ПОДВИЖНИКИ

НА СМЕРТЬ, КАК НА ПАСХУ

20 сентября Вятская епархия второй год праздновала память священномученика Михаила Тихоницкого. В кафедральном соборе города Кирова митрополитом Хрисанфом был отслужен молебен новомученику, а в городе Орлове, где последние годы служил этот заслуженный протоиерей, в храме Рождества Пресвятой Богородицы состоялась праздничная литургия. Затем от храма до городского кладбища, где почивают мощи святого, прошел крестный ход. Возглавили шествие потомки мученика Михаила. Некоторые из них специально приехали из Франции, чтобы почтить память святого, взять горсть целебной землицы с его могилки, прикоснуться к тем святыням, которые связаны с жизнью их прославленного прадедушки. В числе гостей, побывавших на торжествах, был и наш корреспондент. Вот его рассказ с места события.


Кладбищенская церковь, где служил о.Михаил

Господь прославляет Своих угодников. В этом мне пришлось убедиться еще раз, когда промыслом Божьим я попал на торжества в честь священномученика Михаила Тихоницкого. Отправляясь в командировку в Вятскую епархию, я никак не думал, что неведомые пути приведут меня в город Орлов. Находясь в старинном городе Котельниче, я слышал много историй о новомучениках Христовых, пострадавших в этих местах. Много рассказывали мне и о епископе Пахомии Кедрове, замученном в психбольнице г.Котельнича, – на его могилке на городском кладбище я побывал. И хотя он еще не прославлен как святой, но люди обращаются к нему в молитвах за помощью и получают просимое.

И когда вечером этого дня, ложась спать, увидел во сне облик убеленного сединами старца в священнической одежде, то подумал, что Господь сподобил меня увидеть именно епископа Пахомия. Но на следующий день я прочитал Житие мученика Михаила Тихоницкого. Открыв первую страницу, в иконописном изображении святого сразу же узнал того самого старца, которого видел во сне. Только протоиерей Михаил, показанный мне в видении, был гораздо прекраснее своего иконописного изображения. Черты лица его были более утонченными, а весь облик до такой степени был озарен небесным светом, что походил на ангельский.

А на следующий день попал я в город Орлов на торжества по случаю второй годовщины прославления священномученика Михаила.

В прошлом году 20 сентября в кафедральном Свято-Успенском соборе г.Вятки владыка Хрисанф совершил его канонизацию. Собор был переполнен. На следующий день торжества продолжились в Орлове. Впервые от храма Рождества Пресвятой Богородицы прошел крестный ход на могилку мученика, где ему был отслужен молебен уже как новому святому – небесному покровителю града Орлова и всей Вятской земли.


С образом новомученика Михаила Тихоницкого

Память священномученика Михаила празднуется в день его мученической кончины. Расстрелян он был в 1918 году и стал первой жертвой красного террора, открыв врата для подвига исповедничества и мученичества многим десяткам и сотням православных пастырей и мирян Вятской епархии. Вот как об этом вспоминает очевидица расстрела Надежда Васильевна Березина. В то время она была еще подростком и вместе со своими подружками украдкой следила за убийцами своего духовного отца и любимого преподавателя.

«Я видела с подругами-гимназистками, как отца Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: «Господи, прости им, они не ведают, что творят», и только вот это повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его провели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал неглубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой».

* * *

В этом году день памяти мученика Михаила выдался тихим и спокойным. С утра к церкви Рождества Пресвятой Богородицы, находящейся на окраине г.Орлова, с букетами цветов потянулись люди. Долгий благовест созывал всех на праздничную литургию. Вместе с родственниками святого, приехавшими не только из России, но и из-за границы, разделить радость торжества прибыли батюшки из Вятки, Котельнича, Санкт-Петербурга, Юрьева. Среди них были секретарь Вятской епархии о.Александр Балыбердин, составитель Жития священномученика о.Андрей Дудин, благочинный Котельнического округа о.Сергий Сизихин, игумен Гурий, настоятельница Макарьевского монастыря с сестрами и другие. Очень торжественной и благодатной получилась служба. Несмотря на то, что храм был переполнен людьми, вокруг стояла такая необыкновенная тишина, что казалось, будто воздух в храме звенит. Люди стояли рядами, не шелохнувшись, внимая каждому слову богослужения. Необыкновенное пение церковного хора придало торжествам еще большую праздничность. У прихожан было такое редкое соборное единение во Христе, что все ощущали себя единым и нераздельным живым организмом. Незримое присутствие о.Михаила передавалось через его икону, которая стояла на аналое в окружении большого количества свечей. Казалось, что святой смотрел на нас.

После службы под колокольный звон, под пение величаний священномученику Михаилу от храма на кладбище отправился крестный ход. В первых рядах с хоругвями шли родственники святого. У могилки мученика, которую он сам же себе и выкопал перед расстрелом, батюшки отслужили молебен. Стояла необыкновенная пора – золотая осень. При тихой, безветренной погоде желтые листья непрестанно падали с деревьев, долго кружась в воздухе.

Могилка мученика распложена на самом краю кладбища. Рядом лежат родственники и духовные чада батюшки, которых он окормлял при жизни. Некоторые также приняли мученическую смерть за Христа. В центре кладбища, метрах в двухстах от могилки о.Михаила, стоит полуразрушенная кладбищенская Вознесенская церковь, в которой он служил уже на склоне лет. После молебна секретарь епархии о.Александр Балыбердин сказал проникновенную проповедь и поздравил всех собравшихся с праздником. Затем он предоставил слово правнуку святого Ивану Дроботу, приехавшему из Парижа.

На чистом русском языке Иван Георгиевич обратился к собравшимся простыми словами:

«Святые отцы, дорогие братья и сестры! Два года назад я приезжал сюда на могилку поклониться своему прадеду, а уже в этом году я иду крестным ходом на могилу святого. И это великое знамение Божие, что нам Господь Бог дает святых – наших близких, наших родственников, наших земляков. Начинаешь понимать, что святость – это не какое-то абстрактное понятие, о чем мы читаем в книжках, а это живой пример для нас. То есть и мы, если потрудимся, если будем жить благочестиво, церковно, тоже можем стать святыми. Господь прославил нашего родственника. Это большой подарок и помощь нам на каждый день. Как только какая-нибудь трудность, можно помолиться своему родственнику, земляку, и помощь придет. Это для нас великая милость Божия. Мы об этом помним и во Франции. Из-за этого мы сюда и приезжаем, теперь уже на паломничество. И я рад видеть земляков о.Михаила. Желаю всем доброго здоровья. Поминайте каждый день о.Михаила, и он вам будет помогать».

Затем слово было предоставлено праправнучке из Франции, молодой симпатичной девушке Александре (на фото слева). Волнуясь, Саша тихим голосом обратилась к людям: «Я хотела бы сказать, что это очень удивительно, что я впервые сюда приезжаю и вижу здесь знакомые лица, слышу знакомые русские имена. И очень приятно видеть, что здесь продолжается православная жизнь, и я будто возвращаюсь к себе домой. Для меня это очень важно. И еще я хотела сказать, что мне очень приятно и удивительно видеть здесь в храме много молодых людей. Во Франции я тоже хожу в православную церковь, в собор, но я там – единственная из моего возраста, кто туда ходит. Там все старше меня и взрослее. А здесь такие же, как и я, молодые люди ходят в церковь, поет молодой хор, и это очень близко моему сердцу».

После этого все стали прикладываться к иконе мученика и к иконе на кресте, установленной на могилке, где почивают его святые мощи. Затем желающие смогли посмотреть полуразрушенную Вознесенскую кладбищенскую церковь, где несколько лет служил батюшка.

Этот период в его жизни занимает особое место. К тому времени он претерпел уже немалые трудности и испытания в своей жизни. Он был переведен в эту маленькую церковь из большого Троицкого городского храма в 52-летнем возрасте, весь убеленный сединами. До этого уже 17 лет он вел жизнь истинного монаха, хотя и не принимал пострига. Когда ему было 35 лет, у него умерла горячо любимая супруга, которая делила с ним все тяготы приходской и семейной жизни. За год до ее смерти в грудном возрасте скончался сын Иувентин. Пятью годами раньше в годовалом возрасте Тихоницкие потеряли годовалую Юлю. Вслед за своей женой о.Михаил потерял трехлетнего сына Леонида. Но все испытания батюшка переносил со смирением и верой в промысел Божий, безропотно отдавая себя в руки Господа.

Так же смиренно он принимал и свои назначения на новые приходы. Свое священническое служение о.Михаил начал в 24 года в небольшой Ильинской церкви Ижевского завода. Спустя два года его перевели в село Подрелье. Через некоторое время назначили в село Быстрица. Оттуда в 1881 году перевели в Троицкую церковь г.Орлова. В этом городе он прослужил остаток жизни.

Когда он служил в Вознесенской кладбищенской церкви, крестьяне из соседних деревень любили посещать благодатные службы старца, который и с умершими разговаривал точно так же, как с живыми, а во время пасхального богослужения неизменно обращался к усопшим с пасхальным приветствием. Вот как об этом периоде жизни рассказывает его родной сын Елпидифор:

«Старенький священник истово вел церковные службы. Бывало, перед Светлым Праздником всю Страстную не выходил из церкви. За неделю целодневных молитв он, худенький, казалось, становился еще тоньше, воздушнее. Однажды в пасхальную ночь отец Михаил, как обычно, совершал богослужение в своем храме... И вот идет крестный ход вокруг церкви под светлый трезвон особо усердствующего ради праздника церковного сторожа. Толпа настроена торжественно.

...Кончилось пение. Батюшка поворачивается к молящимся и с сияющими глазами ликующе, звонко восклицает: «Христос Воскресе!», – «Воистину Воскресе!» – гудит восторженная толпа и справа, и слева, где подымается над ней золоченый крест, освященный трехсвечником... Стихает гул, как уходящий гром. Батюшка делает несколько шагов вперед, останавливается на ступеньках паперти и, обращаясь в ночную тьму, к разбросанным всюду могилам, каким-то особо проникновенным, задушевным голосом произносит: «И вы, сущие во гробех – Христос Воскресе!»

Толпа замерла, глаза всех устремлены туда, где черная ночь скрывает могилы, вытянулись шеи, напрягается слух: кажется, все ждут чуда, ответа. А оттуда несутся вздохи весенней ночи и пробуждающейся матери-земли, словно действительно вырывается из глубины могил задушевный звук ушедших от нас и в бьющемся сердце живых отражается ответным призывом: «Воистину Воскресе!»

В 1913 году уважаемый и всеми любимый священник Михаил Тихоницкий был определен в Казанско-Богородицкий собор г.Орлова. Несмотря на преклонный возраст (ему в те годы было 67 лет), он стал духовником городского духовенства, благочинным, продолжал по-прежнему нести учительские труды в женской гимназии. Последние предреволюционные годы заслуженного протоиерея прошли в почете и уважении. Но все переменилось с приходом к власти большевиков.

В феврале 1918 года отец Михаил с амвона за Божественной литургией зачитал послание Патриарха Тихона, в котором Святейший анафематствовал участников кровавых расправ над невинными людьми. За это его в тот же день посадили под домашний арест. Через два дня следственная комиссия постановила передать дело в ревтрибунал. На допросе о.Михаил виновным себя не признал. За батюшку вступились не только защитники на суде, но и свидетели – прихожане собора, которые слышали текст обращения Патриарха Тихона, отзываясь о своем священнике как о бескорыстном и добром священнослужителе и человеке, который всем приходит на помощь. Несмотря на это, трибунал Орловского совдепа признал протоиерея Михаила виновным в контрреволюционном выступлении и постановил: «Объявить на первый раз общественное порицание и предупредить, что если и в дальнейшем будет вести агитацию контрреволюционного характера в пределах Орловского уезда, то революционный трибунал должен будет прибегнуть к более суровому наказанию».

Несмотря на то, что в дальнейшем деятельность о.Михаила не подпадала под антибольшевистскую преступную деятельность (преступным для богоборческой власти было уже одно служение уважаемого пастыря, его смиренное исповедание и проповедование Господа Иисуса Христа), большевики решили избавиться от уважаемого протоиерея хитростью, организовав против него провокацию. 5 сентября 1918 года Чрезвычайная комиссия при Совнаркоме поручила комиссару М.Беляеву произвести обыск на квартире Тихоницких. При обыске ничего запрещенного и подозрительного обнаружить не удалось. В ЧК были доставлены следующие предметы, изъятые у большой и бедной семьи священника: семь чайных серебряных ложек, одна столовая серебряная ложка и золотое чайное ситечко. Но в этом не было никакого криминала. При обыске красноармейцы посоветовали о.Михаилу уехать из города, потому что в городе ему все равно житья не дадут, что он и сделал. Уже на следующий день после отъезда, 7 сентября, комиссар Чрезвычайной комиссии Н.Воробьев получил «ордер на арест священника Тихоницкого, проживающего в селе Русаново Левинской волости Орловского уезда...». Ему предписывалось задержать батюшку «в деревнях Левинской области и по дороге», что и было сделано. При задержании о.Михаилу вменили побег от правосудия, обвинив в контрреволюционной деятельности. Виновным батюшка себя ни в чем не признавал, надеясь на правосудие. Однако надежды священника не оправдались. 19 сентября был проведен его допрос, а на следующий день следователь Юревец по обвинению о.Михаила в контрреволюционной деятельности постановил: «За распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого – расстрелять». В тот же день в 9 часов вечера под покровом ночи приговор был приведен в исполнение. На смерть свою батюшка пошел, как на Пасху, пел пасхальный канон, в тюрьме утешал бывших с ним людей.

Своей исповеднической жизнью, своим служением он привел к Богу не одно поколение людей. Да и своих детей он воспитал в страхе Божием истинными чадами Церкви Христовой. Два его сына, Владимир и Вениамин, стали видными иерархами Православной Церкви, третий сын, Елпидифор, подвизался на ниве народного просвещения. Дочери – Мария, Юлия и Вера – стали талантливыми педагогами.

* * *

О судьбе потомков мученика Михаила, оказавшихся во Франции, я расспросил после крестного хода его правнука Ивана Дробота.

«У о.Михаила было три сына, – начал рассказывать мне Иван Георгиевич, – два священнослужителя. Архиепископ Вениамин здесь в Вятке служил на кафедре, в 57-м году он скончался, а митрополит Владимир был насильно выслан с Ленинградской кафедры и оказался в Западной Европе в изгнании. Третий сын – Елпидифор – мой дедушка. Он жил в Прибалтике. Когда во время Второй мировой войны Прибалтику заняли советские войска, его арестовали и сослали в Казахстан. Там он и скончался. А мои мама и бабушка поехали к митрополиту Владимиру в Западную Европу, я родился уже во Франции.

– Сколько вас сейчас там проживает?

– У моих родителей шесть душ детей, двадцать три внука и два правнука.

– А сколько приехало на нынешние торжества?

– Я, мой брат, праправнук и две праправнучки о.Михаила. Я третий год сюда приезжаю, один из моих племянников – второй год, а племянницы – первый раз.

– Не хотите возвратиться в Россию?

– Мы там родились, там живем с детства. Там у нас семьи, друзья и родственники. Мы воспитаны во французской системе и во французской школе.

– Но, тем не менее, вам удалось сохранить и русский язык, и русскую культуру. Я смотрю на вас и вижу, что вы – русские люди.

– О возвращении в Россию мы иногда подумываем. Но дело в том, что если Господь Бог нас туда послал, значит, в этом есть какой-то смысл, и мы должны там свидетельствовать о православии. Это наша цель, смысл нашей жизни и смысл того, что мы там оказались. Все мы православные. Даже если в эмиграции русские забывают свой язык, то они стараются оставаться православными. И это самое важное. Для нас русский язык – носитель православия. Из-за этого мы держимся русской культуры, потому что на первом месте у нас все-таки православие.

– Чем вы там занимаетесь?

– Молодежь – студенты по разным областям, а я работаю во французской авиакомпании старшим бортпроводником.

– Жизнь там более обеспеченная, чем у нас, но, наверное, более развращенная?

– Я боюсь, что в этом вопросе, если посмотреть на современную Москву, то вы догоняете и даже иногда перегоняете нас. Но я думаю, что везде всякой твари по паре. Так что с этим нужно бороться и нам там, и здесь. Если во Франции жизнь и более обеспеченная, то только не у священнослужителей. Вот мой брат в прошлом году со мной приезжал. Он сейчас священником стал. Но, кроме священства, он еще обязан работать где-то отдельно, потому что приход не в состоянии прокормить его семью. Поэтому люди с трудом идут служить в церковь. Потому что это большие личные жертвы, а у него семья, пять душ детей. Он работает еще инженером по информатике, преподает. А когда нужно, то с работы освобождается на требы и в субботние, воскресные дни ездит на приход служить. Цивилизация на Западе становится настолько обмирщенной, фактически антицерковной, что с этим приходится каждый день бороться.

– Вы сказали, что мученик Михаил вам помогает как святой...

– Я не могу сейчас вот так вспомнить какой-то конкретный случай, чтобы это было явное чудо, но когда возникают какие-то духовные вопросы или семейные проблемы, обратишься к нему с молитвой – и как-то сразу приходит помощь, находишь ответ на затруднение. Отец наш тоже был священником. Он в 52-м году закончил Богословский институт в Париже. Зарабатывал на жизнь тем, что писал иконы. Мы жили небогато, и вот когда временами были финансовые трудности, в какой-то момент нам кто-то приносил конвертик с деньгами или откуда-то помощь приходила.

– Кроме русского, вы, конечно, в совершенстве владеете и французским языком?

– Да, также и английским. Я могу изъясняться еще на немецком, немножко на итальянском и сербском. У нас мама работала переводчиком, я даже не знаю, сколько языков она знает. Это все от нее. Она знает латышский, русский, французский, английский, немецкий, читает по-итальянски, на сербском, польском языках. Два года назад она приезжала сюда, отец был здесь в 95-м году.

Мой разговор с французскими гостями произошел перед их отъездом в Вятку. Добрые, симпатичные русские люди. Как-то даже не верилось, что они родились и выросли в другой стране, где совершенно другая культура и другой язык. Батюшки торопили гостей. На прощание Иван Георгиевич подарил мне фотографии икон, написанных его отцом во Франции.

Теперь священномученик Михаил как святой почитается и там. Между тем небесная помощь о.Михаила стала приходить к людям сразу после его расстрела. Могилка батюшки быстро стала местом благоговейного почитания. В Житии священномученика есть случай чудесной помощи жительнице г.Орлова О.А.Шалагиной. «Я живу рядом с кладбищем, где могила протоиерея Михаила Тихоницкого, – свидетельствует она. – Хожу к нему каждый день. Когда у меня сильно болела голова, терпеть не было сил, я взяла песочек с могилки протоиерея Михаила Тихоницкого, помолилась, просила, чтоб помог. Песочек положила в бумажку, прикладывала к голове, и все боли прошли». Подобные случаи сообщали епархиальным властям, собиравшим материалы для канонизации мученика Михаила, и другие жители г.Орлова.

Господь прославляет своего угодника Божия. Почитание его с каждым годом растет. Теперь уже все обращаются к нему не только как к покровителю г.Орлова и всей Вятской земли, но и как к всероссийскому святому.

После крестного хода его могилка оказалась усыпана цветами. В дар небесному заступнику от благодарных прихожан, которые пришли почтить память новомученика.

Евгений СУВОРОВ
НА СНИМКАХ: с образом новомученика Михаила Тихоницкого;
в крестном ходе – потомки о.Михаила из Франции,
на переднем плане – Иван Дробот; праправнучка о.Михаила Александра;
кладбищенская церковь, где служил о.Михаил; икона о.Михаила Тихоницкого.
Фото автора.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга