9 

   Здоровье, быт


КАК СТАТЬ КРАСИВЫМ

/по Ивану Ильину/

Иван Ильин не был косметологом, он - известный православный философ. Однако в книге “Путь духовного обновления” /1935/ у него есть заметки и о красоте лица.

Каждый человек, считает Иван Ильин, во что-нибудь да верит - “верит в то, что он воспринимает и ощущает как самое главное в жизни”. Не верящих нет. При этом “человек сам постепенно уподобляется тому, во что он верит”. Чем сильнее вера, тем зримее она отражается на внешности. Душа пленяется тем, во что она верит, содержание веры начинает господствовать в душе, “как бы поглощает её силы и заполняет её объем”. Человек /сознательно или бессознательно/ сосредоточенно помышляет о предмете веры. “Душа вживается в этот предмет... Возникает некое подлинное и живое тождество: душа и предмет... образует новое живое единство. И тогда мы видим, как в глазах у человека сияет и сверкает предмет его веры; то, во что ты веришь, сжимает трепетом твое сердце, напрягает в минуту поступка твои мускулы, направляет твои шаги, прорывается в словах и осуществляется в поступках”.

Поэтому естественен вывод - внешность твоя соответствует вере твоей, её качеству, интенсивность и т.д.

Если человек верит в деньги и власть, то душа его постепенно высохнет в голодной жадности - и это тем или иным образом скажется и на его внешности, и это изменение не укроется от опытного наблюдателя.

Если человек поверит в классовую борьбу и завистливое равенство, он рискует стать профессиональным завистником, его черствая злоба отразится на лице.

Тот, кто занимается черной и белой магией, экстрасенсорикой, астрологией, медитирует о сатане, незаметно становится сам, и по лицу, и по голосу, дьяволообразным.

Душа истинного художника становится гармоническою, утонченно-созерцательною; и самое лицо его может быть ликом. Патриот, живущий в духе и славе его родины, внешне привлекательнее “демократа”, живущего свободой всех без разбору человеческих проявлений, вне зависимости от их духовной ценности.

“Если человек верует в Бога, то божественные содержания становятся для него жизненным центром... Веровать в Бога - значит стремится к созерцанию Его.., стремится к осуществлению Его воли и Его закона... На высших ступенях такой жизни возникает то живое и таинственное единение между человеком и Богом, о котором писал Макарий Великий, характеризуя его как внутреннее “срастание” или “срастворение”... Естественно, что от такого перерождения души изменяется и внешний вид человека, о чем он сам может и не знать, но другим людям бывает трудно не заменить”.

В Библии мы читаем: “Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет”. /Исход. 34,29-30/ “Отшельник, проводящий свою жизнь в “богомыслии” и в “богоделании”, приобретает некую подлинную богоозаренность в душе и в ее телесном обнаружении”. Так считал Иван Ильин. В подтверждении его мыслей приведем слова святого Иоанна Кронштадтского:

“Добродетельный невольно привлекает к себе взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лицо - что это за лицо? Это ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют всех своею красотою”.

Подготовил Андрей Попов.

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera