ПОДРОБНОСТИ

«СДЕЛАЕМ ТАК, ЧТОБЫ ВСЁ РАБОТАЛО»

Президент России побывал на Афоне

Президенту Путину удалось, наконец, посетить Святую Гору Афон, которую издревле называют сердцем православного мира. Визит был частным и может быть назван паломничеством. Правда, мало кого из паломников сопровождают сразу две боевые подлодки, но здесь все-таки особый случай. Российские и греческие спецслужбы, вооруженные спутниковыми системами наблюдения, окружили Афон как с суши, так и с моря. Как сообщает греческая газета Kathimerini, визит прошел в обстановке «соединившихся византийского и русского великолепия». Это трудно назвать преувеличением. Путин тщательно подчеркивал, что «Россия – самая большая православная держава». Надо сказать, что Владимир Путин стал первым главой российского государства, посетившим Святую Гору. До него здесь бывали лишь великие князья императорской фамилии.

Паломничество великих князей

Прибытие на Афон первого из них – наследника русского престола Великого князя Константина Николаевича – в 1845 году вызвало, говорят, ужас у турок. Согласно их пророчествам, царь по имени Константин отнимет у них в будущем Византийскую империю, поэтому под страхом смертной казни грекам запрещалось давать это имя своим сыновьям. На всем пути следования от монастырской пристани, куда ступил под звуки военного оркестра Великий князь, до Успенского храма Свято-Пантелеимоновой обители устилался бесконечный ковер из зеленеющих лавров. Русские иноки, жившие в простоте, дарили что могли, а именно – деревянные ложки, сделанные своими руками. Великий князь в ответ отправил в Свято-Пантелеимонов монастырь церковные сосуды, напрестольные и духовные книги, значительно пополнившие библиотеку обители.

В июне 1867 года состоялось второе посещение Святой Горы представителем русского Императорского дома в лице Великого князя Алексея Александровича. Для встречи его прибыл турецкий военный корабль с помощником паши (губернатора) Салоник. Прямо от пристани был уложен ковер из красного полотна, весь осыпанный лавровыми листьями. Но самым запоминающимся событием стало необычайное зрелище, которое вдруг развернулось перед глазами Алексея Александровича, когда наш монастырь, являвший собой на самом деле целый город, загорелся огнями. Это поразило даже членов афонского Кинота. Как оказалось, монахи взяли всю коллекцию блюдечек, которые были в запасе в трапезной, и расставили по периметру по верху парадных построек, по храмам, по братским кельям, на порте, а в блюдечки было налито масло и поставлены фитильки.

Третьим побывал на Святой Горе Великий князь Николай Николаевич. Это произошло в 1872 году. К данному визиту был тщательно разработан новый церемониал, отличавшийся целым рядом особенностей. Главная, наверное, заключалась в том, что во время торжественной службы в Пантелеимоновском соборе Великий князь приглашался занять архиерейскую стасидию. Этим как бы указывалось на сакральное значение его принадлежности к Императорскому дому. Кстати, Владимира Путина также встречали по архиерейскому чину.

Бог любит троицу

В прошлом остались первые две неудачные попытки Президента посетить Афон. Они вызвали большой резонанс в православном мире. Корреспондент газеты «Коммерсант» Андрей Колесников, ожидавший Владимира Путина на Святой Горе вместе с другими журналистами, лично слышал тогда вердикт монахов: Богородица не пустила. Если говорить о прозаической стороне дела, то помешала снежная буря, какой на Афоне никто не помнит. Сохранилась фотография: под снежным настом провалившиеся крыши монастырских построек. Президент был расстроен и даже сказал в сердцах, что если бы под рукой оказался российский вертолет, то долететь особого труда бы не составило.

Во второй раз посещение, назначенное на 5-6 сентября прошлого года, сорвалось из-за трагедии в Беслане. Президенту пришлось покинуть десантный корабль Черноморского флота «Ямал» в тот момент, когда он после захода в турецкий порт Измир взял курс на Святую Гору. Кстати, опыт захода наших кораблей в территориальные воды монашеской республики у нас уже имелся. В 1999 году на рейде напротив полуострова встал «Цезарь Куников», куда были перевезены мощи святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святого Иоанна Русского. Тогда в Свято-Пантелеимонов монастырь были переданы экипажем для молитвенного поминовения списки миротворцев-десантников в Косово, а также высшего состава флота во главе с министром обороны.

Но в 2004 году нашему кораблю добраться до Святой Горы не удалось. Случившееся вызвало еще большее смущение у православных. С этого момента поездка на Афон окончательно стала для Путина вопросом принципа. Через несколько дней по пути к Афону потерпел катастрофу вертолет «Чианук», на котором летел Патриарх Александрийский Петр с ведущими иерархами африканского континента. Многие российские СМИ пришли тогда к выводу, что это была одна из тех машин, на которой якобы готовился лететь Владимир Владимирович. На самом деле он не планировал пересаживаться с «Ямала» на вертолет.

Проще всего было бы добраться до Афона посуху, если бы это было возможно. Но туда дороги нет, потому что монахи боятся наплыва туристов пуще огня. Во времена Византийской империи по афонскому хребту проходил путь, именовавшийся «царским», переименованный при турках в «барский». Это мощенная каменными плитами древняя трасса, от которой отходят тропочки к каждому монастырю. Монахи ею пользовались еще в прошлом веке, путешествуя на мулах и осликах, но ныне она пришла в полный упадок. Недавно, пытаясь пробиться по ней, погиб ехавший на тракторе инок из монастыря Эсфигмен. Это не первый подобный случай. По случаю Олимпиады Евросоюз выделил деньги на реконструкцию «царской» дороги, запланировав устройство своеобразного автобана. Уже началось строительство, но среди святогорцев поднялся такой ропот, что его пришлось заморозить. Вот и приходится паломникам маяться, но испытание это спасительное.

Кстати, не у одного Владимира Путина возникли затруднения с паломничеством. В августе туда желал съездить президент Украины Виктор Ющенко, но этому помешал правительственный кризис. Тем не менее, Киев выделил афонскому монашеству 6 миллионов долларов, то есть всерьез взялся за то, чтобы укрепить свои позиции на Афоне.

У нашего же Президента на этот раз все обошлось без происшествий. Некоторые объясняют это тем, что 7 сентября Владимир Путин неожиданно покаялся перед матерями Беслана.

Ограниченный доступ

После первых неудачных попыток Президента попасть на Афон начали раздаваться голоса – не антихрист ли он? Безусловно, эта история далеко выбивается из ряда случайностей. Но ее духовный смысл от нас сокрыт. Попробуем высказать одну догадку, опираясь на следующие факты.

Вот уже несколько десятилетий доступ на Святую Гору иноков из числа славян, особенно принадлежащих к Московской Патриархии, чрезвычайно затруднен. В данный момент положение просто нетерпимо. За последние годы ни одно из обращений Святейшего Алексия II в Константинопольский Патриархат о разрешении поселиться на Афоне кому-либо из русских монахов не встретило положительного ответа. Последний такой отказ был получен в прошлом месяце. Мотивы, как правило, не указываются.

И в это время происходит следующее. Первая попытка Владимира Путина попасть на Святую Гору не привлекла особого внимания в Греции. Вторая вызвала гораздо больший резонанс. Нынешняя, удачная, вызвала настоящий восторг в греческих СМИ, и вообще в Греции она стала настоящей сенсацией и привлекла внимание к препятствиям, которые чинит Вселенский Патриарх Варфоломей русскому монашеству. Как сообщают греческие газеты, Владимир Путин еще в 2004 году собирался «попросить Священный Кинот принимать больше русских монахов». Во время паломничества он так или иначе поднимал этот вопрос, и дело не только в каких-то легко забывающихся просьбах. Президент сказал грекам, что Святая Гора является связующим звеном в отношениях наших народов, что из Афона идут истоки российского православия, добавив: «Мы намерены возрождать их». Речь шла в том числе и о материальной поддержке.

Надо сказать, что позиция Патриарха Варфоломея особенно возмутительна на фоне тяжелейшего упадка монашества на Святой Горе. В ХIII веке здесь было 300 монастырей, сейчас их осталось 20. Число иноков в целом сократилось, по сравнению с XIX веком, с 6 тысяч до 1,5, то есть в четыре раза, а число русских монахов с 3,5 тысячи до шестидесяти человек, в основном они родом с Украины. Все они пожилые люди.

История русского монашества на Афоне началась примерно в XII веке, то есть более восьми веков назад. Поначалу наша братия жила в обители Богородицы Ксилургу, затем переселилась в Нагорный Русик, а в конце ХVIII столетия иноки перебрались на берег моря, в обитель с храмом Вознесения Господня, на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря. Накануне революции русское иночество на Афоне достигло точки величайшего расцвета. Наш легендарный Свято-Пантелеимонов монастырь с 1394 года занимал пятое место в иерархии афонских обителей (сейчас предпоследнее – девятнадцатое), мы утратили свои места в Священном Киноте. Что еще печальнее, был потерян нами Андреевский скит, там просто некому стало жить и поддерживать его в должном состоянии. Конечно, главная причина в том, что Россия отступила в 1917 году от Бога. Но свою роль сыграли и другие обстоятельства. Трения между русским и греческим монашеством на Афоне начались еще в XIX веке. В 1874-75 годах на Афоне произошел громкий «русско-греческий Пантелеимоновский процесс», в который оказались втянуты почти все насельники Святой Горы. Греческие иноки страшились раствориться в быстро умножавшемся русском монашестве и попытались одолеть его силой. Из этого ничего не вышло, но осадок остался тяжелым.

После революции, лишившись поддержки России и притока новых послушников, наше монашество начало сходить на нет. Дошло до того, что в 1968 году на этот счет озаботилось правительство СССР, решив передать Свято-Пантелеимонову монастырю трактор «Беларусь» для ликвидации последствий пожара. Однако правившая тогда в Греции хунта «черных полковников» трактор не пропустила. Через несколько месяцев после этого появилось обращение в ЦК председателя правительственного Совета по делам религий Владимира Куроедова:

«В течение последних десяти лет греческое правительство при каждой возможности стало препятствовать контактам между Московским Патриархатом и монастырем на Афоне, стремясь конфисковать ценную монастырскую собственность. Военная диктатура Греции в последнее время проявляла особую активность, нарушая все традиции и международные договоры, основанные на автономии и независимости афонских монастырей, и объявила их госсобственностью, издавая специальные декреты. Существует реальная угроза, что хунта экспроприирует бесценные объекты в русском монастыре».

Было решено, что посол СССР в Афинах выразит протест греческому правительству и потребует доступа на Афон 20-25 монахов из Советского Союза для постоянного служения. Решено было также передать строительное оборудование для реконструкции зданий Свято-Пантелеимонова монастыря. Благодаря принятым мерам последние следы русского присутствия на Афоне удалось тогда спасти. Хунта оставила наших иноков в покое. Удивительным образом действует иногда Господь даже через богоборцев.

Путин на Святой горе

Журналист российской газеты «Трибуна» Леонид Черношкур так описал момент прибытия Президента: «Немного странное впечатление произвел на меня корабль, переполненный только сосредоточенными молчаливыми мужчинами. Все созерцали святые берега. Многие молились без слов».

Президент во время паломничества выглядел вполне неофициально. Несмотря на жаркую погоду, Владимир Путин был одет в темный костюм и темную рубашку без галстука. В этом духе одеваются монахи, когда возникает нужда походить в светском платье. В Греции это запрещено, а в России в советское время как-то прижилось. Проправительственная газета Kathimerini нашла, что российский Президент держался на Святой Горе «очень скромно, если не сказать строго». Так или иначе, но Владимир Путин не выглядел на Афоне инородно, в отличие от многих других сановитых гостей. В этом смысле в образе действий Президента можно найти некоторое сходство с поведением наследника английского престола принца Чарльза, который любит гостить на Афоне.

Вопрос о религиозности Путина волновал православных с момента его появления на политическом Олимпе. По словам его друзей, он начал превращаться в верующего человека года за три до избрания в президенты, с тех пор как спас дочерей с горящей дачи под Санкт-Петербургом. Как рассказывает Людмила Путина, у них в семье все христиане, раз в месяц бывают на богослужении в храме, Президент носит на груди православный крест. Носить он начал его еще в 1993 году, когда по просьбе мамы освятил на Гробе Господнем. Там же он освятил золотой крест для жены.

Все это, конечно, мало что говорит о глубине веры, нельзя не отметить, что на двух минувших выборах православные голосовали за Владимира Путина отнюдь не в массовом порядке, да и те, кто проголосовал, далеко не все в его деятельности приветствуют. Однако и среди его сторонников, и среди противников мало кто решается дать ответ на вопрос: «Кто вы, мистер Путин?» – заданный некогда одним иностранным журналистом. Создается впечатление, что Президент воплощает собой то подвешенное состояние, которое характерно для России в целом, не знающей, в какую сторону ей податься. Возможно, это еще одна причина того, что паломничество далось Путину столь непросто. Любой верующий знает, что когда совершение некоего действия начинает вдруг неожиданно сопровождаться большими трудностями – это явное указание на то, что Господь желает нам преподать какой-то важный урок.

На берегу Владимира Путина встретил, возможно, самый странный кортеж в его президентской биографии. Он состоял из всех машин, которые монахам и паломникам удалось собрать к его приезду. В этом кортеже были подержанные легковые машины, джипы, автобусы, подъехавшие изо всех православных храмов Афона. Они двинулись к столице монашеской республики Карее. Здесь его встретили первый заместитель главы Кинота отец Павел, игумены монастырей, главы братств и члены представительства Вселенского Патриархата. Владимир Путин прошел по центральной улице города и осмотрел несколько храмов. После этого он направился в главный собор Кареи – древнейший афонский храм, построенный в 335 году в честь Успения Пресвятой Богородицы. Здесь Президент России приложился к чудотворной иконе Божией Матери «Достойно есть» и заказал благодарственный молебен. На прощание он оставил свою запись в книге почетных гостей, памятную надпись: «Всем подвижникам, слугам Господа, всем христианам православной веры и хранителям православных святынь. С уважением».

Из Кареи кортеж направился к Иверскому монастырю, причем Президент сам стал управлять автомобилем, рядом часть пути бежал ослик, для которого происходящее стало нехитрым развлечением.

В Ивероне Путин побывал в храме, построенном в XI веке во имя Успения Пресвятой Богородицы грузинским монахом Георгием Варашвадзе. Здесь Владимир Владимирович какое-то время изучал образ св.Георгия Победоносца, а затем обратился к настоятелю обители игумену Василию со словами: «Я нигде не видел, кроме как на одной из старинных фресок в одной из часовен в России, изображение святого Георгия, который поражает змея не копьем, а словом». После этого Владимир Путин осмотрел еще одну небольшую церковь, находящуюся на территории монастыря, где пребывает одна из главных святынь Афона – Иверская икона Божией Матери, именуемая «Вратарница».

В русский Свято-Пантелеимоновский монастырь Президент отправился на катере. Главный колокол обители весом в 12 тонн, звон которого достигает соседних Спорадских островов, начал свой благовест рано утром в день визита Президента, достигнув крещендо в момент, когда Владимир Путин проходил через монастырские врата. Первым его встречал настоятель – девяностолетний старец Иеремия (Алехин), которому Президент вручил Орден «Дружбы». Началось посещение храмов, первым делом, конечно, собора великомученика Пантелеимона. Здесь хранится глава святого целителя. Затем Путин побывал в церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в Успенском храме, в церкви Архангелов Гавриила и Михаила, а затем поднялся на звонницу, колокол которой самый большой на Балканах. По предложению настоятеля Путин трижды ударил в колокол.

Наконец начался обход келий и мастерских. Один из престарелых русских иноков, возглавляющих швейную мастерскую, посетовал при встрече с Президентом: «Работаем в основном на отечественном оборудовании, Подольского завода. Машины морально и технически устарели, поэтому есть нужда их заменить». – «Поможем обязательно с техникой, – пообещал Владимир Владимирович. – Сделаем так, чтобы все работало».

Делать какие-то выводы из его паломничества пока рано. Нам не известно, к чему пришел сам Президент в ходе своего, растянувшегося на четыре года, пути на Афон. Но дай Бог, чтобы случившееся стало началом возвращения России на Святую Гору. В сказке Метерлинка «Синяя птица» говорится, что души наших родных бодрствуют лишь в те минуты, когда мы о них вспоминаем. Так и Русский Афон жив, пока не иссякла его связь с Русской землей. В последние годы она почти пресеклась, если не считать тончайшей струйки паломничества. Но существует здесь и обратная зависимость: Россия будет стоять, пока процветает его монашество на Святой Горе – сердце православного мира.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга