БЕСЕДА

«ДОНЕСТИ ПРАВОСЛАВИЕ ДО ВСЕГО МИРА...»

С дьяконом Михаилом Першиным, председателем комитета по миссионерскому служению Отдела по делам молодежи Московского Патриархата беседует наш корреспондент.

– Уже третий год как Русская Православная Церковь активно убеждает государство в необходимости изучения в школах основ православной культуры. Там, где в школах уже дают этот предмет, ситуация с воспитанием детей меняется к лучшему. Но ведь и федеральное министерство образования, и большинство регионов о введении этого предмета в программу и знать не хотят...

– Безусловно, введение этого предмета в школьный курс – вопрос выживания для России. И вводить этот курс надо как можно быстрее, чтобы наши дети не остались вечно молодыми. Сейчас зайдите на любое московское кладбище – там огромное количество захоронений, где 30-40 процентов погибших в возрасте от 15 до 30 лет. А причины: наркомания, СПИД, пьянство, самоубийства. По количеству самоубийств Россия вышла на первое место в мире... Поэтому каждый день, прошедший без слова Божьего – о том, как жить, в чем смысл жизни, зачем человек пришел в этот мир, – это новые захоронения. В эпоху таких соблазнов, как наркотики, игровые автоматы, разврат с экранов телевизора, духовное воспитание должно стать перед всем обществом во главу угла. Надо дать детям мотивацию к труду, успеху, росту, чтобы наша православная молодежь становилась элитой России.

– В Усинске, где вы недавно побывали на Съезде православной молодежи Сыктывкарской епархии, много мусульман и сектантов. Вряд ли они заинтересованы в укреплении влияния Церкви.

– Муфтий республики приветствовал проведение съезда, а мусульмане солидарны с Русской Православной Церковью в вопросе о введении уроков православной культуры в школах. Ведь тогда и для детей мусульман будет преподаваться исламская культура. Они прекрасно понимают, что если наши дети будут верующими, то конфликтов между православными и мусульманами не будет. Если у человека есть сокровище веры, то он будет уважать другого человека, у которого есть свое сокровище веры. А вот если душа у ребенка будет пуста, то ее место могут заполнить фашизм, агрессия, злоба, ненависть.

– Но если для православных мы будем преподавать православную культуру, для мусульман – мусульманскую, для католиков – католическую, что же тогда будет с нашим Отечеством?

– Это будет очень правильно, потому что проблема современной школы – отсутствие воспитания. Ребенка превращают в компьютер, в диск-накопитель. Это проблема всей постсоветской педагогики. Никакой идеологии сейчас нет. Наконец-то должен прийти человек воспитанный и образованный. В Литве, например, тоже смешанное население. В тех школах, где учатся католики, уроки нравственности идут по программе основ католической культуры, в русских школах – основы православной культуры, для атеистов преподается светская этика и нравственность. Воспитанный человек должен понимать и ценить то, что сделали Стефан Пермский, Сергий Радонежский. Можно верить или не верить, но нельзя отрицать факт красоты в иконах Рублева. Его икону «Святая Троица» ценят во всех христианских конфессиях на Западе, ее изображения есть в католических храмах Англии и Германии, во многих протестантских храмах, хотя они отрицают иконы как таковые.

– Но в отношении иконописных изображений в исламе вообще существует запрет. При этом ислам в России развивается достаточно динамично…

– Правильно, потому что они рожают, а мы – нет. Если в нашей стране так будет продолжаться, на нашу землю придут другие, которые ценят себя, свои интересы, кто готов жизнь строить в соответствии с установлениями веры. Но в этом случае на нашей земле будет уже какая-то другая страна, не Россия. Только в возрождении православия единственный шанс выживания страны. Большинство населения в нашей стране пока что еще русские, православные. Если мы перестанем себя разрушать, если у нас в семьях будет не один ребенок, а восемь или хотя бы четыре-пять, тогда совершенно другая возникнет ситуация.

Мы часто говорим о православии, а сами-то живем совершенно не по-православному, в каких-то диких суевериях, лени. И в храм некоторые православные заглядывают только два раза в жизни – в день крещения и отпевания. Наша задача, чтобы от этой формальной веры перейти к осознанной, глубокой вере. Если это случится, то у нас не русские будут в ислам уходить, а мусульмане, может быть, начнут переходить в православие целыми родами, как это было в XVI – XVII веках. Посмотрите, как много народу в России приняло православие естественным образом! И ведь никто не навязывал его силой. Потому что насилие – признак слабости. Православные никогда не навязывали силой своей религии. Более того, в царской России запрещалась активная миссионерская деятельность в районах, где жили мусульмане. Была четкая позиция государства – храм строится для русских, донимать местных жителей вопросами веры нельзя. Но нужно так организовать богослужение, так показать истину православия, чтобы они пришли и ахнули... и сами добровольно приняли православие, попросили православных наладить им жизнь. При этом возникало и полное доверие к «белому» царю.

Благодаря русской эмиграции православие на Западе имеет огромную популярность. Это не значит, что католики или протестанты становятся православными, это просто означает факт нашего культурного превосходства. В этом плане мы – в фокусе религиозных чаяний всего человечества.

– Сами вы каким образом пришли к Богу?

– Меня к Богу принесли на руках, когда мне было несколько месяцев. Родители мои, преподаватели МГУ, не были верующими. Но бабушка, внучка священника, грудным ребенком отнесла меня в церковь в Можайске к о.Борису Пономареву. Это удивительный человек, он крестил меня, и потом, когда мы летом приезжали к бабушке, я постоянно ходил с ней в храм. На всю жизнь запомнил ангелов, которые были написаны на сводах. Как я сейчас понимаю, это были самые счастливые моменты моей жизни.

Еще в школе многие мои одноклассники хотели где-то раздобыть Библию. Мне посчастливилось купить Новый Завет, прочитать Евангелие. Не могу сказать, что я как-то сильно изменился после этого. Но уже через полгода был в церкви. Многое повлияло на воцерковление. Один мой друг был верующим, ходил в храм. Я видел, как он стал меняться в лучшую сторону, это на меня сильно подействовало. За ним КГБ следил

, пытались напугать, и в школе прорабатывали, а он взял и в семинарию поступил. В соседнем доме жил известный ныне апологет православия дьякон Андрей Кураев. В то время он был референтом Патриарха, готовил для Святейшего различные материалы. И вот после этой работы, после лекций в различных вузах он имел обыкновение каждый вечер заходить в нашу школу и отвечать на какие-то злободневные вопросы. На его беседы приходило человек десять, в том числе и я. Это предопределило мой дальнейший путь.

– Вы считаете, что именно в молодом возрасте лучшая пора для прихода к Богу?

Вот я читаю курс лекций по православию в университете для студентов, среди которых есть и буддисты, и мусульмане из других стран. Вы бы видели, какими глазами смотрят на репродукции русских икон те же индонезийцы (там все мусульмане). На литургии совершенно ничего не понимают, а стоят как завороженные. Конечно, после наших встреч и семинаров мы не сделали их христианами, но мы влюбили их в православие, они поняли, что Россия – это не страна скинхедов, а страна великой культуры. Этому миссионерскому подходу надо научить нашу молодежь, чтобы не обижать негров или кого-то там еще.

В эпоху глобализации границ нет. Мы должны донести нашу веру до всего мира. Интернет нам такие возможности дает. Или Голливуд окажется на первом месте по демонизации всего мира, или мы сможем ответить на этот вызов и показать миру красоту православия, которое из России распространится на весь мир. Опыт показывает, что надежда на изменение такой ситуации, по крайней мере в России, у православных есть. Там, где в школах ведутся православные воспитательные дисциплины, статистика абортов, внебрачных и добрачных связей, суицидов, наркомании гораздо ниже.

Беседовал Е.СУВОРОВ


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга