30 

   Тайны Божии (чудотворения, откровения, невидимый мир)


ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ

В прошлом номере мы сообщали о чудесном обновлении иконы в Богоявленском храме на Гутуевском острове (г. Санкт-Петербург). Подробностями об этом делится наш собственный корреспондент в Петербурге Игорь Снятков, на днях приступивший здесь к своим обязанностям. Наверное, каждый из нас может вспомнить то острое чувство любознательности, ощущение новизны и ожидания чего-то необычного, когда попадаешь в незнакомый город. Взгляд невольно задерживается на лицах прохожих, появляется желание понять, чем они живут, куда так спешат, о чем думают?! Может быть, они родились в этом городе, а может быть, поворот судьбы забросил их в это место, и они, вживаясь в ритм города, интуитивно познают его душу, начинают открывать этот мир изнутри.

Так и я, недавно переехав в Петербург, только приоткрыл для себя прошлое и настоящее этого величественного города. Каждый день приносит свое маленькое “открытие”, а иногда происходит встреча с явлениями, которые нашими земными законами объяснить невозможно. Принятие и понимание этих вещей приходит с обретением веры в Господа.

Мой путь лежал в церковь Богоявления на Гутуевском острове. Стояли первые дни весны. Мучительно пробуждение природы от зимы в больших городах. Уже стаял снег, ярко светит солнце, но когда взгляд падает на редкие островки земли среди асфальта, кажется, что никогда в этом месте не появится здоровая зеленая трава. На мостике через Обводный канал, в котором вместо воды течет что-то серое и мутное, транспорт грохочет, скрежещет, выпуская из себя выхлопные газы, которыми мы, прохожие, дышим вместо воздуха.

Дождавшись нужного трамвая, проехав несколько остановок в самой гуще этого столпотворения, оказался я около храма Богоявления Господня. Весь в лесах, изрядно потрепанный временем и людьми, он все равно выглядит величественно. И ни соседство рядом автобусного парка, ни современные запыленные полужилые полупроизводственные здания не могут уничтожить эту красоту.

Богоявленский храм был сооружен в память чудесного спасения последнего российского императора Николая Александровича. Путешествуя по Японии, будущий наследник престола подвергся нападению одного, как бы сейчас его назвали, “экстремиста”, и был ранен саблей в голову. К счастью, рана оказалась неопасной. Это произошло 29 апреля 1891 года. Служащие портовой таможни решили построить в память об этом событии часовню. Местный фабрикант и действительный статский советник И.А.Воронин пожертвовал дополнительно 100 тысяч рублей, благодаря чему стало возможно строительство не часовни, а большого храма. Так ровно через год на берегу реки Екатерингофки состоялась закладка храма. Освящение его состоялось 29 апреля 1899 года. Чин освящения совершил митрополит Санкт-Петербургский Антоний. В числе сослужащих ему священников был протоиерей Иоанн Сергиев (в будущем – праведный Иоанн Кронштадтский).

Борьба советской власти с религией не обошла стороной и гутуевскую церковь. В 1935 году ее закрыли. Почти сразу после этого воинствующие безбожники уничтожили майоликовый иконостас, замазали фрески, соскребли позолоту, содрали кровельное железо с купола. Вместо креста над куполом стал возвышаться громоотвод. Поначалу храм хотели отдать иудеям под синагогу (судя по сохранившимся свидетельствам). Но потом решили сделать в нем овощехранилище, затем здесь был мыловаренный завод. Во время войны храм горел. В ноябре 1991 года его вернули православным...

– Знаете, когда я впервые переступила порог этого храма, то сердце сжалось от боли, во что было превращено это святое место, – вспоминает казначей храма Зинаида Петровна Голубева. – Грязи было по щиколотку, через полуразрушенный барабан сверху падал снег, оконные проемы были утрачены. Когда здесь был склад от Фрунзенского универмага, то в стены вбили швабера и сделали в храме 4 этажа. Ни отопления, ни сигнализации, ни электричества – страшно. Наверху горы помета птиц и крыс. Канализации не было, и все скапливалось в подвале. Живопись была повреждена, как высчитали специалисты, на 80 процентов.

– Да судите сами, – включается в наш разговор архитектор-реставратор Карл Петрович Ворпулев, – когда здесь был мыловаренный завод, то все ядовитые пары поднимались вверх и разъедали штукатурку, на которую были нанесены фрески. А ведь храм уникальный. Только для украшения фасада использовалось 12 типов кирпича. А система амосовского отопления с воздуховодами! Мыловаренный завод работал на угле, трубу поставили около храма. И получилось, что внутри стены покрыты слоем жира, а снаружи – копотью!

– Карл Петрович, а вы помните, как у вас стала на стенах проявляться живопись? – восклицает Зинаида Петровна.

– Мы грязь лопатами на полу убираем, стены и не трогали, а сквозь черноту на стенах проявляются лики святых, орнамент. Комиссия из ГИОПа (Государственного института охраны памятников – И.С.) тогда объяснила это тем, что температурный режим в храме, мол, изменился. Мы же все чувствовали, что храм наш стал оживать...

Что произошло потом – об этом я попросил рассказать главного очевидца Евфимия Добрянского, внештатного псаломщика храма:

“14 марта где-то в 14-15 часов дня я готовился к вечерней службе. Икона Рождества Христова висела на своем обычном месте: на солее, около южных дьяконских дверей, рядом с аналоем псаломщика. Нам эту икону и еще две аналогичных по размеру подарило Мухинское училище в 1992 году. Два образа батюшка благословил повесить справа и слева от иконостаса, и с тех пор мы их и не трогали. Иконы были темные, и если кто-то хотел увидеть, что изобразил иконописец, то нужно было наклоняться и внимательно всматриваться. Я приготовился к службе, налил у иконы Рождества в лампадку масло, как-то все немного машинально, и отошел. Встал на свое место, раскрыл книгу и вижу боковым зрением какое-то светлое пятно. Когда я перевел взгляд, то увидел, что краски на иконе стали как новые.

До этого меня в храме не было около недели, поэтому сразу же мелькнула мысль, что икону отреставрировали. Но подошедший Андрей Новожилов – второй псаломщик – сказал, что икону не трогали, да это и не возможно за такое короткое время. Стали рассматривать вместе: “Может быть, наклеили репродукцию на бумаге и покрыли лаком?” Тоже не похоже. Тогда Андрей пошел сказать батюшке, а я все стою и сомневаюсь. Маловеры, все ищем новых доказательств! И, знаете, да, краски обновились, а выбоинки, трещинки на краске – остались те же самые! На иконе были утраты, и было когда-то сделано тонирование, все это так и осталось: и лак, и копоть, и пыль, а краски стали как новые!

Потом к нам приехала епархиальная комиссия, куда вошли представители от Академии художеств, реставраторы, чтобы разобраться в произошедшем. Реставраторы сделали такое заключение: “Нынешнее состояние иконы не может быть результатом реставрационного воздействия. Комиссия пришла к выводу о факте чудесного обновления иконы”.

Когда батюшка Александр объявил об этом чуде, то все у нас, конечно, обрадовались, стали прикладываться к иконе. Потом задумались, а к чему бы это? Может быть, это Господь нас укрепляет перед будущими скорбями, ведь перед революцией тоже многие иконы мироточили и обновлялись?

Мне кажется, что и икона Божией Матери “Всех скорбящих радость” в нашем храме точно также начинает обновляться. Чудесного происходит немало, надо, наверное, только стараться понять, к чему нас призывает Господь и в чем укрепляет”.

* * *

...Я молился перед чудотворным образом – и осыпавшиеся, впитавшие жир и грязь стены, и страшная колонна у солеи (в нее был вбетонирован трансформатор), и низкий давящий потолок перекрытий – ничего этого я уже не видел. Ведь в храме – святыня!

А не в этом ли смысл явленного чуда? Ведь как только не безобразили этот храм: едва не отдали под синагогу, устроили овощехранилище, мыловаренный завод... А вот... обновляются иконы, Дух Святой вернулся сюда. И, может быть, для всей России – изгаженной, обезображенной – грядет такое же чудесное обновление?

Что бы ни говорили о будущих скорбях и смутных временах, а я верю в это.

И.Снятков,
наш соб. корр.<

 

   назад    оглавление    вперед   

red@mrezha.ru
www.mrezha.ru/vera