать с нами согласилась одна швейцарская торговая компания и вложила в дело около 20 миллионов долларов. Так в 1991 году была образована совместная компания "Нобель Ойл" для добычи высоковязкой нефти. Учредителем с российской стороны выступило объединение "Коминефть" - со своими скважинами, оборудованием, профессиональными кадрами. С западной стороны было принято около тридцати американских специалистов, которые были знакомы с добычей высоковязкой нефти.

Проблема заключается в том, что эта нефть почти не течет, она очень высокой вязкости, и чтобы ее поднять с глубины полутора километров, необходимо было на эту глубину закачать пар и построить парогенераторы. Таких парогенераторов у нас не было, поэтому закупили в Калифорнии. Когда американцы смонтировали его, возникла у меня мысль освятить это детище. Такого оборудования в Усинске еще не было, да и в России, - это был первый подобный парогенератор. В городе у нас тогда уже сформировалась небольшая православная община, но своего священника не было. И поехал я за священником в Печору. Там тогда служил о.Питирим, которого до этого я уже знал.
 
Перед этим я посоветовался с руководством компании, стоит или не стоит освящать. Генеральный директор Григорий Семенович Гуревич дал добро. Ну и с западной стороны спросил у зам.генерального директора Джима Харта. Когда я сказал, что надо бы привезти священника, переводчик перевел ему как попа. Американцы поняли так, что мы хотим пригласить Римского Папу. Минут пятнадцать пришлось преодолевать языковой барьер, пока они наконец поняли, что мы хотим пригласить не Римского Папу, а просто русского попа.

Когда я приехал в Печору, владыка в это время занимался ремонтом крыши церкви, которую строил своими руками. При этом поранил ногу, но все-таки согласился поехать. Это было первое такое освящение в Усинске. Чтоб вы представляли, скажу, что парогенератор - это большая котельная, напичканная сложными электронными приборами. С Божьего благословения этот объект безо всяких аварий работает до сих пор.

Скоро наше предприятие смогло встать на ноги. Западные партнеры продали свой пакет акций российской стороне, и сейчас предприятие у нас полностью российское - на нашей эмблеме цвета российского флага, хотя название иностранное сохранилось.

- Как это у вас получилось! - удивился я. - Ведь во многих других фирмах настоящие хозяева - западная сторона.

- Да, есть предприятия, которые держат десятки, сотни иностранных специалистов, вместо того, чтобы отдать эти рабочие места нашим людям.

Впоследствии я узнал, что патриотизм "Нобейль Ойла" распространяется не только на внутренние дела: компания шефствует в Усинске над экспериментальными школами (NN 4 и 9), над Детским фондом, ежегодно вручает школьникам малую "нобелевскую" премию за победы на олимпиадах, помогает сельским жителям в их нуждах. В селе Колва нефтяники построили современный фельдшерско-акушерский пункт, а в селе Усть-Уса отреставрировали православную церковь. В Усинске построен большой спортивный комплекс для детей. Для республиканской детской больницы Сыктывкара закупили новое медицинское оборудование на 200 тысяч долларов. Неизвестно, вкладывала бы столько компания, останься у нее иностранные учредители.

Колва

...За окнами машины замелькали одноэтажные деревянные домики Колвы.

- Маленькое село, а до революции был единственным крупным центром на сотни верст тундры, - пояснил мне отец Михаил. - Здесь же находился центр благочиния, имелась и своя церковно-приходская школа. Храм традиционно для северян был во имя Николы Чудотворца.

Встретила нас глава администрации Чеслава Попова - довольно молодая и симпатичная женщина. Это по ее инициативе решено освятить новое здание администрации. Начал о.Михаил с ее кабинета. Настроение у всех было приподнятое. Действительно, необычное для нашего времени событие, когда светская власть просит благословения на свои труды у Церкви.

За чаепитием я узнал о судьбе последнего священника, который угорел в 1943 году от печки. Его похоронили возле церкви, но вот могилу сейчас найти не могут. Местные жители помнят, как в шестидесятых годах могилы священнослужителей разрывали ребятишки и таскали по Колве череп с бородой. Не знаю, так ли это было... Останки священника одна из работников сельсовета отняла и похоронила на кладбище. А храм Николая Чудотворца закрыли еще в 35-м, сделали из него клуб. Сейчас это помещение передается Церкви и нуждается в реставрации.

О последнем священнике осталась еще одна, несколько необычная, память. Люди вспоминают, что он обладал каллиграфическим почерком, которому обучил всех жителей села. Колвинцы утверждают, что и нынешние ученики села пишут таким же каллиграфическим почерком, как их родители и деды. Передалось, мол, по наследству. Сами колвинцы, по словам о.Михаила, - люди добросердечные, порядочные, тянутся к Богу.

Умягчение злых сердец

Усинский храм "Умягчение злых сердец" расположен в центре города в здании бывшего садика. Один корпус занимает церковь, другой - воскресная школа, еще один корпус - хозяйственный. В этом хозкорпусе одно из помещений приспособлено под скотный двор. Приход содержит около пятидесяти курочек. Куры эти круглый год несут яйца, которые больше магазинных чуть ли не в два раза, даром что в Приполярье все это происходит. "За Великий пост у нас скапливается по пятьсот яиц", - похвалился о.Михаил. Когда летом эта живность гуляет в садике, все усинские ребятишки прибегают на нее посмотреть, как на диковинку.

Отец Михаил мечтает о целом птичьем дворе при храме: развести также индюшек, цесарок, перепелов - на мясо и для продажи. Здесь же у них коровка с теленочком, четыре овечки. Посреди куриц важно расхаживают пять крупных хохластых петухов, которые по утрам наперебой будят людей, соревнуясь, кто кого голосистей.

Гляжу на лицо батюшки, расплывающееся в улыбке, когда он начинает говорить о меньших своих подопечных; гляжу на прихожан, с любовью ухаживающих за живностью, - и... сколь все-таки мало требуется, чтобы порадовать северного человека!

На следующий день на той же "Ниве" мы с батюшкой и Кожевниковым едем в Усть-Усу. По пути заглядываем на место строительства будущего большого каменного усинского храма, который будет освящен в честь Сошествия Святого Духа. Пока на месте будущего строительства заложен один фундамент. Отец Михаил закупает стройматериалы, чтобы летом продолжить начатое.

К Живоначальной Троице

По дороге я продолжаю расспрашивать Анатолия Александровича о храме в Усть-Усе. Сейчас он реставрируется, и трудно представить - у него теперь настоящий золотой купол. Редкость неслыханная не только для Крайнего Севера, но вообще для сегодняшней России.

- Когда я еще работал в горкоме партии в начале восьмидесятых, - вспоминает он, - то часто ездил в это село по делам. Как-то мне сказали, что здесь была церковь. Я пришел, осмотрел помещение - в то время там был продуктовый склад. Залюбовался тем, что от нее осталось. Церковь-то построена на самом красивом месте в округе, на высоком берегу реки, при слиянии двух великих северных рек- Печоры и Усы. Видна с обеих рек за несколько километров... Уже тогда возникло желание восстановить эту красоту. Потом часто возвращался к этой мысли. Но тут, конечно, решающую роль сыграл отец Михаил.

- В то время я был единственным священником в районе и по благословению владыки ездил с миссионерскими поездками по разным селам, - включается в разговор о.Михаил. - В том числе, конечно, бывал и в Усть-Усе. Люди мне говорили, что церковь уже не подлежит реставрации. Но когда дали ключ и я зашел внутрь, то увидел, что не все потеряно. И тогда обратился с этим делом к генеральному директору "Нобель Ойл". А в то время у нас остро решался вопрос: какую церковь строить - в городе или в Усть-Усе. Григорий Семенович сказал мне: "Давай выбирай, мы можем сейчас построить только одну церковь". Я выбрал сельскую, потому что в селе потом вряд ли возможно будет построить церковь, да еще неизвестно, какие будут времена, а в городе и так церковь строить нужно. Церковь деревянная, я знал, что строительство долго не затянется. Владыка одобрил наше решение. Надо ведь восстановить историческую справедливость - это же один из старейших храмов в районе, тем более храм назван в честь Живоначальной Троицы. Теперь, когда церковь построена, весь наш район как бы находится под покровом Пресвятой Троицы. Сегодня сельчане из других сел могут приезжать сюда молиться. Но, к сожалению, у нас не хватает священников, и службы в храме мы проводим нечасто.

Подъезжаем к храму и видим: над золотым его куполом высоко в морозное небо взметнулась солнечная радуга. Добрый знак! Действительно, храм стоит на самом берегу, а внизу на десятки километров открываются речные просторы. Дышится легко и вольготно.

"Блаженство пребывающим в храме Господнем" - начертано у входа в храм.

Вот это состояние блаженства или что-то сходное с этим я и испытывал, когда находился в этом храме. Он еще до конца не расписан, в иконостасе лишь две иконы - Державной Божией Матери и Спасителя - да еще на самом верху Святая Троица, список с Андрея Рублева. Но весь храм наполнен какой-то лучезарной благодатью, то ли от золотых свежевыструганных досок, которыми облицованы стены, то ли от солнечных лучей, проникавших в окна церкви. Увидев, что пришел священник, в храм прибежали ребятишки. И долго о.Михаил рассказывал детям о Боге, о том, как надо почитать Господа и жить согласно заповедям Господним. Детки с замиранием сердца слушали батюшку.

Щельябож

На обратном пути в дороге попросил я батюшку рассказать о его миссионерских поездках.

- Как-то в июле мы с иеромонахом Николаем (Беловоловым) поехали в село Щельябож, - вспоминает о.Михаил из того, что особенно запомнилось. - Погода была ужасной, шел мокрый снег с дождем. В первый день освятили сельский колодец, а на второй день - почитаемый сельчанами родник, который течет в лесу. Вода чистая, хорошая. Там много верующих. Особенно же сильно почитают там праздник Благовещения. Кстати, он также почитается и в других северных селах - в Ижме, Мутном Материке, Захарване. Люди так его чтут, что в этот день абсолютно ничего не делают. Пришлось мне даже укорить их: праздник Благовещения, конечно, великий, но такое отношение к нему - это суеверие.

Еще что удивило - отношение сельчан к кладбищу. Редко где доведется видеть такую чистоту на погосте. Там не только нет куч мусора, как на городских кладбищах, но ни одного окурка на земле, ни хлеба, ни водки на могилках. Есть и пить на могилах предков у них считается грехом. Поминают же их так: возьмут сосновой смолы, если ладана нет, уголька и кадят домовину, крест. Такое вот благочестие осталось с прежних времен. И какой бы человек ни умер, все село собирается, все бросают и идут хоронить всем селом.

- Ну а какие-нибудь интересные случаи во время миссионерства бывали?

- В первую свою поездку мы отправились с о.Рафаилом в Мутный Материк. Это на окраине нашего района, далеко, надо лететь на самолете. Крестили там человек пятьдесят, даже больше. И вот, когда при крещении возглашали ектенью, произошло нечто интересное: люди сами стали петь "Господи помилуй". Мы их не просили, никто им не говорил, что так надо петь... И так, главное, красиво, стройно и ровно, что мы с о.Рафаилом были очень изумлены.

Там нас пригласили в школу для беседы с детьми. Это, наверное, было единственный раз, когда меня в Усинском районе пригласили в школу. Там, кстати, под спортзал занято помещение бывшей церкви, но глава администрации обещала, что когда школа построит свой спортзал, церковь передадут нам. Село это большое, пять километров вдоль Печоры тянется. Там постоянно туман, поэтому и называется Мутным Материком.

Заботы благочинного

Отец Михаил не только усинский священник, а еще благочинный по Воркутинскому округу. И под конец поездки я попытался расспросить его, как обстоят дела на огромной территории его благочиния.

- Говорить, что здесь будет бурно идти просвещение нельзя, - ответил он, - потому что не хватает православно образованных людей. В Воркуте вот полегче, там шесть священников сейчас. А в Усинске мы служим вдвоем с отцом Димитрием. Одновременно приходится быть настоятелем приходов в Усть-Усе, Новикбоже и Колве - там постоянно служим. В Усть-Лыже и Новикбоже церкви до сих пор под клубами.

- Я слышал, в последнее время в Усинске много людей умирает от рака. Как вы думаете, из-за чего это происходит?

- Да, умирают в молодом возрасте, в прошлом году десять таких людей я отпевал. Я думаю, что это все от воды. Вода идет из реки, а река отравлена нефтью.

- А как у вас с сектантами?

- Как и везде - назойливы, ходят по квартирам. Не раз я выступал по радио, местному телевидению, в печати, пытался напоминать людям, что это хождение по домам - не от Бога. Христос ведь заповедовал нам: придя в селение, найдите достойного и не переходите из дома в дом.

- У вас в Усинске планировалось строительство грандиозного сектантского центра - мы как-то писали об этом...

- Пока закончилось тем, что власти не разрешили осуществиться этому проекту. Хотя все может быть, большие субсидии под центр из Америки обещаны. Кстати, Анатолий Александрович знает того человека, который основал эту секту.

- Это было в 1992 году, - включается в разговор Анатолий Александрович, - когда у нас еще работали американцы. Один из них по имени Дон Фауст, милейший с виду человек, и основал ее. Как он сам о себе рассказывал, ему приснилось, будто бы он должен быть в России и нести эту веру русским людям. К нему присоединился Евгений Царапенко - врач городской больницы. Тогда эта секта не имела никакой силы. Я ради интереса присутствовал на одном их собрании. Они там устраивают ритуалы, ходят ночью на речку. Честно говоря, я так и не понял, зачем им все это нужно. Дон Фауст руководил сектой в течение трех лет, пока находился в Усинске, сейчас вместо него Царапенко.

- Какие-то конфликты с ними были?

- Нет, дальше газетных публикаций дело не доходило. Один раз Царапенко выступил против православной церкви в местной газете. А так мы стараемся не замечать их.

- У вас при храме работает воскресная школа для детей. Это, наверное, лучший ответ таким псевдопроповедникам?

- Школа открыта первый год. Сейчас приходит около семидесяти детей. Они изучают у нас историю религии, катехизис, Закон Божий. Со временем будухоровое пение и какие-то прикладные ремесла. Преподают несколько учителей из обычной школы. Они сами в храме исповедуются, причащаются. Дети очень хорошие... Однажды поехал я в воскресенье в Усть-Усу, там надо было служить. Начинаю богослужение - смотрю, дети мои из воскресной школы тут же стоят, крестятся, откуда-то взялись. Приехали за шестьдесят километров на автобусе. И как они искренне, с верою, молились Господу!

*   *   *

Когда мы вернулись в Усинск, я зашел в воскресную школу посмотреть на этих замечательных детишек. И попал на занятие хорового пения - проводила его руководитель православной духовной музыкально-хоровой школы Ольга Сидельникова, приехавшая из Печоры по просьбе батюшки. Закончился урок, и начался другой, уже со взрослыми. Основы хорового пения постигали учителя школы. Такие семинары для учителей воскресных школ, как мне сказала Ольга Николаевна, духовная хоровая школа будет проводить в этом году для всех желающих.

А дети расходились по домам - и видел я, с какими просветленными, возвышенными ликами шли они на улицу. Как тут не поверить, что этот "умирающий" город еще ждет прекрасное будущее.

Е. СУВОРОВ

г.Сыктывкар - г.Усинск

1999 г., газета «Вера»-«Эском», № 330


назад

вперед



На глав. страницу | Оглавление выпуска | О свт.Стефане | О редакции | Архив | Форум | Гостевая книга