ХРОНОГРАФ 

«ИДЕОЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫЙ» ЛЕС

Безусловно, главным событием православной жизни последнего времени был вновь начавшийся геноцид сербов в Косово, возобновившееся массовое уничтожение там храмов и монастырей. К этой трагедии мы обязательно вернемся в ближайших номерах газеты. А сегодня мне хотелось бы сказать о том, что непосредственно касается каждого русского человека, особенно живущего на Севере.

Как-то, много лет назад, в пору только начавшихся в СССР перемен, один американец заметил мне: «Вот ты ругаешь коммунистов, а в том, что ваши леса не распроданы частникам, ваше несомненное преимущество перед США. Хотя у нас много общедоступных лесов, то и дело натыкаешься в лесу на ограды с угрожающей надписью: «Частное владение, вход запрещен!» Вы ни в коем случае не должны повторить наш горький опыт!» Но вот мы, кажется, вступаем именно на этот путь...

18 марта правительство России одобрило проект нового Лесного кодекса. Когда 31 декабря этот проект только явился в свет, он вызвал столько нареканий и возмущений среди специалистов и просто граждан, что, казалось, несомненно будет в корне переделан. И вдруг – сразу после выборов Президента – он всплывает во всей своей неприглядной «красе». Выясняется, что за месяц он должен быть «доработан» и, по-видимому, внесен в Госдуму. Президент заявляет, что «решение вопроса о Лесном кодексе должно быть принято после широкой дискуссии в обществе», но Герман Греф (именно ему поручено дорабатывать документ) и так уверен, что кодекс является «приемлемым и идеологически верным». Прямо комиссар какой-то.

Но есть другие мнения. Новгородский губернатор Михаил Прусак заявил, что принятие нового Лесного кодекса повлечет за собой варварское уничтожение лесов России. Глава Карелии Сергей Катанандов выступает против того, что «в наши леса будут иметь доступ все, у кого есть деньги... появятся фирмы-однодневки, которые могут купить лес для перепродажи. Или, предположим, несколько лет вообще не вести заготовки, выжидая повышения цен на древесину. А что тогда делать жителям лесных поселков?» Академик РАСХ Николай Моисеев предупреждает: потенциально компании могут выкупать участки размерами в несколько миллионов гектаров. В итоге значительная часть территории страны может перейти в частную собственность. Как подчеркнул депутат от Архангельской области Владимир Крупчак, данный законопроект в таком виде принимать нельзя. Механизм выкупа в частную собственность, по его мнению, «дает преимущество финансовым спекулянтам, в том числе зарубежным, прибрать к рукам огромные лесные территории России без определенных обязательств по созданию лесоперерабатывающих производств... Это окончательно разорит лесхозы и леспромхозы».

Многие из поднятых здесь вопросов к новому закону можно урегулировать всякими поправками. Важно другое: сейчас решается принципиальный вопрос – о введении частной собственности на леса. Опять, как в случае с введением частной собственности на земли сельхозназначения, это происходит без референдума, без серьезного обсуждения в обществе. Гайдаро-грефовцы в правительстве, как кроты, продолжают молча рыть под русский народ.

Координатор лесных программ «Гринпис России» Алексей Ярошенко обращает внимание, что, хотя в кодексе прописано, что собственник не вправе помешать общему лесопользованию (сбор грибов, ягод и т.п.), однако, если причинен ущерб собственнику, он имеет право запретить проход на территорию его леса. «Но какой именно ущерб, в кодексе ничего не сказано. Например, собирая грибы, вы помяли траву или случайно сломали ветку – собственник может посчитать, что вы причинили ущерб, и выгнать вас».

Приемлема ли продажа леса с православной точки зрения? Смею утверждать: нет! Земля – Божья собственность и дается народу в пользование. С христианской точки зрения, и продажа сельхозземель (а не ее плодов) сомнительна. Но тут приводится довод, что хозяин-частник все-таки пашню возделывает. Хотя и тогда не ясно, чем хуже долгосрочная аренда?

Но какой труд потенциальный собственник-горожанин с большими деньгами (нажитыми, скорее всего, нечестным путем) вложил в выращивание леса? Это же чисто Божие – а присваивать Божье есть не что иное, как святотатство (т.е. кража принадлежащего Господу, святыни).

Что для жителя Севера лес – кормилец, в Москве, быть может, слышали. Оттого и разрешают нам из милостыни ягоды собирать. Не понимают асфальтовые экономисты, что лес для нас – не просто кормилец, а среда обитания. Он для нас – все. И именно поэтому испокон веков на Севере лес был казенным. Точно так на Кубани средой обитания являются так ныне называемые «земли сельхозназначения» – степи, теперь повсеместно возделанные. И потому, несмотря на принятый в Москве закон о продаже таких земель, православные казаки решили, что власти могут попробовать это сделать – но только через их трупы. И не работает этот грефовский закон на Кубани. Так воплощается в жизнь известное российское правило, когда глупость законов сглаживается их неисполнением. И у нас, на Севере, не будет частной собственности на леса, хоть, скорее всего, на мнение народа в очередной раз наплюют, и кодекс будет принят, и частники появятся.

Мы привыкли молчать, когда нас теснят. Но имеем ли мы право молчать, когда попирают Божьи установления?

Вандалы распоясались

За три дня с 18 марта в Косово албанские экстремисты разрушили и сожгли 25 православных церквей и монастырей, среди которых Соборный храм Богородицы, построенный царем Милутином в 1306-1307 годы, монастырь св.Архангелов (XIV век), храм св.Георгия (XV век). Эти святыни включены в реестр ЮНЕСКО. Албанцы уже разрушили в этом крае с 1999 года, когда гражданская и военная миссии ООН взяли под свой контроль Косово, более 130 церквей и монастырей.

«Страсти» на страстной

Православные киноведы, посмотревшие фильм американского режиссера Мэла Гибсона «Страсти Христовы», сочли уместным премьеру его в России в Cтрастной четверг. По словам игумена Даниила (в миру он был режиссером Александром Ишматовым), фильм Гибсона – «произведение высокого искусства», «новый этап в экранизации евангельских сюжетов». Одновременно православные эксперты отмечают наличие в фильме излишнего натурализма в сценах бичевания Христа. «Гибсон – из семьи старокатоликов и изобразил чувственную сторону события, на что обычно обращает внимание католическая традиция», – отметили они.

Самый древний храм

Древнейшему на Руси христианскому храму – без малого 1037 лет. Греческие письмена, указывающие не только год, но даже день освящения Сентинского храма – 2 апреля 967 года – обнаружены при реставрации византийских фресок на его сводах. Сделали открытие ученые Карачаево-Черкесского государственного музея-заповедника. Всего здесь пять древних аланских христианских храмов – Сентинский, Шаонинский и три Нижне-Архызских, считающиеся древнейшими в России христианскими храмами.

Материалы «Хронографа» подготовил Игорь ИВАНОВ 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга