ПО СЕВЕРУ

Вятские святыни в зоне внимания полпреда

Новый полномочный представитель Приволжского федерального округа Александр Владимирович Коновалов посетил Вятскую землю. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы он встретил в Св.-Успенском соборе Трифонова монастыря. На ранней литургии Коновалов исповедался и причастился святых Христовых Таин, после чего митрополит Хрисанф благословил его на труды и преподнес в дар образ Казанской Божией Матери.

Затем гость посетил Православную вятскую гимназию, опыт работы которой его заинтересовал. Гимназия существует восемь лет, не только как церковное, но и как муниципальное заведение. За это время здесь удалось найти на редкость удачное соотношение и взаимодействие церковной и светской педагогики. Сейчас она на грани закрытия, так как не имеет помещения для столовой, как того требуют инструкции, не говоря о том, что не хватает места для учебы. Но с приездом Коновалова, который сказал, что опыт гимназии очень важен не только для Церкви, но и для государства, появилась надежда на благополучный исход. На встрече гостя с общественными организациями области в здании правительства было предоставлено слово секретарю епархии отцу Александру Балыбердину. Он обратил внимание Коновалова на две главные вятские святыни, представляющие интерес для федерального центра: Трифонов и Николо-Великорецкий монастыри.

Соб. инф.

Епископ Питирим спел в Москве

17 ноября в здании Представительства Республики Коми в Москве прошла встреча писателей и поэтов из Коми с участием епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Всего в Москве, по некоторым подсчетам, проживает семьсот человек из Коми. На встречу пришло около ста человек. Ее духовным стержнем стало выступление епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима, который вместе с народной певицей РК Лидией Логиновой представил компакт-диск своих песнопений «Воскресное утро».

– Кажется, впервые в России епископ запел не с амвона, а в светском концертном зале, – рассказал в интервью нашей газете поэт Александр Суворов. – Причем поет он довольно приятным голосом. Владыка открывал концерт: спел одну песню, аккомпанируя себе на фортепьяно. Потом они спели дуэтом с Лидией Логиновой. Далее поэты читали свои стихи, в основном духовного содержания.

В настоящее время епископ Питирим записывает еще один свой сольный альбом. В него войдут любимые в народе православные гимны и патриотические духовные канты. Всего их на сольном диске епископа будет 16. По словам игумена Филиппа, владыка Питирим – не единственный в России «поющий» епископ, однако его голос имеет редкий диапазон, которым обладает «еще не каждый оперный певец».

«Вера»/«Комиинформ»

Осязательные иконки – возврат к старине

30 ноября со Святой Горы Афон в Санкт-Петербург вернулась икона Cв. Целителя Пантелеимона (на фото), вырезанная из дерева в творческих мастерских «Наследие». Эта организация, реализующая программу «Иконы для слепых детей», обратилась с просьбой к афонским монахам освятить образ Целителя, чтобы подарить его специализированному детсаду № 53, где воспитываются слепые и слабовидящие дети. Монахи освятили образ на честной главе св.Пантелеимона, который хранится на Афоне, и в придачу послали детям благословленные крестики и иконки.

– Рельефная, резная икона для слепых – это окно в православие, – рассказал нашей газете руководитель мастерских Александр Владимирович Софинский. – Сначала мы сомневались, допустимо ли давать святыню невидящим детям, среди которых есть и с заторможенным развитием. Ведь они будут не только щупать пальцами, но и лизать, пробовать на зуб. Обратились к священникам-богословам, те успокоили: это как раз тот случай, когда можно.

Еще мы советовались с психологами: какого размера нам сделать образ, чтобы его можно было «увидеть» пальцами? Ведь чем больше выпуклая поверхность, тем труднее свести в единый образ осязательные ощущения. Специалисты сказали: оптимальный размер – 10-11 сантиметров в высоту. Позже выяснили, что именно такой размер делал резные паломнические иконки очень популярными до революции. То есть идеальный размер не только для ношения на груди, но и для зрительного и осязательного восприятия. Такие иконки резали в Троице-Сергиевой лавре еще со времен преп. Сергия, который основал здесь школу резчиков.

Что интересно: когда мы переносим образ с плоской иконы на рельефную, то за оригинал стараемся брать иконы до XVI века. Почему-то их легко сделать объемными, а поздние – очень трудно. В старину плоские и рельефные образа на Руси почитались одинаково, но последние реже встречались, поскольку стоили дороже.

По словам А.Софинского, его мастерам удалось раскрыть секрет вавилонской резьбы, который значительно удешевляет производство икон (в других мастерских 1 кв. см миниатюрной резьбы стоит до 10 долларов). А значит, появляются возможности для благотворительности. В настоящее время в пути находится партия иконок, освященных на Гробе Господнем в Иерусалиме. Их также передадут детям.

– Почему-то считается, что Петр I в свое время запретил рельефные иконы, поэтому, мол, секреты их резьбы утрачены, – говорит А.Софинский. – Но петровский запрет распространялся на иконы, сделанные «не должным образом», на грубые поделки. Так что традиция жила и в послепетровской Руси, она оборвалась лишь 80 лет назад. И сейчас возрождается.

М.ВЫГИН

Письмо с родины святителя Стефана

В заметке Чья родина Великий Устюг? («Вера», № 500) мы рассказывали об обращении православных Республики Коми к администрации г.Великого Устюга, в котором высказано сожаление, что этот город пестрит плакатами «Устюг – родина Деда Мороза», а имя святителя Стефана словно забыто. Из Устюга пришел ответ, адресованный о.Александру Никитенко и подписанный начальником горуправления культуры С.Я.Валовым:

«Ваше предложение об установлении в г.Великий Устюг плаката, связанного с памятью о Стефане Пермском, по поручению главы муниципального района рассмотрено в управлении культуры. Сообщаем Вам, что данная просьба нашла поддержку в различных кругах населения города. В ближайшие сроки будет направлено письмо на имя архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана о согласовании данного проекта. Выражаем Вам и прихожанам епархии Сыктывкарской и Воркутинской благодарность за сохранение духовной культуры, за историческую память о Великом Устюге – родине святителя Стефана, первого епископа Пермского... Всегда рады видеть вас в нашем городе».

Соб. инф.

«Страна ненаглядная моя»

На родине преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца, в деревне Загубье возведена часовня, и на ней уже установлена главка с крестом. Названа часовня именем обоих святых, которые основали знаменитый северный монастырь, – Зосимы и Савватия.

Загубье (старинное название – Часовенская) находится в 4 км от с.Толвуя, на берегу Онежского озера. Прежде в этой деревне уже была часовня во имя преп. Зосимы, построенная в 1717 году, но ее разобрали в советское время. В наши дни облик древней часовни удалось воссоздать по обмерам финского архитектора Ларса Петтерссона, сделанным им в годы оккупации Заонежья. Проект составил студент Петрозаводского университета А.Косенковым, ему помогал профессора В.Орфинский, а воплотить проект помогли НПК «Карбон-шунгит», Медвежьегорский леспромхоз и предприниматель В.Могутин. Приняли участие и жительницы Загубья пенсионерки А.Ф.Балехова и А.Н.Фепонова – они пожертвовали строительный лес, выписанный им как ветеранам для личных нужд.

Интересно, что с Загубской часовней связана и известная страница российской истории. Отбывавшая в Толвуе ссылку инокиня Марфа, мать первого русского царя Михаила Романова, почитала эту часовню и делала в нее вклады. И сейчас ее возрождению помогают отовсюду. Среди мастеров, поднимавших ее стены, были лучшие реставраторы Соловецкого монастыря, приехавшие сюда по благословению наместника архим. Иосифа. Работы впереди еще немало – предстоит покрыть лемехом главку часовни, сделать полы и потолки, крыльцо-галерею, с которого будет открываться великолепный вид на простор Онежского озера и на Палеостров. Строители вырезали на одной из деталей часовни надпись «Живи, страна, ненаглядная моя...» и спрятали ее внутрь сруба.

Православие в Карелии

  

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга