ВОПРОС-ОТВЕТ

Кто такой «святой Шарбель»?

Отвечая на этот вопрос читателя из Вологодской области, мы публикуем небольшой текст о монахе Шарбеле с комментарием священника

«При жизни это был ничем особенно не выделявшийся монах-отшельник христианского монастыря в Ливане, который последние 25 лет провел в полном одиночестве. Работал в огороде и на винограднике. Ел раз в сутки – в два часа дня, причем в основном растительную пищу. Спал в своей келье безо всякого отопления на голом каменном полу, положив под голову полено вместо подушки. Скончался в возрасте семидесяти лет.

Чудеса начались после его смерти. Новогодним утром 1898 года по узкой, занесенной снегом горной дороге монахи-отшельники несли простой гроб, в котором лежал их усопший собрат Шарбель. Гроб поставили в монастырском склепе в местечке Анная на высоте 1300 метров над уровнем моря. А на второй день жители горной деревни увидели над монастырем Святого Маруна, где покоилось тело Шарбеля, странное свечение. В то время в горах не было электричества. Поэтому не прекращавшееся много месяцев свечение привлекло толпы любопытных, специально приходивших издалека, чтобы увидеть его.

Тогда никто еще не подозревал, что странное свечение как-то связано с покойным монахом-отшельником. О чуде Шарбеля заговорили почти через полтора года. Началось с того, что 15 апреля 1898 года в горы на поиски преступника выехал полицейский наряд. Увидев свет над монастырем св. Маруна, сыщики поспешили туда и потребовали открыть склеп, думая, что там скрывается преступник. Монахи распахнули металлическую дверь, и полицейские приступили к тщательному осмотру склепа. Убийцу они там не нашли, обнаружив, что склеп затоплен вешними водами, а останки всех монахов уничтожены. И только тело монаха Шарбеля не было тронуто разложением. Правда, его лицо и руки покрывала грибковая плесень, похожая на вату. Но, когда ее удалили, люди увидели лицо не умершего, а спящего человека. На нем даже выступила «испарина» в виде сукровицы розового цвета. Все члены тела были гибки и эластичны, и от него не исходил трупный запах. Монахи переодели покойника в сухую одежду и перенесли в монастырскую кладовую, где его осмотрели вызванные врачи: полицейские решили удостовериться, что покойник не спит летаргическим сном. Оказалось, нет, он был мертв.

Между тем его тело продолжало так сильно «потеть» сукровицей, что приходилось каждый день менять на нем одежду. Один из монахов как-то решил «посушить» тело на солнышке. Это просушивание и проветривание продолжалось четыре месяца, но не дало результата. Врачи предложили удалить все внутренние органы из его тела. Усопшему Шарбелю очистили брюшную полость. Но это тоже ничего не дало: труп не разлагался, продолжал выделять розоватую жидкость, а мышечные ткани оставались мягкими и эластичными.

В 1909 году его положили в короб со стеклянной крышкой и оставили в монастыре для всеобщего обозрения. К этому гробу «святого Шарбеля», как окрестил монаха народ, началось паломничество. Ватикан же не признавал его святым: отцы Католической Церкви считали, что для этого нужно больше доказательств. А усопший тем временем каждый день творил чудеса: он исцелял психически больных людей, поднимал на ноги парализованных, возвращал зрение слепым, слух – глухим. Забегая вперед, нужно сказать, что сейчас в музее святого Шарбеля при монастыре Святого Маруна выставлены сотни костылей, ортопедическая обувь, шины, которые оставили там исцелившиеся страдальцы.

И вот что совершенно необъяснимо: в течение 17 лет тело не переставало «потеть» сукровицей, не высыхало и не превращалось в мумию. Кожа оставалась светлой, не чувствовалось трупного запаха. В 1927 году Шарбеля переложили в цинковый гроб, который поместили в деревянный. В 1950 году было замечено, что по стенам склепа, где находился гроб, стекает студенистая жидкость розового цвета. Гробы вскрыли – никаких изменений. А ведь если его тело выделяет хотя бы три грамма жидкости в сутки, то со дня смерти монах должен был бы потерять 57 килограммов, то есть превратиться в мощи. Но этого не произошло.

В 1977 году монах Шарбель Маклуф был, наконец, признан святым Католической Церковью. После этого в монастырь Святого Маруна хлынул нескончаемый поток писем…»

По материалам СМИ

Комментарий священника Пафнутия Жукова:

Вначале хочу привести текст сообщения, вышедшего на «Русской линии»: «В Запорожье замечены следы деятельности секты, поклоняющейся некоему «святому Шарбелю». Секта пока не предпринимала попыток зарегистрироваться, а свою вербовочную деятельность ведет подпольными методами… Секта, являясь оккультной группой, никакого отношения к православию не имеет, а все уверения сектантов о своей «православности» являются ложью и попыткой прикрыться авторитетом Православной Церкви…»

Во многих случаях нетленность тела свидетельствует о благочестии христианина. О том, что тела христианских подвижников могут становиться нетленными, известно с самого начала христианства. При этом вразрез с законами физики мощи могут источать миро, по весу далеко превосходящее вес самих мощей. Такой феномен мироточения есть у мощей святителя Николая, Нила Мироточивого и мироточивых глав в Киево-Печерской лавре. При этом отношение к тлению тела различно у разных христианских традиций. Например, в монастырях святой Афонской Горы предпочитают разложение, а свидетельством святости признают только цвет оставшихся костей. В том, что касается числа исцелений, то мощи почтенного ливанского монаха рекорда не представляют. В России достаточно святынь, в том числе чудотворных икон, целебных святых источников и мощей великих святых, которые и в целом, и в отдельности позволяют нам не прельщаться «феноменом Шарбеля». И было бы столь же дико, сколь и глупо обращаться за помощью именно к ливанскому монаху, забыв о великих святынях российских монастырей, – ведь по святости жизни и по значению для России ливанский монах никак не может быть даже поставлен в один ряд с Феодосием Печерским или Сергием Радонежским.

Я думаю, нашим прихожанам нужно понять, что подобные публикации в светской печати – соблазн для простаков. А публикация его «целебных изображений», которые иные верующие пытаются класть себе под подушку, – искушение.

Если наша цель – получение определенной порции чудес, то, в общем-то, неважно, где и от кого их можно получить. Опять приходится напоминать о том, что чудотворит и исцеляет не только Господь Бог, но и падший первоангел. Бог чудотворит, спасая человека, а диавол прельщает, чтобы погубить.

И дело, конечно, не в том, что мы отрицаем праведность и благочестие подвижников христианского Запада. Не отрицаем, иначе о христианстве не следовало бы и говорить. Но если говорить о насыщенности духовной жизни православия по отношению ко всему остальному христианскому миру, то православие можно сравнить с цветущим раем сладости, а весь остальной мир – с бесплодной пустыней. И на это есть серьезные основания. Что касается богооткровения и богообщения, явлений Божией Матери и святых, мироточения мощей и икон, чудес и исцелений, то для Западной Церкви это – сенсация. Напротив, для Православной Церкви это – неотъемлемая часть церковной жизни. И даже такие всемирно прославленные чудотворные святыни западного христианства, как Монреальская и Ченстоховская иконы Божией Матери, имеют свое происхождение в лоне Православной Церкви.

Из своего опыта могу сказать, что служу в храме, где в разное время мироточили почти все иконы. Был даже случай, когда на Светлой седмице на престоле замироточила простая бумажная плащаница. Так что же: оставить нам райские кущи православных святынь и бежать смотреть на чудо цветения отдельных цветов в пустыне? Не уподобимся ли мы при этом неверному народу Израиля, который, имея всю полноту богообщения, будучи водим Самим Богом и питаем из Его рук, не умел ценить и хранить своей богоизбранности? Господь говорит: «Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите» (Мф. 24, 26). Будем же помнить, братие, что вне полноты духовной жизни, церковной молитвы и церковного благочестия все чудеса – лишь соблазн и прельщение.

Простите меня, грешного.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга