ВОПРОС – ОТВЕТ

СИЛОЮ, ДАННОЙ ГОСПОДОМ

Решил написать вам в надежде получить ответ на давно мучавший меня вопрос. Как в Католической, так и в Православной Церкви существовала и до сих пор существует практика, когда священнослужители (иерархи и священники) берут на себя чужие грехи. Законность этой практики вызывает у меня большие сомнения, потому что она не имеет под собой оснований в Священном Писании. Ибо как пророки, так и апостолы говорят о том, что «каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14, 12). Следовательно, никто, в том числе и духовенство, не может брать на себя грехи паствы или отдельных ее членов. Я думаю, что Святой Синод должен обратить на это внимание и запретить делать это. Или, может быть, такой запрет существует, и случаи его нарушения отдельными священнослужителями являлись и являются их личным грехом против Евангельской истины? Очень надеюсь, что кто-нибудь из священнослужителей ответит на мой вопрос.

С любовью, недостойный раб Божий Николай.
д.Подгорная, Архангельская обл.

Ответ священника о.Сергия Гомаюнова (г.Киров):

– Богословских оснований говорить о том, что священник принимает на себя чьи-то грехи, действительно, нет. Делать это может лишь Спаситель, «вземлющий на Себя грехи мира», а когда у нас говорят «носите бремена друг друга», то имеют в виду все-таки нечто другое – способность разделить чужую боль, принять чужие долги. Например, святые мученики погибают в том числе и потому, что другие православные грешили. Мы действительно взаимосвязаны друг с другом, Церковь – одно тело, иные согрешают, а по их вине многие страдают, иные восходят к святости, другие пожинают плоды, то есть через соприкосновение со святостью сами восходят к Богу. И есть, например, некоторая таинственная связь между отцом и детьми, когда грешит сын, а страдает отец. И в детях тоже выбаливают родительские грехи, и священники страдают оттого, что грешат их духовные дети, если между ними установилась очень тесная связь. Здесь можно вспомнить слова апостола Павла: «Я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!»

Однако такого, чтобы брать на себя чужие грехи, – этого нет, это невозможно, каждый на Страшном Суде будет отвечать только за то, что сам натворил. Идея о том, что можно брать на себя чужие грехи, пришла к нам из католицизма и не сказать, чтобы сильно была распространена, но иногда следы ее можно встретить в литературе, где произносится что-то вроде: «Я беру на себя грех твой».

Это не единственный пример, когда возникает некоторая двусмысленность в формулировках, понятиях, когда говорится о том, что мы способны искупать чьи-то грехи. Нет, мы можем лишь вымаливать кого-то, то есть умолять Господа, чтобы Он простил ближнего. И по этим молитвам Господь прощает какие-то грехи. Можно умереть за Христа и получить права особой молитвы за ближних, за свою деревню, свой народ – о чем душа скорбит.

Но брать на себя чьи-то грехи?! Это невозможно. Грех может простить только Сам Христос. И отпустить может только Он. У нас по окончании исповеди священник говорит, что он отпускает грехи, – это взято из требника митрополита Петра Могилы, составленного под умеренным, но все-таки влиянием римской церковной практики. В греческой практике, например, священник вообще не упоминается. Но и у нас ничего неканоничного нет, потому что дальше священник говорит: «Силою, данной мне Господом». То есть он все-таки не сам по себе отпускает.

Исходя из своего священнического опыта, я скажу, что это особая радость – видеть, как человек освобождается от пут греха. Устаешь и начинаешь болеть не от того, что ты много принял кающихся, а от тех людей, кто говорит: «Ни в чем не грешен». Когда же человек грех оплакивает, то даже после многочасовых исповедей не испытываешь усталости, наоборот, ощущаешь, как сходит на тебя благодать Божия.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга