РАСКРЫТОЕ ЕВАНГЕЛИЕ 

ПУСТОЙ ДОМ

Сегодня мы продолжаем исследование 12 главы Евангелия от Матфея.

Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста.

Ехидны – маленькие, особо ядовитые змейки, которые водятся в жарких странах. Почему здесь сказано не ехидны, а порождения ехиднины? Как толкует блаженный Феофилакт, фарисеи считали себя порождением Авраама, а Христос указал, что Авраам к появлению на свет книжников и фарисеев совершенно непричастен.

Господь продолжает пояснять, что не за то Он судит фарисеев, что они не веруют в Него, а за то, что злы. Только очистившись, можно обрести право рассуждать. Злой всегда ошибается, говоря о Боге, о людях, даже если произносит, на первый взгляд, здравые вещи. Это все равно, что глухому судить о достоинствах или недостатках музыкального концерта. Он может многое прочитать об исполнителях и авторе, попробовать разобраться в нотах. Но его суждение все равно будет лишено подлинного смысла. Так и о Боге рассуждать можно только от полноты сердца, пребывая в Духе. Все прочее – имитация, пусть даже весьма искусная.

Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка.

Прелюбодеянием в Ветхом Завете считалось, помимо всего прочего, и уклонение от истинного Богопочитания. Отчасти потому, что обряды идолопоклонников часто были замешаны на половом разврате. Но не это главное. Между Господом и Израилем был заключен союз, всякая измена которому была подобна супружеской неверности. То же можно сказать и о браке между Христом и Церковью.

Теперь зададимся вопросом, отчего Господь здесь судит тягу к знамениям. Это место хорошо толкует богослов Уильям Баркли, писавший, что иудеи «делали одну серьезнейшую ошибку: они хотели видеть Бога в ненормальном, необычном, неестественном. Они забыли, что ближе всего к Богу мы бываем в нашей повседневной жизни, и что именно в ней Он открывается нам больше всего».

Христианин прежде всего ищет тех знамений, которые даются втайне (не отвергая тех, что совершаются вьяве). Высшее из них – это любовь Божия, которая вдруг орошает душу и дарует радость. Это знамение может исходить от ребенка, близкого человека, но самое прочное и великое счастье от Бога. И в благодарность за это христианин готов остаться непонятым людьми, взойти на крест.

Фарисею нужно совершенно иное. Он желает видеть в Боге абсолютную, нечеловеческую силу, потрясающую зрение, слух и т.д. Он ищет в Боге силу, а не правду, силу, которая сулит ему практические выгоды, дарует почет всякому, кто объявляет себя слугой такого видного Господина.

Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

Спаситель, впрочем, обещает фарисеям и явное знамение, предсказывая Свою смерть и Свое Воскресение. Но при этом заранее знает, что даже это величайшее чудо Его хулители со злобою отвергнут. Бог, сотрясающий небо и землю, – это зрелище вполне в их духе. В то время как Бог, Которому для того, чтобы воскреснуть, нужно умереть... это такой абсурд. Оттого и сказал пресвитер Тертуллиан: «Верую, ибо нелепо».

Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого.

Этот стих имеет особое значение для дела нашего спасения. Здесь открывается, с какой смертельной опасностью имеют дело все христиане. Ведь когда мы поначалу одержимы духом неверия, то не способны понять, чего лишены. Мы слепы, глухи, безумны. Но вот приходит Освободитель и благодатью Своей изгоняет нечистого и наполняет нас верой. В этом нет никакой нашей заслуги.

А дальше начинается стояние в правде – труднейшее из испытаний, которое заканчивается только с нашей смертью. Мы уже не слепы, пока не закроем глаза, и не глухи, пока не заткнем уши. Нам дается свободное право выбора между спасением и погибелью.

И тот, кто думает, что суть веры в том, чтобы «не грешить», «соблюдать» и пр., он очищает в себе место не для Бога. «Ибо покой для демонов состоит в том, – пишет блаженный Феофилакт, – чтобы смущать крещеных на злые дела, тогда как некрещеными он и без того давно уж владеет». Отсюда так много людей именующих себя верующими, но они не таковы. Нередко можно услышать: «Вот был нормальным человеком, а потом стал «христианином» и растерял все лучшее, что имел». Речь идет о трагедии, когда вместо одного демона, который обитает в язычнике, атеисте, человек стал обиталищем многих злых духов, не распознав, что такое истинная вера. Суть которой в том, чтобы наполняться добром, стяжать Духа Святого.

Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои.

Из этого стиха апостола Матфея невозможно понять, отчего так резко отнесся Христос к Своим родным. Объяснение мы находим у евангелиста Марка:

И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя.

То есть Мать и сводные братья, узнав, что фарисеи обвиняют Спасителя в бесноватости, безумии, отправились к Нему на выручку, желая отвести в безопасное место. И тем самым невольно подтвердить, что Он действительно не в себе. Избави Бог от такой заботы, которая в то же время так понятна и прощаема. Конечно же, Христос любил и почитал Свою Мать, как должно это делать каждому из нас. Но еще выше Он ставил любовь к Отцу Небесному, потому что она – единственный неоскудевающий источник всякой любви.

Составлено по писаниям св. отцов и сочинениям православных богословов.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга