ЖИВОЕ СЛОВО

«КТО ИСПОВЕДАЕТ МЕНЯ ПРЕД ЧЕЛОВЕКАМИ...»

Как православному человеку в наши дни заниматься миссионерством?

Протоиерей Александр Перминов (г.Киров):

– Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся. А еще нужно иметь желание, обращенное не внутрь себя, а к народу, желание просветить людей, и неверующих, и тех, кто крещен, но терние в них заглушило семя. Если делать это не от случая к случаю, а постоянно, хотя бы понемногу – будет толк.

Никто не ставит перед нами задачи воцерковлять целые народы, как это делали апостолы. Но хотя бы немногим помочь – великое дело. Главное, быть терпеливым, не клеймить никого позором – ни протестантов, ни католиков. Это братья, которые больны духовно, но часто ведут жизнь более достойную, чем номинальные православные христиане. Ко всем этим людям нужно, в первую очередь, проявить живой интерес к человеку, к его духовному опыту, жизненному, его трудностям, радостям. Без этого внимания нам и своих-то не удержать. Многие ушли к протестантам, потому что не нашли в Церкви любви, понимания. Это нужно учитывать. Ни к кому не надо относиться, как к врагам, даже к самым заблудшим, даже к иеговистам.

Что касается мусульман, иудеев, то здесь мало зависит от проповедника. Переменять, ломать их не стоит. Там человек связан со своей традицией, но если к ним относиться с любовью, то это даст плоды. Не нужно думать большие или малые – главное, что-то сдвинется, как минимум изменится отношение их к истинной вере, к православию. Вот нашему храму помогает один иудей. Говорит: «У меня работают православные люди, я хочу, чтобы они ходили в хорошие храмы». Есть у меня в храме и православные евреи. Они выросли в атеистических семьях, стояли перед выбором, куда им идти. Пришли к нам. Наверное, потому, что встретили хороших православных людей, которые их не оттолкнули от Церкви, а приблизили.

Для того, чтобы приводить иноверных ко Христу, нужно не только православие хорошо знать, но и понимать, в чем их вера, каковы их святыни. Чтобы обращать атеистов, нужно хорошо знать атеизм. Историчность Иисуса Христа они не могут отрицать. Это уже неплохо для начала. Но дело не только в доказательствах научных. Ведь, как говорил Тертуллиан, душа человеческая по природе своей христианка. Каждый человек в себе чувствует стремление ко Христу. И нужно ему помочь это зерно в себе взрастить. Иным напомнить, что они принадлежат к православному народу. Разговаривал я как-то с главой нашей городской Думы, коммунистом Леонидом Геннадьевичем Никулиным. Он очень негативно на Церковь реагирует. Слова у него так и сыплются: «Попы, церковники». Но я ему: «А ведь вы сами крещеный», имея в виду, что печать Духа Святого не стереть. Чувствую, смущен. Говорит: «Я был несовершеннолетним, когда меня крестили». А противиться этому, вижу, не может. Замолчал, а иное молчание больше слов. Жить с пониманием того, что ты крещен, все равно, что сознавать факт своей смерти рано или поздно. И то, что Русь крещена была, – это тоже подспудно все понимают. Из этого нужно исходить.

Протоиерей Александр Ковалев (с.Матигоры Архангельской области):

– В деле миссионерства нужно руководствоваться принципами очень строгой самокритики. Сначала человек должен себя проверить, подготовить. Он должен иметь образование, дар проповеднический, учительский. Недостаточно быть православным, чтобы учить других. Апостолы были не образованны, но получили дар Святого Духа, прошли огненное крещение, на них пребывала особая благодать. А тот, кто идет от своего разума, делает это в дань моде или желает свою партию составить в Церкви. Они, как правило, малообразованны, в школе плохо учились. А когда власть переменилась, все эти пустые головы ринулись поучать.

Действительно, православный человек должен сначала собраться, уйти в тишину и, пока не закончится период становления, не должен других учить. Не будет истинных плодов, а будут плоды церковно-политические, которые не от Бога. Я был возмущен фактом, что так называемые миссионеры рекламируют Распутина, готовят его в святые. Это атеистическая, хитрая работа. Такое мое мнение. Такое миссионерство – грех. Эти люди не знакомы со святоотеческим наследием, они православие изучили по брошюрам. И я не вижу в этом миссионерстве современном Божественного Духа, а все делается, мне кажется, по произволу и политике.

Протоиерей Александр Григорьев (Санкт-Петербург, настоятель тюремной церкви в «Крестах»):

– Так или иначе любой христианин занимается миссионерством. Родители воспитывают детей – это уже миссионерство. И мы должны прививать веру родным и близким, деликатно знакомя с тем, что нам дорого. Ведь сколько событий происходит, а они не знают или знают очень поверхностно. Вот сейчас встречали мы Тихвинскую икону. А многим ли известно, что она пришла в Россию по воздуху из Византии. Это факт доказанный. Греки специальный запрос присылали, когда образ утратили: «Не пришла ли к вам на Русь наша икона?»

Или вот икону Старорусской Божией Матери возьмем, тоже ведь удивительная история, способная потрясти маловера. Это копия с Тихвинского образа. Прославилась в год эпидемии холеры, в Старой Руссе очень помогла, и тихвинцы по маловерию (мало им было оригинала) попросили эту копию. И она спасла их от болезни. А дальше что? Надо бы вернуть, а тихвинцы уперлись: «Не отдадим обратно!» 80 лет держали. Тогда староруссцы обратились к властям. Те поддержали их, приехали делегаты в Тихвин, и тут старосте старорусскому является Богородица и говорит: «Тихвинцы хотят вас обмануть. Они сняли копию с вашей иконы, ее вам и передадут. Но будет вам знамение, которое разоблачит обман. Сын Божий на образе отвернется от меня». И ведь отвернулся. Тихвинцы перепугались страшно, вернули и копию Старорусской иконы, и оригинал. Так они и стоят теперь в храме в Старой Руссе, с двух сторон.

Сколько жемчужин, подобных этой истории, накоплено в православии? Сколько людей можно сделать благодаря им богатыми!

Прежде была традиция у русских людей - посещать остроги, тюрьмы. Кто угощение нес, кто слово Божие. Я вот служу в «Крестах». Вспомним, что девяносто девять овец должно оставить пастуху ради овцы заблудшей. А где заблудшая овца, как не в «Крестах»? Можно прийти, помолиться вместе с заключенными, чтобы они не считали себя проклятыми всеми. Литературу духовную принести, гостинец какой, доброе слово сказать. Можно вести переписку с заключенными. У меня не хватает сил и времени на все письма ответить. С миссионерских позиций, тюрьма – это то, с чего нужно начинать. У нас 750 тысяч сидит, кто им поможет, кроме нас?

Если говорить о других формах миссионерства, то можно приобретать и раздавать православные книги, видеокассеты. Это все не так дорого стоит. А если эти семена сеять, то неужели не будет плодов? Непонятно и то, почему мы только на православных радиостанциях выступаем, в православных газетах. Ведь те, кто далек от Церкви, то есть те, на кого должно быть направлено миссионерство, ни радиостанциями этими не интересуются, ни газетами. Значит, нужно думать, как донести до них истину. Ведь сказано: «Кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими».

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга