ЖИВОЕ СЛОВО

ЧТО У НАС ЗА ВОСКРЕСЕНИЕМ?

Как выходить из Великого поста? Какие существуют традиции поведения христианина после Пасхи?

Отец Сергий Гомаюнов (Вятка):

– Самая главная, древняя традиция, которая заложена самим уставом Церкви, – это ежедневное посещение во время Светлой седмицы храма. Духовный смысл этой традиции в том, чтобы напитаться радостью, это ведь можно делать не только в ночь Христова Воскресения. Пасхальная служба совершается потом в каждый из дней Светлой седмицы.

И наша сердечная боль в том, что очень малое число в Светлую седмицу бывает в храмах, богослужения проводятся при полупустых или пустых храмах. Весь пост они полны народа, люди плачут о грехах. А выйдя из поста, покидают церковь.

Как же выходить из него по-христиански? Так, чтобы не расплескать пасхальную радость до следующей Пасхи. Если говорить о желудочной стороне вопроса, то есть такая древняя традиция, о которой я сам только недавно услышал. Прежде православный человек в первые три дня вкушал только то, что связано с пасхальной трапезой, – яйца, кулич, пасху, и только на третий день позволял себе мясо. И тогда тело прекрасно, без скорбей выходило из поста. Особый вопрос – злоупотребление спиртным в праздник. Здесь нужно отдавать себе отчет, что, по большому счету, если радость Пасхи по-настоящему почувствовал, то никаких других способов увеселения тебе уже и не надо. Вино же нужно не для увеселения. Даже в пост Церковь позволяет и даже предписывает понемногу употреблять, но – для подкрепления сил. Вот что можно сказать об искушениях праздничного стола.

Но неправильно и продолжать пост, как делают иные. Нужно жить одной жизнью с Церковью, плакать, когда она плачет, радоваться, когда она радуется. Нельзя рассматривать пост как индивидуальное дело. И, конечно, он должен иметь конец. Если же пост рассматривать как воздержание от греха и зла, то в этом смысле продолжать его нужно в течение всего года.

Отец Пафнутий Жуков (Сыктывкар):

– Пощусь, как умею, и не пощусь, как умею. Я всю Пасхальную седмицу служу, и у меня не возникает проблемы, что делать, как выходить. Есть то, что дают, но не наедаться, иначе сил не хватит на богослужение. Что я могу посоветовать другим? Советовать, собственно говоря, очень легко, трудно исполнять. И поэтому вместо совета скажу тем, кто не знает, – на Светлой седмице можно причащаться без поста, только с полуночи ничего не употреблять в пищу и не пить. Поэтому к нам в храм всю неделю после Пасхи ходит много людей – принять Святые дары. Как ни странно, даже некоторые батюшки не знают об этом правиле. У нас тут споры были, но в прошлом году объяснили молодым священникам на епархиальном собрании, что к чему. Но я не советую каждый день причащаться, одного раза, наверное, довольно.

Отец Валентин Кобылин (пос. Красноборск, Архангельская епархия):

– Ситуация здесь такая. Для тех, кому пост – это запрет мясной и молочной пищи, его окончание означает, конечно, объедаловку и то, что у людей возникают при этом проблемы, – это понятно. На Пасху и в Светлую седмицу человек пожинает то, что посеял в пост. Иногда этот урожай бывает совсем нехорош. Но если пост не в еде и питии, а по слову святого Иоанна Златоуста, злых отчуждение помыслов и дел злых, то тогда Пасха – победа Христа над источником зла на земле, над смертью, победа над нашими страстями. Полноценно праздновать эту победу очень хорошо в храме. Светлая седмица, молитва в церкви учат человека некоторому воздержанию после поста, ведь если человек идет на Божественную литургию, то он прежде нее ничего не вкушает. Ограничений как таковых уже нет, но просто, когда думаешь о службе, то уже не думаешь, что тебе есть, как напиться, мысли обращены к духовному.

Но для того, чтобы справиться с резкой сменой пищи, чтобы желудок не беспокоил, некоторые опытные батюшки советуют выпить немного вина. Я слышал это, например, в Устюге, от отца Ярослава Гныпа. Не водки – вина, водка – напиток нехороший, пустой, он только для того, чтобы опьянеть. А вино – это витамины, по сути, концентрированный виноградный сок. Кто-то из отцов может и возразить: «Ну, – скажут, – загнул», но все-таки от водки, из чего там ее делают, из опилок, рекомендую воздерживаться по возможности.

Есть замечательное предание, притча, не помню ее автора, о том, как диавол с ехидцей обращается к Богу и говорит: «Зачем Ты дал людям столько праздников, если они в эти праздники не Тебе молятся, а мне поклоняются?» Так что нужно помнить, не забывать, чьи у нас праздники – Божии! Значит, и вести себя нужно по-божески, памятовать о Господе. Бывают злоупотребления и иного рода. Монаху, подвижнику позволено и вне поста воздерживаться от мяса, но не мирянину. В Светлую седмицу и после нее налагать на себя подвиги воздержания от мясного – это тоже гордыня и самочиние. Разве что как иному по болезни можно не строго поститься, так иному можно по болезни не вкушать скоромного вне поста, но не из какой-то идеи. Некоторые похваляются, что круглый год постятся, исходят из своих измышлений. Но это ересь, и вегетарианство – ересь. В чем ее суть? Люди гнушаются пищей, благословленной Господом. Здесь уместно вспомнить о случившемся с апостолом Петром. Он был голоден и увидел, как на плате к нему опускаются звери, птицы, пресмыкающиеся, и раздался голос: «Заколи и ешь». Апостол смутился, сказал, что никогда не ел скверного, на что ему был дан ответ – то, что Бог очистил, не почитай скверной. Так-то и должно ко всему относиться, так выходить из поста. Не как этого нам хочется, а как Господу угодно. Ведь что у нас за Воскресением будет – кому рай, кому геенна, вот и глядите за собой: как мы из Великого поста выходим, так, по подобию этого, и в жизнь вечную войдем.



назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Почта.Гостевая книга