МАСТЕРСКАЯ

ПАСХАЛЬНЫЙ ЗВОН

В пасхальную неделю традиционно в храмах каждый православный колокольным звоном может выразить радость о воскресшем Христе. Многие при этом впервые поднимаются на звонницу и не могут различить благовеста от перебора. За разъяснением мы обратились к Андрею ДЬЯЧКОВУ, председателю Международного центра колокольного искусства и руководителю Архангельской школы звонарей, – и он подготовил такую памятку.

О колоколах и билах

Как появился колокольный звон? Во времена гонения христиан (I-III века по Р.X.) призыв к богослужению производился через особых лиц из низших клириков, называвшихся народособирателями. Позже призывали в храм возглашением перед дверьми каждого дома «аллилуйя» или употребляли молоток, ударяя им в дверь монастырской кельи, а где-то с конца IV века вошли в употребление так называемые била и клепала. Вначале это были ручные била, представляющие собой сухую доску длиной 1,5-3 метра. Держа это било в руке и ударяя в него деревянным молотком, звонарь выстукивал различные ритмы. В зависимости от места удара менялся немного и тембр звука.

В VI веке появляются большие деревянные била, которые подвешивались перед входом в храм или около трапезной. VIII – IX вв. – время появления металлических бил самой различной формы. Обычно они делались из железных и медных сплавов, но, например, в Соловецком монастыре они делались из камня.

В домонгольский и монгольский периоды на Руси колокола использовались очень редко и в основном в великокняжеских или митрополичьих храмах. Позже ими повсеместно стали заменять била, державшиеся в некоторых монастырях и старообрядческих храмах вплоть до Октябрьской революции. Русские мастера разработали свой «русский» профиль церковных колоколов и довели технологию их литья до совершенства, ими были отлиты самые большие колокола в Европе и во всем мире.

Виды звонов

Различают канонические и традиционные звоны (например, Ростовские звоны, звоны Псково-Печерского монастыря и Троице-Сергиевой лавры). Ниже сказано только о канонических звонах.

БЛАГОВЕСТ – один из наиболее древних звонов Православной Церкви, называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Этот звон также оповещает о совершении Таинства Евхаристии на литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Осуществляется он мерными ударами в самый большой колокол на звоннице. Начинается обычно тремя редкими ударами (до полного затухания звука), а затем идут более частые мерные удары.

ПЕРЕБОР – погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Звон состоит из двух частей: непосредственно канонической (перебора как такового) и свободной (трезвона).

Перебор осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от малого до большого, после чего следует аккорд во все колокола, что символизирует окончание земной жизни. При переборе одиночные удары обычно совершаются после того, как звук от предыдущего удара полностью (или почти полностью) прекратится.

ПЕРЕЗВОН – звон более сложный по сравнению с благовестом и перебором. Он состоит также из двух частей: канонической и свободной. Это печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз), начиная с самого большого и до самого маленького, и символизирует собою искупительные страдания Спасителя на Кресте и Его смерть.

Исполнение: перезвон по одному разу в каждый колокол с ударом «во вся» совершается только два раза в году: на Великую пятницу и Великую субботу в дни Крестной Смерти Господа и Его погребения. В отличие от перебора, перезвон обычно исполняют более быстрыми и равномерными ударами. Перезвон по несколько раз в каждый колокол (обычно 3, 5 или 7 раз, символизирующие соответственно Святую Троицу, крест и полноту веры) совершается многократно, и одновременный удар в несколько колоколов выполняется, как правило, один раз в конце перезвона. Этот вид считается более торжественным и осуществляется различно в зависимости от праздника, местных традиций или по указанию настоятеля.

ТРЕЗВОН – наиболее сложный по исполнению канонический звон. Название он имеет по количеству частей, так как исполняется в три приема (все три звона должны быть одинаковыми по продолжительности с небольшой паузой между ними). Он является более ярким в музыкальном отношении, так как ограничен уставом лишь по форме, но не по содержанию и поэтому различен как по количеству используемых колоколов, так и по форме исполнения. В трезвоне обычно участвуют все группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию. Он выражает собой христианскую радость и торжество. Колокола возглашают на весь мир: «Христос воскресе! Воистину воскресе!»

Фото архимандрита Трифона (Плотникова).

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга