ИСТОКИ

НЕЗАБЫТАЯ СТАРИНА

«От избытка сердца уста глаголят»


Поет объединенный хор Уральской старообрядческой епархии

В первый день масленицы, 7 марта, в Екатеринбурге впервые состоялся праздник древнерусского пения. Мероприятие было организовано Уральской старообрядческой епархией. Церковные хоры из Свердловской, Челябинской и Пермской областей соревновались за звание «Лучший хор епархии». Праздник открыл настоятель храма во имя Рожества Христова отец Павел Зырянов такими словами: «Сегодня в старообрядческих храмах много ребят, и мы хотим передать им знания наших предков, научить их петь без ошибок».

– Старообрядческое пение уникально: оно поется не по нотам, а по крюкам, это – древняя музыкальная азбука, – рассказывает председатель старообрядческой общины Екатеринбурга Мефодий Тюкин. – Такое пение не просто украшает богослужение, но и позволяет голосом выделить особо значимые места, помогает молитвенному настрою.

Крюки – это знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации черточек, запятых и точек. Крюки имеют византийское происхождение и указывают направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты. Овладеть этой грамотой непросто. Десятиклассница из города Березовского Свердловской области Елена Леонова учится петь по крюкам с раннего детства. В ту пору, в 1990 году, в здании екатеринбургского старообрядческого храма был музей, потому несколько месяцев староверы отмаливали его, молились прямо на крыльце.

– Хотя мы и живем неблизко, бабушка брала нас с братом, и мы приезжали к храму. Она читала по большим старым книгам, а мы стояли рядом, поначалу не понимая смысла молитв. А в 1993 году на праздник Рождества Христова церковь освятили. Тогда я начала ходить на клирос. Открыв древнерусскую книгу, первый раз так и не смогла понять, что же там написано. Первые два года стояла в общем хоре и просто подпевала, ориентируясь на слух. А сейчас свободно пою по крюкам.

…Первым в центр храма для выступления выходит сегодня пермский хор (на фото). И полилось пение – сначала тихо-тихо, словно певцы разминались, потом создалось впечатление, что зажурчал ручей. Пермский хор – сводный, в нем как мужские, так и женские голоса. Следующим выступает хор поселка Шамары Шалинского района Свердловской области, здесь в хоре – одни девушки. Поют звонко и слаженно. Певцами руководит уставщица Юлия Потеряева. У матушки Христины Татауровой голос бархатный, грустный мотив возносится ввысь неторопливо, размеренно.

А вот в Екатеринбурге – хор мужской. Поют почти в один тон. Уставщик указкой выводит в воздухе невидимые крюки, понятные лишь самим певцам. Невольно заслушаешься…

Крюковая грамота, которая лежит в основе церковных служб староверов, остается неизменной уже много веков. Ее намеренно не упрощают и не адаптируют для простоты восприятия. Людей, которые знают крюковое пение в совершенстве, немного. К примеру, в екатеринбургской общине одним из таких умельцев является регент екатеринбургского хора Роман Донцов.

– В каждом хоре обязательно должен быть стержневой голос, который будет связывать все остальные голоса в один мотив, – рассказывает он. – Таким голосом не каждый может стать, ведь если сфальшивит он, неправильную тональность подхватят и все остальные клирошане. Посторонним, может быть, это будет и незаметно, однако отклонение от нормы будет довольно серьезным. А этого у нас допускать никак нельзя.


Екатеринбуржцы волнуются, ожидая оглашения результатов конкурса...

Роман постигал крюковое пение у себя на родине – в общине Молдавии. Говорит, чтобы изучить и понять смысл каждого из 140 крюков, понадобилось немногим больше месяца. Все остальное время – это практическое закрепление полученных знаний. Сегодня Роман готовит ученика... Ныне обучают этому искусству и в Духовном училище РПЦС, которое открылось в сентябре прошлого года в Москве в Рогожском поселке. Результаты уже видны: в декабре на выставке «Рождественский дар», которая проходила во Всероссийском выставочном зале, выступал объединенный молодежный хор старообрядческого Духовного училища и Покровского кафедрального собора. Среди посетителей выставки были и священники РПЦ МП. По словам участников мероприятия, иереи с большим вниманием и интересом слушали выступление молодых старообрядцев.


...а в это время судьи заседают

Действительно, крюковое пение способно заинтересовать многих. Звучащее необычно для слуха современного человека, оно несет в себе не только историю, но и одухотворенность, что-то такое, что заставляет со вниманием и трепетом вслушиваться в древние «стихеры» – молитвы в определенном порядке, для прославления святых. Такова древнерусская традиция. Старики баяли: «От избытка сердца уста глаголят». Книги с крюками сегодня можно отыскать в музеях и древлехранилищах, а людей, способных «с листа» спеть эту древнюю музыку, в России немного. Как рассказывают старообрядцы, издавна принято выделять географические напевы – молдавских, сибирских, московских и уральских хоров.

Но вернемся на фестиваль. Титул «Лучший хор епархии» был присвоен певцам из поселка Шамары. Совсем немного уступили им екатеринбуржцы, а третье и четвертое места заняли певцы-староверы из Миасса и Перми. Было решено сделать подобный праздник традиционным. Это для Уральской епархии подобное мероприятие уникально, в Сибири, например, праздники древнерусского пения проводятся регулярно.

Несмотря на конкурс, «конкуренции» на празднике не было. Конечно, в какой-то степени лестно быть «первым из лучших», однако основная задача праздника – не обойти друг друга по уровню пения, а вместе сохранить молитвенное богатство Древней Руси.

Максим Гусев
Фото автора

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга