ТВОРЧЕСТВО 

ЭТО НАМ

«Что дороже всего для русского человека? Для него дороже всего Небо, выше всего вечная правда, ценнее всего жизнь по-Божьи. Если могут быть, так сказать, народы-материалисты, народы-практики, народы с философским складом духа, народы-предприниматели, народы по преимуществу воинственные и т.д., то русский народ прежде всего идеалист, искатель вечной правды Божией – а затем ее проповедник... Как нужно беречь, как нужно лелеять всем нам главную нашу национальную святыню, эту правдолюбивую, богоносную русскую душу!..»

Эти слова великого русского педагога К.Ушинского вспоминались нам – зрителям самодеятельного детского спектакля в поселке Белогорка под С-Петербургом – с особым трепетом душевным.

Подростки, мальчики и девочки, не играли, а проживали вместе со зрителями великие и трагические судьбы России. Вот уже третий год в летние месяцы музыкант Елена Ефимовская организует при Белогорском храме свт.Николая театральный кружок, который собирает местных ребят и дачников. И под открытым небом – благо поблизости пустует прекрасная декорация, заброшенная усадьба Елисеевых, – устраивает спектакли.

В этом году ребята взялись за тему, о которой можно сказать, что только чистые сердцем могут ее осилить – спектакль посвящен новомученикам Российским и поставлен по рассказам писателя, который тоже прославлен в чине новомучеников – Василия Никифорова-Волгина.

«Это – вам». Так назвали спектакль его авторы. «Вам» – новомученикам, от нас – их потомков. Благодарственная память может проявляться по-разному. Кто-то ищет места захоронений святых, кто-то читает лекции, все мы молимся новомученикам Российским, поминаем их за каждым богослужением и особенно – в дни памяти. Но, оказывается, есть еще и такая форма поминовения, памятного благодарения, как спектакль.

И в данном случае это вовсе не лицедейство. Поразительно, как рыженький деревенский подросток «играл» монастырского старца Сампсона. Его душе открылось, что изображать надо не старость, не аскезу или еще что-то внешнее, показать нужно любовь: к людям, к России, к монастырю, к Божьему миру. И до слез трогательно было смотреть, как он любовно треплет по головке своих сверстниц, изображавших барышень-попрыгушек, или сострадательно беседует со вдвое его старшей «актрисой», игравшей помещицу. При этом и мальчик в роли Сампсона, и все другие исполнители были предельно серьезны – они ведь не сказку рассказывали, а правду о том, что было с их прадедами. И кульминации эта трагическая серьезность достигла в конце спектакля, когда ребята начали по очереди перечислять имена новомучеников, а закончили тем, что один мальчик в этом ряду назвал своего родного деда-новомученика.

И еще о зрителях: для них эти спектакли – своего рода миссионерская весть. Местные жители, увы, как и во многих наших деревнях и дачных поселках, в большинстве своем не очень-то стремятся стать прихожанами храма. А вот спектакль они с удовольствием готовы посмотреть, заранее приготовив букеты и шоколадки для юных артистов.

Смотрела я на удивительно красивые, одухотворенные лица ребят, на воодушевленных сопереживанием зрителей и думала: «Драгоценнейший клад национальной святыни – боголюбивой русской души не исчерпан до конца и, Бог даст, будет еще преумножен».

Л.ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга