ПО СЕВЕРУ

От Перми до Куликова поля

Нынче, когда исполняется 625 лет со дня Куликовской битвы, пермское духовенство и их паства особо хотели бы почтить это историческое событие. Святейший Патриарх благословил инициативу Пермской и Соликамской епархии об организации крестного хода из города Перми до Куликова поля – это около двух тысяч километров. Начавшись 11 июля с Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Перми, крестный ход завершит свой путь 21 сентября, пройдя через Республику Удмуртия, Кировскую область (Вихарево, Кильмезь, Шурма, Уржум), Марийскую республику, Нижегородскую (через Дивеево), Рязанскую, Тульскую области. Возглавить ход было поручено настоятелю храма свт. Николая Великорецкого (с.Брехово Суксунского района) протоиерею Александру Петропавловскому (тел. 8-902-839-58-63). Архиереи шести епархий Русской Православной Церкви и епископ Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, к которой и относится Куликово поле, поддержали это благое начинание пермяков, – сообщила епархиальная пресс-служба.

На снимке: музей Куликовской битвы на Красном холме.

Иванов день в Каргополе

На первой странице предыдущего календарного выпуска газеты мы опубликовали снимок храма Рождества Иоанна Предтечи в Каргополе (Архангельская область). Поместили фото, сделанное прошлым летом, безо всякой задней мысли, просто потому, что красиво. Храм постройки 1751 года в высоту 35 м, и по внутреннему объему – один из самых больших в епархии. И надо же, буквально на днях приходит информация пресс-службы Архангельской епархии: «В Соборе Рождества Иоанна Предтечи совершена первая Божественная литургия». В ней говорится:

«7 июля 2005 года (в этот день собор Иоанна Предтечи г.Каргополя отмечает свой престольный праздник) благочинный Плесецкого округа прот. Владимир Кузив и священник Виктор Пантин совершили первую после закрытия храма Божественную литургию. В годы советской власти храм был закрыт и передан музею, в 1996 году собор Рождества Иоанна Предтечи был возвращен Архангельской епархии Русской Православной Церкви. В последующие годы священники и жители Каргополя совершали в соборе молебны и готовили храм для совершения богослужений.

Нынешнее праздничное богослужение собрало под сводами величественного собора около двух сотен каргопольцев. По окончании Божественной литургии состоялся крестный ход. Юные воспитанники воскресной школы поздравили горожан и выступили с небольшим концертом».

Шатер над пустырем

В Санкт-Петербурге в скором времени появится первый настоящий поморский храм, с выложенной лемехами крышей… В этом уверен Анатолий Першин, строитель подворья Антониево-Сийского монастыря в северной столице. Но он не скрывает, что трудностей впереди еще немало.

Сруб храма был привезен из Ярославской области – это традиционная для Севера шатровая церковь вместимостью около ста человек. Абрис церкви уже виден, теперь дело за тем, чтобы покрыть шатер лемехами – красивая, но очень дорогостоящая технология, которой владеют только специалисты. В Ярославской области заготавливается осина, при этом из 20 ее кубометров только 4 можно использовать под лемеха – они должны быть без сучков и трещин. Таким образом, только крыша обойдется в 1,5 млн. рублей. А для завершения храма «под ключ» требуется вдвое больше.

– В этом году исполняется 10 лет с того момента, как начались работы по подворью, – рассказывает Анатолий. – И только в прошлом году мы получили разрешение на возведение этого небольшого храма. С Божьей помощью дело движется, причем Он «вмешивается» как раз в том самый момент, когда это действительно крайне необходимо. Вот рабочие взбунтовались, и тут же женщина подошла и пожертвовала 28 тысяч рублей. Причем люди не хотят, чтоб об их поступке кто-то узнал: например, подходит человек, дает 10 тыс. долларов и имени не называет. Горожане видят, что дело идет, и помогают. На Пасху мы провели уже первый крестный ход, совершили праздничный молебен. На Радоницу было много народу. Уже человек 20 из местных жителей теперь – «наши», серьезно помогают.

– Раньше были высказывания против строительства Центра православной культуры на этом пустыре на проспекте Просвещения. Как обстоит дело сейчас?

– Осенью приезжала комиссия по очередной жалобе: затоптали дорожку… Хотя во время строительства это неизбежно, и мы обещали, что по окончании строительства приведем все в порядок.

– А кто именно против вы пробовали выяснить?

– В основном это люди пожилые, представители советской еще интеллигенции: в современные условия жизни они не вписались и обижены на все. Ни во что не веря и ничего не желая, они требуют, чтобы пустырь оставался пустырем, – и это символично.

Как рассказал нам настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон, не до конца разрешены «бумажные» вопросы: предстоит пройти тендерный конкурс на право строительства на этом участке земли – готовим документацию – плюс еще не до конца сделаны изыскательские работы…

Но, как считает Анатолий Першин, главное сейчас завершить строительство деревянного храма и начать регулярные богослужения – тем более, что монастырь уже закрепил за подворьем иеромонаха. «Пытаюсь сейчас договориться со своим другом – музыкантом Юрием Шевчуком, чтобы провести в поддержку подворья осенью концерт…»

Соб. инф.

Над Вашкою-рекой

Немногие знают, что в полном титуле русского Государя когда-то значилось «...и князь Удорский». Таежный угол Коми земли, ныне называемый Удорским районом, издавна славился своей древностью. А самым старым историческим центром считается там село Важгорт. Несколько столетий здесь в высоких северных домах жил народ крепкий, предприимчивый и богобоязненный. По всей реке Вашке славилась местная Никольская церковь, отовсюду собиравшая народ на престольный праздник Микöл лун (Николин день). Селяне ходили по домам вдов, стариков и тех, у кого не было в семье охотников, – одаривали шаньгами да пирогами. «Милöстивöй Микöла сетiс», – приговаривали («Милостивый Никола дал»). Со временем подзабыли эту традицию, храм при большевиках был закрыт, а сейчас, при «демократах», уничтожение грозит и самому селу.

– Совхоз распущен, работы нет, мужики вконец спиваются, – рассказывает глава сельской администрации Маиса Всеволодовна Худякова. – Но надежда остается... Потому и взялись мы вернуть селу храм.

Местные старушки обращались к Маисе Всеволодовне и прежде с просьбой помочь купить избу и обустроить в ней молитвенный дом. Чтобы обсудить этот вопрос, глава собрала свой «совет старейшин» – постоянный совещательный орган из десяти уважаемых сельчан, они посудили-порядили и решили: «Будем строить новую церковь». Как раз Священным Синодом был прославлен их односельчанин, крестьянин-мученик Михаил Ерогодский («Вера», № 431, Важгортские маргаритки) – его именем и будет назван храм. За основу проекта взяли знаменитую часовню Параскевы Пятницы, что находится неподалеку в селе Кривом.

– Я сама родом из тех мест, – делится мыслями сельский глава, – часто там бываю, и вот что заметила. Молитвенная жизнь в Кривом никогда не прекращалась, помню, и меня бабушка водила за ручку в ту часовню. Праздник Параскевы собирал много людей, нынче в нем участвовал даже глава района, было много гостей из Сыктывкара. И помощь мученицы Параскевы очень заметна. Хоть народ там тоже пьет, но все же это село более благополучное, чем другие по Вашке. Рождается много детей, люди не унывают, отличаются предприимчивостью. Из четырех крупных коммерсантов, которые снабжают товарами самые дальние вашкинские деревни, трое – уроженцы Кривого. И я надеюсь, что с появлением храма люди у нас тоже оживут.

Место для строительства предложила внучка св. мученика Михаила – заведующая важгортской больницей Валентина Владимировна Якимова. Место замечательно тем, что расчищено оно самим Михаилом Ерогодским, который с семьею корчевал деревья под пашню. Сейчас здесь стоят больница и дом ветеранов «Лача», занявший 1-е место в республике по благоустроенности. Казалось бы, от соседства с храмом они только выиграют, но часть медработников выступила против, и это задержало начало строительства. Все решило слово епископа Питирима, который приезжал в Важгорт и благословил именно это место. И началась работа – к сегодняшнему дню поднято уже шесть венцов. В стройке участвуют все важгортские мужики по очереди: первый день работают бесплатно, в последующие им приплачивают. Материал – ядреная лиственница – полностью завезен, и к осени займутся уже крышей. Денег у администрации в обрез – то, что дали М.Шаров из «Труддорстроя» и другие жертвователи, даже на иконы и утварь не хватит, так что важгортцы надеются на помощь земляков.

М.ВЫГИН
На фото: с картины В.Ф.Стожарова «Село Важгорт. Белая ночь»


ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

ИЗ РОДА В РОД

  1 июля оборвалась жизнь Софьи Сергеевны Ростиславиной – активной участницы всех мероприятиях Родовой общины потомков священнослужителей, народной актрисы Республики Коми, нашего большого друга, замечательного человека. Всего несколько дней не дожила она до своего 85-летия.

Родилась Софья Сергеевна в селе Ужга Койгородского района в семье священника Сергия Ростиславина. Все ее корни и со стороны отца, и со стороны матери восходят к духовному сословию.

Два поколения рода священников Ростиславиных, выходцев Кадниковского уезда Вологодской губернии, до рождения Софьи Сергеевны служили на Коми земле. Дед Алексей Павлович Ростиславин с 1888 по 1913 годы служил священником на разных приходах, завершив свой земной путь настоятелем храма в с.Вильгорт. Один из его семерых сыновей и был отцом Софьи Сергеевны. Сергей Ростиславин окончил Вологодскую Духовную семинарию и был назначен священником в с.Деревянск, а затем в Ужгу. В советское время вынужден был оставить службу и переселился в город Сыктывкар, где умер 37 лет от роду.

Родители мамы Софьи Сергеевны были родом из Пажги, а дед и прадед тоже служили священниками. До этого несколько поколений этого священнического рода Вишерских служили в храме с.Вишера (ныне Богородск). Среди предков Софьи Сергеевны со стороны матери встречаются фамилии священнослужителей Головковых, Покровских, Флоренских, Багиных, все они долгие годы отдали служению на Коми земле. Так получилось, что и у Софьи Сергеевны муж вышел из священнической семьи…

Перед смертью Софья Сергеевна около месяца мучительно болела. Последнее Таинство соборования за несколько дней до кончины над ней провел игумен Филипп (Филиппов). Она пришла в себя и глазами поблагодарила батюшку, приняв святое причастие.

От Родовой общины потомков репрессированного
духовенства Коми края – Анна МАЛЫХИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга