СТЕЗЯ 

ХРАНИТЕЛЬ

Шесть лет назад – 15 марта – хирургу Олегу Ивановичу Бельченко подарили икону Царя-мученика.
Он и предположить не мог, что она изменит жизнь страны

(Окончание. Начало в № 460)

Петербург

Все больше людей узнавало об образе Государя. Крестный ход из Ивановской епархии в Кострому стал, быть может, переломным моментом. Или это произошло позже? Открывалось, что почитание Царя носит, действительно, народный характер, если, конечно, говорить о православном народе.

Многие противники канонизации были убеждены, что борются с царепоклонством, что им противостоят какие-то дикие ревнители с искаженным церковным сознанием. Олег Иванович Бельченко и люди, подобные ему, доказали, что это не так. Они увидели в Царе-мученике образ милосердия, благородства, жертвенности. И чем ярче это открывалось, тем ближе мы подходили к прославлению Государя.

* * *

После Костромы чудотворная икона Государя побывала во многих епархиях. Предоставим слово Олегу Ивановичу Бельченко:


На острове Залит у старца Николая

– В Петербург нас пригласил отец Александр Захаров. Девятнадцать батюшек захотели принять образ в своих храмах, но когда владыка Владимир узнал об этом, то последовал запрет. Только один священник отменил приглашение. Я не сужу его. Послушание выше молитвы – он не нарушил ничего... Государь не был прославлен. А восемнадцать человек продолжали стоять на своем. Наверно, только совесть человека может дать ответ, как ему поступать в подобных ситуациях. Отца Александра после этого сняли с настоятельства и куда-то сослали. Но сейчас он, кажется, снова в Питере.

Встречали икону 10 тысяч человек. Я сам не присутствовал, дежурил в больнице, а когда услышал эту цифру, то не поверил. Подумал: «Ну, может быть, 5 тысяч, это еще как-то понять можно, а больше... Врут, пожалуй». Но потом увидел видеосъемку этого события и понял, что мне сказали правду, там было море людское. Одна женщина пожертвовала браслет, и это сразу нашло отклик. Люди отдавали перстни, кулоны, фамильное серебро. Было собрано более килограмма золота, а сколько серебра, не помню – очень много. Благодаря этому нам удалось заказать для образа драгоценный ковчег, усыпанный бриллиантиками. Это был вклад питерцев в почитание образа. Их любовь к Государю необыкновенна.

Когда покинули город, в Толгском, кажется, монастыре произошло удивительное событие. Одна женщина так спешила приложиться к образу, что попала под машину. Ее хотели на «скорой» отвезти в больницу, а она ни в какую: несите, говорит, меня к иконе. Женщину подняли, понесли, и когда возложили на нее образ, она встала с носилок. А ведь за мгновение до этого была обездвижена.

Прекрасно встречали Государя на Валааме, куда я смог все-таки вырваться из столицы. Когда подплывали на корабле «Игумен Дамаскин» и увидели Никольский скит, на острове забили в колокола. Весь берег был усеян паломниками, жителями, вышла вся братия во главе с архимандритом Панкратием. В руках встречающие держали иконы, фонарь... забыл, как он называется. Все радовались, и только один монах – иеродиакон Августин – смотрел на нас немного недоверчиво. Подошел, сказал: «Буду стоять возле иконы, пока не замироточит». Я развел руками, говорю: «Ты ведь можешь и месяц, и два простоять, а можешь и час». Тут никакой закономерности нет.

И вдруг видим, как он бежит за нами: «Олег Иванович, вернитесь, она замироточила». Инок был страшно растроган, говорил: «Мне, маловерному, такая милость!» И с тех пор буквально прикипел к иконе. Когда мы снова приехали в Петербург, отец Августин прибыл туда хоронить отца и почти не отходил от образа – это было для него большим утешением в горе. А икона в его присутствии снова замироточила.

Второй раз мы побывали в Питере уже после прославления Царя-мученика. День 7 ноября 2000 г. был объявлен в городе государевым. На вечерней службе в громадном Казанском соборе между людьми еще можно было протиснуться, хотя и с трудом. Но наутро там было не пошевельнуться. Владыка Владимир очень почтительно приложился к образу – так разрешилось то недоразумение, которое возникло при первом нашем посещении.

В третий раз мы побывали в Петербурге 17 июля 2001 года. В крестный ход от храма Спаса-на-Крови отправилось более десяти тысяч человек. Пели акафист, шел дождь. Я подумал, пока все приложатся к образу, вымокнут до нитки, но вдруг выглянуло солнышко. Движение транспорта на Невском проспекте полностью остановилось, но люди не сердились, а выходили из машин поприветствовать Государя. Когда десять тысяч петербуржцев встали на колени и запели «Царю Небесный...», у меня комок подкатил к горлу.

Украина

В Одессу образ отправился по приглашению митрополита Агафангела. Сопровождать его поехали два священника и мирянин из храма Сретенского монастыря Андрей Бурмистров. Он крупный такой человек, работает охранником. Дело в том, что мы всегда опасались покушения на образ и принимали какие-то меры. Конечно, верили, что Господь его убережет, но это не повод проявлять небрежение.

Прибыли на Украину в мае 2000-го, когда споры о прославлении Государя были в самом разгаре. А в Киеве владыку Агафангела поносили как сторонника москалей, но он не обращал на это внимания. Благословил провезти икону по храмам епархии, но настоящие торжества произошли в самой Одессе и были отмечены двумя замечательными событиями. В день Сретения Господня владыка Агафангел при большом стечении народа причислил Государя к лику местночтимых святых. В тот момент... на престол Иверского монастыря сошел благодатный огонь. Впервые не в Иерусалиме, не на Пасху, а на Малой Руси – в Одессе! Огонь спустился на антиминс при открытых вратах. Весь приход это видел, поначалу все решили, что в алтаре начался пожар, священники и диаконы выбежали с криком: «Горим!» Но это был не пожар – произошло событие поистине вселенское. Вскоре разобрались, в чем дело. Настоятель потом написал о чуде, и о нем узнали многие, но далеко не все православные, не говоря о неверующих. Что же должно случиться, чтобы люди уверовали? Государь, кстати, любил этот монастырь, делал в него вклады, навещал. А когда неподалеку было разбито летное поле, поднимался на колокольню наблюдать за первыми в России аэропланами.

После Одессы образ посетил еще несколько малоросских епархий. В Тульчинской, а это, между прочим, Западная Украина, произошло новое чудо. В сельский храм привели приложиться к нему женщину, пораженную особой формой рака. Когда кровь, которая должна протекать через печень, задерживается, в животе накапливается большое количество жидкости, она давит на диафрагму, и человек начинает задыхаться. Женщина дышала, как рыба, с большим трудом. Как только она коснулась образа устами, живот вдруг опал. Как врач, я не раз имел дело с подобным заболеванием, и мне особенно трудно было поверить в случившееся. При этой болезни в животе накапливается иногда семь, а иногда и до 20 литров жидкости. Куда она делась? Но несколько священников письменно подтвердили, что были свидетелями этого события. Они отправили свидетельство местному владыке, а он – в Москву, в комиссию по канонизации. Боли у женщины с тех пор совершенно прекратились. Она умерла спустя несколько месяцев, тихо почила в Боге.

Белоруссия


Молебен в Минске, лето 2002 г.

В тот же год мы ездили в Белоруссию. Это сказка. В одной из церквей батюшка встретил нас хлебом-солью, со словами, обращенными к образу: «Ваше Императорское Величество! Здесь собрались ваши верноподданные». Нас буквально пронзали эти токи любви к Царю. В храме святой великомученицы Варвары под Минском я не смог попасть внутрь во время богослужения. Можно было, правда, попроситься, меня бы впустили, но я попаду, а другой останется на улице. Поэтому решил постоять под окном. Вдруг выносят образ святой Варвары, а по ней текут две струи мира. Так бывало иногда во время наших поездок, когда вдруг не образ Государя, а храмовая икона начинала мироточить.

Вокруг народу все время было без числа: кто плачет, кто светится весь, одержимые кричат, хрипло, ужасно – не могут приложиться к иконе. А некоторые хоть и не кричали, но тоже не могли к ней подойти. Только они воздерживались по своей воле...

Охотнее других нам помогал в Белоруссии Леонид Иванович Калугин – директор знаменитого завода «Атлант», того самого, где делают холодильники этой известной марки. Леонид Иванович и сопровождал нас, и деньги давал из своего кармана, устраивал, кормил. Он – человек глубоко православный, при заводе прекрасный храм построил, много жертвовал на монастыри. Но повлекло его в недобрый час в политику – решил Калугин принять участие в президентских выборах. И хотя рейтинг он имел ниже, чем Лукашенко, но президент разгневался, пообещал его посадить. И посадил. Я Александру Григорьевичу не судья. Но что было, то было.

На мой вопрос: «В чем же вас обвинили?» Леонид Иванович ответил (когда все уже закончилось): «В том, что я деньги тратил не по назначению. Но все проводилось через директорат, делалось на законном основании». Когда пришли его арестовывать, начался обыск, а у директора крупнейшего предприятия дома шаром покати – диван старый и прочее в том же духе. «Где ценности?» – спросили следователи. А Калугин на красный угол показывает, говорит: «Вот у меня пять икон, а больше ничего нет». Иконы, действительно, были самой большой ценностью в его квартире. Вскоре Леонида Ивановича выпустили за отсутствием состава преступления, но ни одна газета не извинилась за всю ту грязь, которая была вылита на его имя.

Без Калугина нам стало труднее. Священники, которые должны были сопровождать икону, в некоторой растерянности отправились к митрополиту Минскому Филарету за благословением. Это было уже после прославления Государя. Но экзарх, по словам одного ходившего к нему батюшки, заявил следующее: «Вы рано радуетесь. Его (Царя – В.Г.) так же деканонизируют, как Анну Кашинскую».

Я был ошеломлен. Надо сказать, что почитание святой Анны действительно отменялось в XVII веке, потому что пальцы у ее мощей были сложены двуперстно, а не троеперстно. Но ведь ее же потом опять прославили! И как раз при Государе, но владыка об этом почему-то забыл... Они ждали и ждут своего часа, я уверен, что есть целая партия, которая желает деканонизации Царя. Быть может, Бог попускает им это, чтобы мы не теряли горения, не уставали чтить Царственных мучеников.

Не получив благословения, белорусские батюшки все равно отправились сопровождать образ. Я думаю, что это нельзя назвать ослушанием, после того как вся Церковь признала Государя святым. А до прославления было, конечно, еще тяжелее. Многие священники желали видеть образ в своих храмах, но побаивались. Один позвонил, научил нас, как к нему попасть. Прибыли мы, а он спрашивает: «Ой, что это? Икона у вас какая-то. Чья это? Государя! Ой, Государя, и какая же? Которая мироточит? Да что вы говорите? За что же это нам такая милость! Какое событие у нас. Икону привезли такого святого... хоть и непрославленного». Это он не столько для нас говорил, сколько для тех, кто любит докладывать наверх. Трудно ему было решиться, но, видно, тем дороже был для Бога этот поступок. Когда икону Царя-мученика занесли в алтарь, там замироточил храмовый образ. И люди потом в эту церковь, конечно, потянулись.

* * *

Но не все владыки так относились к Государю, как митрополит Минский. В связи с этим хочу вспомнить одного замечательного человека – архиепископа Максима Могилевского. Когда мы впервые приехали в Могилев, владыка лежал в минском госпитале, и нас приняли сестры Свято-Никольского монастыря. Они до двух часов ночи стояли у ворот обители с ветвями, ожидая нас. А утром, когда духовник монастыря отец Валерий занес образ в алтарь, оттуда раздался радостный возглас: «Она мироточит!»

Когда мы добрались до Минска, то пошли навестить владыку Максима. Это был четвертый или пятый день после того, как ему сделали операцию на сердце... У него было великое сердце... Архиепископ поднялся с постели, приложился к образу и отслужил молебен перед ним. За все время, что я работаю врачом, мне пришлось увидеть подобное только однажды. Обычно люди в этих обстоятельствах бывают едва способны пошевелиться, а тут молебен!

По благословению владыки мы пронесли икону по палатам. Когда начали прощаться с ним, произошел трогательный эпизод. Услышав, как прозрел по молитве к Государю полковник Вытягов, старенький архиепископ удержал образ, который уже хотел передать нам. В тот момент мы заметили, что он замироточил, а владыка говорит: «Извините, но я тоже плохо вижу» и, пальчиком коснувшись мира, перекрестил глаза. Вот истинно русский человек. Он вырос в стране, где столько грязи было вылито на Государя, но остался незапятнанным.

Когда мы последний раз приехали в Могилев, архиепископ Максим не смог прийти в храм и попросил: «Принесите мне икону, я устал очень». Мы зажгли свечу в фонаре, взяли хоругвь и отправились к владыке. На улице было ветрено, накрапывал дождь, и свеча погасла. А мы все люди некурящие – зажечь нечем. Стоим, обсуждаем, что делать. В этот момент свеча зажглась сама.

Мы не сразу осознали, что именно в Могилеве, где располагалась ставка Государя, началась его Голгофа. Владыка Максим много сил положил на то, чтобы на месте ставки построить монастырь во имя Царя-мученика. Перед смертью добился разрешения на этот труд, но не успел начать строительство. Впрочем, есть надежда, что его мечта осуществится. Когда мы ехали на Афон (до этого еще дойдем), то Брестский архиерей, желая воздать почести образу, попросил нас заехать. Это был день его прощания с епархией. Именно он и сменил архиепископа Максима на Могилевской кафедре.

Франция

Вскоре после прославления Государя началось долгожданное сближение с Русской Церковью За Границей. Иные спрашивают, так ли оно необходимо. Но через это мы соединяемся и внутри себя, отвечаем на вопросы, которых не обойти.

Во Францию я поехал по приглашению Лесненского монастыря, названного так по имени каменного чудотворного образа Божией Матери, очень почитавшегося Государем. Община Лесненской обители во время гражданской войны покинула Россию и долгое время обреталась в Сербии. А когда и там пришли к власти коммунисты, перебралась в одно местечко – километрах в 150 от Парижа. Вся русская эмиграция собирала для нее средства, в результате удалось приобрести под монастырь прекрасное имение. Оно занимает большую поросшую лесом территорию, там есть прекрасный сад, разбиты огороды. В имении был даже храм, правда, католический, но его превратили в православную церковь.

С этого места и началось мое знакомство с Западной Европой, вернее, с русским зарубежьем. Мы прибыли туда с отцом Сергием, священником из Подмосковья. Подарили инокиням пятнадцать-двадцать небольших иконок Государя, и одна из них замироточила. Это произвело такое впечатление, что сестры целую ночь не спали, молились.

Из монастыря мы позвонили владыке Амвросию Женевскому, стороннику митрополита Лавра (выступающего за сближение Русской Церкви За Границей с Московской Патриархией). Узнав, что мы находимся в Лесненском монастыре, владыка попросил дождаться его – пообещал немедленно выехать из Швейцарии. И, действительно, он скоро к нам присоединился. Причем приехал не один... привез великую святыню – первообраз иконы Курской Божией Матери «Знамение», хранительницу русского зарубежья. Так что, когда началось богослужение, рядом лежали три чудотворных образа: Курская, Лесненская и Царя-мученика. Я никогда не забуду этого волнующего момента.

После службы разговорились с владыкой Амвросием. Что меня удивило: у него вместо одной ноги протез, но это не мешает ему стремительно передвигаться по Европе, где в его ведении находится несколько стран. Но не все русские приходы ему подчиняются. Часть из них выступает против сближения с нами, поэтому владыка не смог меня благословить к ним съездить, сказав: «Понимаете, ситуация очень деликатная. Меня обвиняют некоторые священники, что я хочу вести диалог с Москвой. И если я вас сейчас куда-то направлю, это будет им козырем. Куда захотите, туда и поезжайте. Я не буду возражать».

(Окончание на следующей странице)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга