25 

   Здоровье, быт


АРХИМАНДРИТ С СЕВЕРА

В одном из недавних материалов газеты мы рассказывали об архимандрите о.Георгии (Савве), целителе не только душ, но и телес. Своих духовных детей и паломников обители он пользует травами, настоями и другими средствами народной медицины, а также отчитывает молитвами в церкви. Много лет он подвизался на Севере, служа в храмах Поморья и Коми республики. Теперь он – наместник Свято-Духова мужского монастыря на Кубани. При первой же возможности наш корреспондент отправился к о.Георгию в г.Тимашевск Краснодарского края.

ЗА ИСЦЕЛЕНИЕМ

...Полуденный августовский час на монастырском дворе. От зноя воздух над землей дрожит и плавится, точно над кадильницей. Служба давно закончилась и собор закрыт. Молодой монах в рясе мышиного цвета и тапочках на босу ногу с выражением неопределенности на лице пересекает монастырский двор, но вдруг на самом солнцепеке останавливается и идет обратно, откуда вышел. В большой клетке наподобие вольера брякнул цепью лохматый волкодав.

На монастырском дворе только одно тенистое место: у алтарной стены собора. Пытаясь глубже вдавиться в тень, прижимаюсь спиной к теплым кирпичам, – взмокшая рубашка прилипает к спине и жжет кожу. Северному человеку трудно представить, как под таким палящим солнцем на Кубани, особенно в послеполуденный час можно работать, молиться, разговаривать, наконец. Несколько минут назад я вошел во двор Свято-Духова монастыря и сразу наткнулся на объявление о том, что наместник обители принимает посетителей дважды в неделю – по пятницам и субботам. Сегодня, стало быть, официальный приемный день. Впрочем, судя по приписке с убедительной просьбой приходить только в означенные дни, православный люд тянется к о.Георгию всю неделю. До окончания приема остался лишь час с небольшим, а вдоль братского корпуса у входа в келью о.Георгия, на самом солнцепеке молчат в ожидании еще десятка два людей. Не решившись обратиться к сосредоточенно молчащей очереди, я подошел к беседующим невдалеке женщинам. Ветхая старушка всем своим беззубым ртом слушала дородную казачку лет 50-ти и кивала. Из нескольких фраз я понял, что рассказ идет о девочке, которую <испортила> соседка. Эта девочка сидела, как каменная, здесь же – по ее белым совершенно неподвижным глазам было очевидно, что она просто душевнобольная.

– Да все равно попадем к батюшке, – успокоила меня казачка. – Не сейчас, так вечером. Надо, так отец Георгий и до часу ночи принимает... Ты запишись на всякий случай... В одном из окон братского корпуса, между рамой и стеклом было заткнуто несколько лоскутков бумаги.

– Ого! – невольно соскочило у меня, когда я увидел список из 67 человек, записавшихся на сегодня. Дверь в келью отворилась и вышел келейник, держа в руках пузырек. Уже через секунду его окружала плотная толпа. – Батюшка благословил Вам мазать больные места ежедневно, – келейник обратился к той самой старушке, что слушала рассказ про <порченую>.

– Которого? – снова все так же, открыв рот, мелко закивала старушка, но видно было, что ничего не поняла.

– Это елей от Гроба Господня, туда отец архимандрит капнул чуть-чуть миро. Мазать больные места, – спокойно повторил келейник еще раз. В третий и четвертый раз то же самое наперебой объясняли старушке паломники.

* * *

Решив договориться о встрече с о.Георгием на другой день, попросил келейника пропустить меня без очереди. В ожидании приглашения разговорился с молодой причетницей – чтицей одного из краснодарских храмов. К отцу Георгию она приехала уже в четвертый раз, хотя и не считает его своим духовником.

– К нему со всей епархии приезжают, даже со всего Северного Кавказа, – объяснила она. – У нас только отцу Георгию благословлено отчитывать. Правда, где-то на ставропольщине, вроде, есть батюшка, который отчитывает, но он совсем молодой...

Со слов моей собеседницы Галины я понял, что она приехала за духовным советом, каким именно – не стала рассказывать. «Знаете, а я больше всего завидую обычным нашим прихожанкам, – под конец беседы вдруг призналась она. – Пришел, помолился Богу, и ушел домой, радуясь. В дела прихода не вникаешь, ни о чем не знаешь...» Я кивнул.

Да, как знакома мне эта зависть к чистой радости во Христе! Пришел на воскресную литургию, помолился – и к делам домашним... Как часто в поездках по Руси, встречаясь с псаломщиками ли, или с хористами, один раз даже в разговоре с иеродьяконом приходилось слышать это: вот бы стать обычным прихожанином, забыть все внутрицерковные дрязги, епархиальные сплетни...

ИСЦЕЛИСЬ ВЕРОЙ

Передо мной из кельи вышли худой молодой человек призывного возраста и его мама. В маленькой прихожей, где на лавке сидел инок-келейник, а в углу все время приема складывались пожертвования – банки с варениями и солениями, отрезы ткани и пр., сделалось на минуту тесно. Парень выглядел несколько потерянным. Вдогонку долетело слово «отчитка». Голос о.Георгия был обращен к монаху-келейнику: «Подыщи ему там вместо этой футболки какую-нибудь чистую рубаху...» Я вошел.

Krasndr.jpg (22336 bytes)

Отец Георгий, травник-целитель представлялся мне ветхим старцем в очках – видимо, оттого, что очки придают человеку некоторую ученость. На деле же оказалось, что отцу Георгию всего под шестьдесят, а на вид он высок и крепок, как настоящий крестьянин, с белоснежной окладистой бородой. Присев на краешек, представился. Условились о дне встречи. По правде сказать, перспектива оказаться сегодня его шестьдесят восьмым посетителем меня вовсе не радовала. Спрашиваю, отчего предыдущему посетителю он сказал поменять одежду.

– Вы заметили, что у него и на спине, и на груди какие-то слова, знаки?

– Не очень. Одно слово только успел прочитать: «U.S.A.»

– Русскому человеку эти знаки ни к чему. Кто знает, не нарисовано ли там чего злого? А китайские шаманы через разные знаки вызывают духов, и через это человек в послушного слугу их превращается, в зомби. А отчитать его попросила мать. Под влияние какого-то экстрасенса попал.

– И многочисленна вся эта рать на Кубани?

– Удивительно, как их много. В Краснодаре они свою газету издают, даже две. Некто Соболевская, где ее бесноватая дочь Виктория всем раздает советы. Духовную войну с ними ведем. Решили раз в месяц выпускать другую газету – <Исцелись верой> назвали. Нет, не монастырь издает, нашлись православные люди. Я как бы духовно опекаю, помогаю...

– Обычно всякие ясновидящие и целители на божье откровение ссылаются, и, вроде, некоторым помогают.

– А на самом деле кто они? – чародеи и волхвы. Вот, послушай, – о.Георгий осмотрел стопки книг, стоявшие всюду – на столе, возле стола, у окна, достал требник Петра Могилы и прочитал:

– Чародей, то есть волхв, сильный маг, прорицатель, обаятель, снимающий болезнь (обратите внимание – только снимающий болезнь!), некоторые псалмы читает, призывает некоторых угодников, и Троицу, и Богородицу, и призывания его есть от бесов... И исцелять может только на время.

ОДЕРЖИМЫЕ

Позднее, уже в Краснодаре я в одном из киосков увидел-таки газетку, о которой говорил о.Георгий. Называть ее не буду, чтоб соблазна меньше было. Достаточно и меня одного, отравившегося. Впрочем, когда у киоскерши поинтересовался, охотно ли народ газетку берет, она, пригнувшись, удивленно посмотрела на меня в окошко: ну конечно! Выяснилось, что газета эта по существу дамская: женщины ее делают, девять десятых покупающих ее – кубанки, то же самое можно сказать и об авторах писем в газету.

Начинаю читать с последней полосы. <Грядет, грядет эпоха Духа> – важно заявляет заголовок большой публикации. Далее, нечто об энерго-информационных структурах. Писал, наверное, человек не слишком ученый, пока еще путающийся в терминах.

Это «теоретическая» часть газеты. За ней следуют ответы на вопросы. «Скоропостижно умер муж, и я не верю диагнозу>, – делится некая сельчанка В.Кравцова. Ответ: «Диагноз: «Саркома». Важнее всего отслужить обедню по усопшему в храме. Простите его перед Богом. Отпустите от себя и не корите врачей». Надо же, – подумалось, – как категорично. А если муж был не крещен? Перевернув газету, на первой странице наткнулся на ответы читателям «прорицательницы», по-видимому той самой, о которой говорил архимандрит. «Я инвалид второй группы, – пишет некто Анна Г. – Муж пьет (2-й брак)». Ничтоже сумняшеся прорицательница отвечает: «С мужем необходимо расстаться и жить одной. Так будет лучше и для здоровья». Странно, хоть ты и прорицатель, неужели трудно понять, каково придется женщине-инвалиду после развода? А мужу каково – пусть в одиночку совсем пропадает? И потом, если уж на Бога ссылаешься, не мешало бы вспомнить, что Библия, наоборот, осуждает разводы.

Только потом сообразил, что и крещение, и Библия тут не при чем. Потому что речь идет о каком-то другом, не христианском боге, хоть и пишут его в газете с большой буквы. Это на самом деле очень удобный бог – бог нашего смутного времени. У него, как у лавочника, все есть, и лицо приветливое, человеческое, а под стойкой, внизу – ослиные копыта.

Листаю дальше. На четвертой странице – <полезные советы>. Два из них я даже выписал, настолько они поразили.

Как узнать, есть порча или сглаз? «В левую руку взять 2 спички и по одной сжигать до пальцев, потом их бросить в воду; если спички встанут вертикально и пойдут ко дну – есть порча и сглаз». Средство от опухолей: «Взять зеленых грецких орехов, мелко нарезать и залить очищенным авиационным керосином... закрыть и поставить настаиваться. Принимать один раз в день утром натощак... ничем не запивать!..»

Не удержусь, чтобы не привести еще один обнаруженный перл. Только название статьи чего стоит: «Гамма» защитит от всех болезней и смерти (!). Дальше – больше. Рекламируется «чудо-изделие», способное «избавить от вредного воздействия денежных купюр». Так и написано: «Уникальное свойство: датчики на аппарате отметили от денег такое разрушение в организме, которое обычно фиксируется у раковых больных. А ведь наша сотрудница держала в руках однотысячную затасканную купюру! Аппарат, спокойно лежащий в сумочке, практически нейтрализовал воздействие энергетического негатива денег». Ну, каково! Остап Бендер позавидовал бы. А ведь тираж газетки – 40 тысяч экземпляров.

Наберется ли столько православных на 5-миллионной Кубани?

ВЕРА И МАММОНА

Читая газету, вспомнил отчего-то попутчицу, с которой мне довелось проехать добрую часть пути с Севера до Кубани. Она везла из Москвы телевизор. Есть такой тип женщин – сухопарых, с усами, энергичных и в брюках, лет под 50. Сама северянка (из Норильска), теперь живет где-то под Ейском. Ругала Кубань за бездуховность, много говорила о бедах нашей школы (до пенсии была преподавателем), о передовых педагогических системах.

– Вот вы, молодые, не понимаете пока, что главное в жизни, оно там, – она многозначительно переводила взгляд на потолок. – Я ведь воспитана была как? Бога нет, членом партии состояла, убежденная была. Между прочим, вот, моральный кодекс – над ним смеялись, а ведь Иисус Христос то же самое говорил. В моем возрасте вере научиться сложно, но вообще-то я согласна, что судьба от Бога зависит. Как пошло, так и идет, и хоть лоб расшиби. Не дал кому Бог здоровья или ума, так не дал.

Видимо, заметив мое недоверчивое лицо, добавила:

– Ничего, доживешь до моего возраста, и ты поймешь.

После ужина в купе разговор пошел о вещах более земных: о ценах, о трудной доле пенсионеров. Спросил, на какие средства ей удается выживать да еще вот – «панасоником» обзаводиться.

– Вожу в Польшу редкие металлы – у меня ведь каналы с Норильска до сих пор остались. Таких названий металлов ты небось и не слыхал, – она назвала не то берилл, не то ниобий...

– Один килограмм стоит несколько тысяч долларов.

– Но ведь это стратегические металлы, можно крепко попасться на таможне! – возразил я.

– Ну, Боже сохрани, кто ко мне в белье полезет? – лукаво улыбнулась спутница. – А если найдут – кто разберет, что это за металл – подумают, кусок железа... Вот голову ломаю, как ртуть перевезти...

– Она же жидкая, и ядовита!

– Ничего бы, в запаянных колбах, вроде груши. Но большеватенькие...

Соседи по купе с интересом подключились к поиску способов благополучно обмануть таможенников. Решили, что надежнее всего подвесить на веревочке под юбкой...

На конечной станции обнаружил, что у мена пропала шапка. Когда все вышли, обшарил купе до последней щелки. Никого конкретно не осудил, но роптал сильно.

КАК БЕСОВ ПОСРАМИТЬ

Уже перед самым моим уходом, словно предугадав просьбу написать что-нибудь для нашей рубрики «Православие и медицина», о.Георгий вздохнул:

– А я вот писать совсем не успеваю. Три тысячи писем лежит без ответа, и семьсот – пока что даже непрочитанных. С утра до ночи люди... По семьсот человек в месяц. Заметив, что я все еще держу в руках номер подаренной им газеты с его заметкой, о.Георгий объяснил, как она была составлена – его спрашивали, он отвечал. В ней старец советует, как бороться с самыми распространенными недугами.

– Посмотрите, может, что-нибудь в ней вам подойдет...

* * *

В церковных писаниях говорится так: пьяницы, чародеи, еретики – не наследуют Царства Божьего без покаяния....

Многие заблуждаются, когда считают, что если они пойдут к целителям, экстрасенсам и закодируются, то они станут здоровыми... На самом же деле, после всего этого люди становятся как бы душевнобольными, по-современному говоря – «зомби», т.е. человеком, который больше не принадлежит сам себе. Конечно, человек после подобных сеансов уже так не пьет, но теперь у него возникает другая проблема: он настолько закодирован, что уже принимать какие-либо серьезные решения, решать жизненные проблемы он не может. В старом катехизисе сказано: «Кто ты есть?.. Я есть разумное создание Божье, называюсь человеком...» И вот этот разум человека, созданный Богом, становится закодированным, и человек превращается в «робота».

У меня был такой случай: молодой человек, которого комиссовали из армии по причине наркомании, приехал ко мне за помощью (сам он из Адлера). Был момент, когда он повесился в сарае у своих родителей, но мать успела перерезать веревку... Парень остался неполноценным, заторможенным. Когда он попал ко мне, не мог самостоятельно что-либо сказать. До этого он простоял под дождем, возле монастыря, около полутора суток. Я видел сам, как он страдал от того, что ему нужно было уколоться, чтобы снять «ломку». Но в конце концов он попал ко мне, выслушал и выполнил все, что я ему назначил. Сейчас он нормальный человек, женился, занимается фермерством. Мы никогда не говорим, что это мы сделали его здоровым. Он сам, благодаря своей вере в Бога, благодаря своему желанию, помог себе, следуя нашим советам. Мы ничего не делаем из того, как некоторые себе представляют, что можно было бы назвать «колдовством» или какими-то сеансами исцеления. Самое главное здесь – вера и дела самого человека, обратившегося к нам.

В «Житиях святых» есть описание жизни св. Прокопия Праведного (его мощи лежат в Великом Устюге). Так там пишется о том, что когда св. Прокопий зашел в пивную, или, по-старинному, в корчмицу, он увидел пьющего, который собирался выпить очередную рюмку водки. Но перед этим пьющий перекрестил ее, и тут же из нее выскочил бес. Св. Прокопий засмеялся, увидев убегающего беса... И описаний подобных случаев из жизни православных христиан очень много. Вот отсюда и пошло название «алкогольный бес», который легко вселяется в души неверующих людей. Если же человек посещает церковные богослужения, исповедуется, причащается, читает молитвослов, псалтырь, то «алкогольный бес» и другие пристрастия таким человеком никогда не завладеют.

Бесы – это эфирное тело, и они могут превращаться и воплощаться во что угодно, бесы имеют такую возможность. Если бес вселяется в мозг человека, то человек становится умалишенным. Так что причащайтесь не менее семи раз в год. Читайте утренние и вечерние молитвы, ведь это духовная пища для человека. Соблюдайте воздержание в постах, т.е. употребляйте только постную пищу во время постов, но не голодайте, как это часто советуют модные книги. Строгие посты у нас только в Великую пятницу перед Пасхой, затем в сочельники Рождества, Крещения Господня, усекновения главы Иоанна Предтечи, Успения Божьей Матери. Однако если на этот день попадает суббота, допустим на сочельник Рождества или Крещения, то тогда уже пост строгий отменяется; остается обычный пост, т.е. воздержание от пищи животной...

СНОВА В ОБИТЕЛИ

Через несколько дней по договоренности я вновь приехал в Свято-Духов монастырь. Посетителей на сей раз не застал, лишь монахи, выставив во двор большой стол, закатывали в трехлитровые банки огурцы. Возле них крутился какой-то мальчуган. «Закрой ворота, нас же видно», – кивнул ему один из иноков. Мальчишка, остановившись на бегу, пошел закрывать ворота, а я отправился в келью о.Георгия.

Отец архимандрит сидел все на том же месте, перебирая бумаги, и мы продолжили беседу с того самого места, где прервались, точно прошло всего несколько минут.

– Каждый второй, наверное, у нас на Кубани имел контакты с сатанинскими силами. Держат бесовские книги в доме, следуют разным гороскопам, амулеты носят – авось, поможет. А потом сюда идут. И от Бога и от дьявола хотят благодеяния получить.

Приходят, например, после «лечения» голоданием у Малаховой. Наголодается человек, и, надорвавшись, наживает себе духа зла, который у него внутри кричать начинает. С этими, которые после экстрасенсов сюда приходят, особенно трудно. После всяких там целителей, сеансов Малаховой, вообще воздействия сатанинских сил уже очень трудно восстановить свой образ Божий человеку. Я их раз по пять отчитываю, и то не всегда помогает. Тут без генеральной исповеди с семилетнего возраста и постоянного причащения в течение года, ежедневных утренних и вечерних молитв ничего не сделать.

Недавно был случай, милиция даже ко мне приходила, брали свидетельские показания. Пришла молодая женщина брать благословение на поездку на курсы экстрасенсов. «Я, – говорю, – благословения на то, чтобы пасть, не даю». А жила она в одной станице со свекровью, которая и сама была экстрасенсом, и ее на курсы экстрасенсов надоумила ехать. И она все равно поехала. Три недели проучилась в Москве, вернулась с аттестатом целителя-биоэкстрасенса, ясновидящей, знатока тибетской медицины, еще невесть кого. У них ведь это просто делается. Через какое-то время заходила ко мне потщеславиться: дескать, у нее очередь из посетителей побольше, чем в монастыре, будет. Будто к ней Христос является и дает ей знания. Через какое-то время у нее начались другие видения: стало являться какое-то страшилище, которое хотело ее во сне убить, а Христос будто бы ее защищал. Дома начались нелады, дети во сне стали кричать, кушать не могут. Наконец ей было «откровение», что охотится за ней оборотень ее свекрови. Она пошла к свекрови и зверски, отрезав уши, выколов глаза, расправилась с ней...

– К вам все время такая очередь, как в прошлый раз?

– Многовато приходит, – вздохнул о.Георгий. – до семисот человек в месяц. Совершенно ничего не успеваю. Сплю по три часа.

– Бывает так, что приходит человек как бы «не по адресу» – ему бы в больницу?..

– Только физическая болезнь, без духовной, бывает крайне редко. Но и наоборот тоже нечасто бывает, чтобы человек был серьезно духовно болен, а на организме это бы никак не сказывалось. Такое случается встречать, но у совсем уж недобрых людей с окамененными сердцами. Смерть таких грешников «люта и ненавистна». Часто благочестивый человек страдает за своих родителей, предков. Грехи отцов до седьмого колена сказываются.

– Слышал, что Вы не только отчитываете, но и травами лечите. Для меня траволечение – настоящее тайнознание.

– Никакого тайнознания. На Руси лечение травами всегда было традиционным, в том числе и в монастырях. И я с детства высматриваю, запоминаю, какая травка от чего помогает. Когда же не знаю, смотрю тут, – батюшка достал из-под стола шесть или семь толстых справочников и энциклопедий по лечебным травам.

– Я в монастырь попал в 12 лет. Это был Св.-Троицкий мужской монастырь возле города Хуст (почти на границе с Румынией). Был там архимандрит – интересной судьбы человек. Он учился в Америке, академию закончил в Сербии. Был не только священником, но и доктором медицины, принимал больных, от которых в других местах отказались. Кой-чему я у него научился.

– Вы оттуда, из Закарпатья, родом?

– Да, родом я из села Чумалево, дом наш стоял как раз под стенами монастыря, – и, помолчав, как-то по-особому добавил: – Но родители у меня с Севера, архангелогородцы, из-под Холмогор...

Эту интонацию в голосе о.Георгия я вспомнил еще раз, ближе к вечеру, когда мы стояли возле большого братского корпуса на подворье Св.-Духова монастыря. Я удивился, что крыша сделана по-северному: стропила стоят высоко, а стрехи основательно выступают за стену и потому крыша выглядит красиво, «золотое сечение» соблюдено. На Кубани же обычно настил кладут всюду «экономически»: шифер лежит не прямо на черепном венце, на стене, отчего крыша выглядит по-куриному безобразно и куце, – ну, в общем, кто дом строил, поймет.

В ответ о.Георгий точно той же интонацией, что и про своих родителей, заметил:

– А как же, делаем, как положено, я ведь на Севере много строил...

ПУТЬ

Что такое в Закарпатье с 12-ти лет, в скуфейке послушничать при монастыре? Это все равно, что получить своеобразный «знак качества». Хоть не станешь потом монахом, легче найти хорошую работу, девушке – жениха. Да и для родителей – утешенье.

Но недолго о.Георгию довелось подвизаться в обители. Время было хрущевское, монастырь разогнали. Сейчас-то обитель возобновлена, а тогда иноческий путь оказался закрыт, и в 19 лет юного послушника забрали в армию на три года. Сразу после армии хотел поступить в Московскую семинарию, да куда там – тогда на 12 мест по семьсот человек желающих поступить было, да и те, кто поступит, были известны еще до экзаменов... Познакомился со старцем Иларионом, четверть века подвизавшемся в Димитриевском монастыре на Афоне. Он приехал к себе на родину, в Закарпатье, доживать век – и стал его духовником. О.Георгий принял постриг. Тайно. Поехав в Иркутск, стал иподиаконом у местного архиерея. Испросил благословение на устройство скита в глухой местности, но едва власти узнали о желании молодого инока, тут же выперли его, сославшись на особый режим погранзоны.

Далее начинается северная, наиболее дорогая самому о.Георгию, часть его биографии. В Архангельске архиепископ Никон рукополагает его в иеромонахи и направляет в Туровец – храм здесь некоторое время был без настоятеля и власти собирались его закрыть. Семь лет прослужил здесь о.Георгий и снова был изгнан – за «нарушение законодательства о культах». Среди обвинений выдвинули благотворительность (тогда запрещенную церкви) – несколько раз священник носил в местную школу цветы... Дальше было село Айкино на Вычегде.

– Когда приехал, там был православный молитвенный дом, но в таком состоянии, что даже в ту пору власти разрешили нам капитальный ремонт с переносом на новое место. Тут как раз тот случай, когда несчастье помогло. Пожарники стали придираться, дескать, молитвенный дом не соответствует требованиям пожарной безопасности, нет подъезда для тушения пожара. Дали соответствующую справку...

Шел 1981-й год от Рождества Христова...

Кто бывал в Айкино, храм видел – это и есть крошечный «молельный дом» после капитального ремонта.

– И епископ Питирим в нем был пострижен?

– Да, здесь я принимал постриг его и в рясофор, и в мантию.

Владыка Питирим, а тогда просто Павел Волочков приехал в Айкино в 1982 году. Еще с той поры о.Георгий – его духовник.

Уже в Сыктывкаре, в одну из встреч с Владыкой Питиримом расспросил его о годах на Усть-Вымской земле. Перед ним лежит «дело» айкинского храма и он сам не без интереса разглядывает подшитые в нем документы.

Год 1980, письмо епископа Исидора: «Да поможет вам Господь в работах по проведению капитального ремонта храма...» И Господь помог.

– Лес тогда для организаций не выписывали, тем более его не давали для церкви. Сколько смогли, купили для строительства храма прихожане, но этого не хватило. Несколько кубов выписал директор леспромхоза, за что тут же поплатился своим местом... Люди, готовые помочь церкви, всегда находились на Севере, несмотря на всякие запреты. Нужен было срочно проект храма – его сделал инженер Вальтер Викторович (фамилию не припомню), живший рядом. На стройку без конца ходили комиссии, мерили высоту, ширину, ругались, угрожали. Когда строительство, которое велось чрезвычайно быстро, оказалось на грани запрета, а бабушки от усталости падали с ног, решили позвать мужиков. На выходные собралось человек 80 из окрестных сел... Не все, задуманное в проекте, удалось осуществить: не дали сделать сводчатый потолок, не достроен храм и по высоте. Но, в общем, построили за год. А силе и здоровью о.Георгия я еще тогда поражался: взвалит на себя 40-литровый баллон с водой и поднимал в гору с реки. А я, молодой, его едва по ровному месту мог нести.

...И Айкино стало духовным центром для огромной территории вдоль Северной железной дороги, от Котласа до Печоры. Теперь здесь, в Айкино, живут монахи. Так получилось, что основание будущего Михайло-Архангельского монастыря заложил о.Георгий, но вот ему самому в нем подвизаться не пришлось...

Владыка Питирим продолжает листать «дело» айкинской церкви:

– А вот история о том, как о.Георгий уехал из Айкино – снова не по своей воле. Желание избавиться от активного священника зрело у властей, по-видимому, давно, и тут они воспользовались помощью журналиста. В 1987 году в газете «Красное знамя» вышла статья «Возлюби ближнего». Настоятеля обвинили в грубости, во вмешательстве в дела церковной «двадцатки» и т.п. Это сейчас, когда священник храма – он же и мастер, и строитель, и завхоз, трудно представить, что совсем недавно по закону настоятель был просто наемным исполнителем треб и богослужений. Всем церковным хозяйством распоряжалась община, в которой зачастую «органы» внедряли своих людей...

После опубликования статьи поднялся шум, начались проверки, и епископ Архангельский благословил о.Георгию на год, пока не стихнет буря, поехать на Кубань...

«НА ВСЕ ВОЛЯ БОЖЬЯ»

...Старенькая «Хонда» с правым рулем, на днях пожертвованная монастырю, крутится по степным дорогам; мимо проносятся похожие друг на друга как две капли воды хутора и станицы с незапоминающимися названиями. Архимандрит везет меня на подворье монастыря на хутор Некрасове.

«Ты это... – обращается о.Георгий к водителю, – не гони». Водитель сбрасывает скорость до ста километров и вовремя: выскочив из-за поворота, неожиданно видим стоящую поперек дороги корову. Посигналив и безуспешно попытавшись объехать животное, останавливаемся и ждем, когда корове заблагорассудится отойти.

– Я Север люблю, он для меня родной. И ведь уже, было, совсем собрался вернуться, – рассказывает батюшка. – Епископ Архангельский благословил мне стать настоятелем только что переданных Антоние-Сийского и Артемие-Веркольского монастырей. Я уже упаковал все вещи, свои и тех людей, которые со мной решили ехать. Звоню в Архангельское епархиальное управление, прошу помочь с транспортом, а топливо для грузовика, говорю, я оплачу. Ответа не получил. Стал искать другую возможность перевезти все, но тут у меня обострился диабет, слег в больницу... Так и остался на Кубани. На все воля Божья. Видно, Господь благословил мне здесь остаток лет прожить...

Так получилось, что и здесь, на Кубани, прежде чем основать Св.-Духов мужской монастырь, он основал монастырь женский – в станице Роговской, где купил дом по приезду на Кубань; дом этот стал основой будущей женской обители. В этот день мы побывали и здесь, в 30 километрах от Некрасова. Запомнилось, как робко насельницы обители просились на отчитку к о.Георгию, и он, поколебавшись, не смог отказать. Еще что бросилось в глаза – это даже не высоченная колокольня строящегося собора, а «соловецкий» валун и булыжник в стенах уже освященной часовни.

Из такого же камня сложен храм на подворье. «Мне советовали заштукатурить, но я решил, что так будет лучше, словно на Афоне. Потолок распишем в виде звездного неба...»

Архимандрит не без удовольствия показывал обширное монастырское хозяйство: птичий двор, где без числа гусей, индюков, экзотических цесарок, склады с овощами («картошки нынче ни у кого нет, кроме нас»), угодья... Вообще хозяйство монастыря заслуживает отдельного рассказа.

Все заняты своими делами, но, заметив о.Георгия, подходят к нему под благословение. Происходит это не как у нас, на севере, а сначала кладется поясной поклон, причем рука касается земли, а уж потом, низко склонившись, принимают благословение. Короткие вопросы, ответы, советы – и дальше. Чувствуется, что о.Георгий в курсе всего. Подошел монах, начинает о чем-то говорить, но о.Георгий останавливает его: «Что-то случилось? Заболел?» Слышу, как о.Георгий «прописывает» заболевшему компресс из табака или махорки на грудь и отправляет подлечиться в монастырь.

Пора возвращаться. На обратном пути проходили мимо жеребца по кличке Брус, – он, наклонив голову и раздувая ноздри, подошел к о.Георгию, словно по-своему тоже беря у него благословение. Приглашаю батюшку, если случится быть в северных краях, в гости. Отец Георгий грустно улыбается, и я понимаю, что если Господь благословит, встретимся, скорее всего, здесь же, под жарким южным солнцем.

А что? Соберем вопросы читателей – наверное, они появятся после этого материала, – и в путь. Советы о.Георгия опубликуем в газете. Но это уже на будущий год.

И.ИВАНОВ

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera