ПОЧТА

НИКОГДА НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ!

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Меня волнует, почему у нас так много брошенных детей? Хочу написать о своем детстве.

Хотя меня воспитывали сестра, пионерия, комсомол и партия, я, тем не менее, всегда чувствовала, что меня кто-то охраняет. Мама умерла, когда мне было 4 года 9 месяцев, сестре Нине – 7 лет, брату Диме – 11 лет и самой старшей сестре Шуре – 16 лет. И вот представьте. Тверская область, глухая деревня в пять дворов, до железной дороги 50 километров. Был 1946 год, третий день Пасхи (какое число не знаю) – и умерла мама. Папы тоже нет – все мужчины в нашем роду погибли на фронте. Наступил страшный голод. Однажды рано утром просыпаемся, сестра Шура ставит нас на колени перед иконой, и мы молимся. Потом садимся за стол, она вытаскивает из печи чугун с кипятком, льет в него одну ложку молока (корова должна была отелиться), и мы пьем эту воду.

Я не помню, чтобы прежде мы молились вот так. Но икона в доме давно была. Она попала к нам из храма вместе со священником, которого папа взял к себе домой, когда закрыли церковь. Священник был очень больной, и хотя родители за ним ухаживали, он умер. А икона осталась.

Прошло много-много лет. Все мы выросли, у всех крепкие семьи. И сейчас меня удивляет мудрость 16-летней Шуры. Почему сестра не отдала нас в детдом – ни сразу после смерти мамы, ни потом, когда было очень трудно? Однажды я спросила Шуру об этот, она ответила: мысль «отделаться» от нас ни-ког-да не приходила ей в голову. И вот что рассказала. На похороны мамы приехали родственники из Ленинграда и Москвы, и они посоветовали обратиться в детдом – там хоть будут кормить, а что делать детям одним в глухой деревушке? Сестра ответила: «У нас разный возраст, значит, нас там разъединят, и мы потеряемся. Нет, я буду сама опекать брата и сестер». Больше мы родственников никогда не видели...

Сестра говорит, что в ту пору мы пухли от голода. Но я почему-то не помню чувства голода. Ярче всего в память врезалось то раннее утро, когда еды совсем не было: Шура ставит нас на колени, и мы молимся...

Каково было нашей 16-летней сестре, трудно представить. Когда мы уже стали взрослыми, она призналась, что от отчаяния попыталась однажды «сбежать». Выпила какую-то отраву и легла на печь – умирать. И тут то ли сон, то ли явь. Появились три ангела, говорят: «Что ты надумала? Ты не умрешь, но будешь жить. Все вырастут, и все у вас будет хорошо».

Как мы выжили, знает один Бог. Чужого брать мы не умели, просить тоже – мама, умирая, просила нас не становиться побирушками и просить только у Бога. И Шура не забыла ее слов! Удивительно: в детстве мы никогда не болели. И я вспоминаю то время почему-то с радостью, потому что детство у меня было прекрасное – ведь сестры и брат меня очень любили.

А сейчас мы живем далеко друг от друга. Нина – в Тверской области, Дима – в Эстонии, я – в Ленинградской области, Шура – на Украине в Черновцах. Теперь видимся редко, а жаль.

Пожалуйста, сообщите, когда была Пасха в 46-м году, чтобы поминать маму.

М.Е.МАХРОВА
Ленинградская обл.

От редакции: Дорогая Мария Егоровна! В 1946 году Пасха была 21 апреля.

* * *

Дорогая редакция газеты «Вера»! Поздравляю вас с Новым годом! Успехов вам, и пусть Господь сопутствует вашему творчеству!

А я хотела бы вспомнить из дней минувших одну историю. Это было в начале мая 1959 года – самое атеистическое время. Мы с семьей – мама, муж, брат, дочка и я – на сыктывкарском кладбище навещали могилу моего папы, участника трех войн, партизана Великой Отечественной войны. Поклонились, привели в порядок могилу, поправили венки, цветы. Вдруг слышим... песню. Мы переглянулись: на кладбище, где должен быть покой, – песни? Подошли с мужем ближе. У одной из могилок перед крестом на коленях стояла старушка и своим звонким дрожащим голоском старательно выводила слова молитв на мелодии советских композиторов. Менялась молитва – менялся и мотив. Мы стояли как вкопанные, не могли шелохнуться. Исполнив свой ритуал, старушка встала, перекрестилась, стряхнула с юбки и фартука землю и бодро, не обращая на нас внимания, как ни в чем не бывало засеменила к выходу. По дороге мы обменивались своими мыслями: «Находчивая конспираторша понимала, что продолжаются гонения на православие, а ей так необходимо было помолиться, помянуть родного человека, вот она и избрала свой метод...» До сих пор в моей памяти та картина: смелая старушка, ее молитвы на мотив песен советских композиторов. Такое не забывается. Православная вера жила.

Тем обиднее, что сегодня наши русские люди уходят в секты. Хотелось бы сказать о иеговистах: такт по отношению к ним должен остаться позади. Они, как надоедливые мухи, пытаются проникнуть в головы, в сердца. Они достойны резкости с нашей стороны.

С любовью о Господе – И.Н.КОЛЕГОВА

* * *

Здравствуйте, дорогие создатели газеты «Вера» и верные ее читатели! Внимательно прочла ваши «Мезенские обеты» – и будто вместе с вами совершила этот путь... За державу, конечно, обидно – исчезают деревни, а теперь вот и села вслед за ними... Хочется вспомнить стихотворение нашего земляка Сергея Чарушина, который рос на Арбажской земле, но, как очень и очень многие, покинул свой край. Стихи его, словно плач по родине, перекликаются и с вашими путевыми заметками:


Так хочется встать на колени,
Чтоб снизу, как в детстве босом,
Увидеть высокими сени,
Огромным – родительский дом,
Увидеть на родине малой
Пригорок деревни большим,
Чтоб вновь необъятнейшим стало
То поле и небо над ним,
Чтоб папа присел на крылечко,
Извечный окурок смоля,
А мама достала б из печки
Ватрушки с припеком угля,
Чтоб мыла сестренка ступени,
Сгоняя хмельного отца.
Так хочется встать на колени...
Но нет ни сеней, ни крыльца.

Хочется думать и тайно надеяться, что земля наша – как бы «под паром», то есть ждет часа своего, ждет добрых хозяев, своих, не чужеродных. Сейчас Россия более всего нуждается в подвижниках, в таких людях, как Наташа Рюмина из Койнаса, как тот батюшка из-под Кирова, который собрал бомжей и подвигает их к вере. Удивительно, с каким покорным равнодушием наш народ взирает на происходящее вокруг! И каждый говорит: а что я могу? а нам не дают... Еще очень нужны такие тихие и скромные люди, как Наталья Марченко из Кировской области, автор заметок «Учусь у природы». Это духовные подвижники. Они учатся у природы, а мы учимся у них. Низкий поклон Нине Михайловне Лосевой, героине статьи «Стариковское житье», и всем, кто трудится в подобных домах-интернатах. Радостно осознавать, что не все так мрачно, что есть люди, которые ради служения Богу отказываются от машин подаренных, домов, как отец Игнатий из Максаковки в Коми республике (статья «Хорошо с Богом»). Да хранит всех Господь на многая и благая лета.

С уважением, Г.ШИШКИНА
п.Арбаж Кировской области

СЛОВО БЛАГОДАРНОСТИ: читатели – читателям

Дорогая редакция! Разрешите через вашу газету от всей души поблагодарить всех тех, кто помог мне, внес немалую лепту и откликнулся на мою просьбу о помощи на лечение и восстановление здоровья. Огромное спасибо Л.А.Шелягиной, М.Н.Богданову, Л.И.Кашниковой из Архангельской обл., Н.Аристовой из Пермской обл., М.С.Кропотиной из Кировской обл., Ш.Хлилининой, Митюшевой из Сыктывкара, Л.В.Голосовой из Троицко-Печорска, М.В.Ефимовой из Санкт-Петербурга и А.В.Андреевой из Ленинградской области. Всем хочу пожелать доброго здоровья и благополучия в семье. Да защитит и сохранит вас Господь.

Р.Б. ДМИТРИЙ
с.Ношуль, Республика Коми.

* * *

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Пишет вам Ольга Татаринова из г.Нижневартовска. Большое спасибо за то, что вы напечатали мое письмо. Я хотела бы через вашу газету поблагодарить всех, кто откликнулся на просьбу о помощи для моего сына. Большое вам спасибо от всего сердца. Личную благодарность хотела передать Кубик Людмиле Александровне (Республика Коми), Ефимовой Марии Владимировне (Санкт-Петербург), Левадневой Александре Ивановне (Республика Коми), Осиповой Татьяне (Санкт-Петербург), Андреевой Лидии Васильевне (Ленинградская область), Масленниковой Елене Викторовне (Санкт-Петербург), Фигун Любови Николаевне (Республика Коми), Полозовой Александре Александровне (Санкт-Петербург), Николаю Семеновичу из г.Ставрополя (фамилия неразборчива), Мазиным Ивану и Элеоноре (Ленинградская область), Мишину Василию Ивановичу (г.Пенза), Ивановой И.И. (Санкт-Петербург), прихожанам храма Покрова Пресвятой Богородицы (г.Коркин Челябинской обл.), семье Красновых (Санкт-Петербург). И всем тем, кого, возможно, пропустила.

Большое спасибо. Дай вам Бог сил, счастья и здоровья.

* * *

Здравствуйте, редакция газеты «Вера»! Я посылала в вашу газету просьбу о помощи, т.к. я инвалид I гр. – прогрессирующая наследственная болезнь. Но мне пришли переводы от хороших, сердечных людей. И я хочу через вашу газету написать слова благодарности Л.Н.Ауляпиной (г.Пермь), Ш.Хлилининой (г.Сыктывкар), М.С.Кропотиной (п.Уни), Н.Н.Конину (г.Верность), Л.И.Кашниковой (г.Северодвинск), А.Холиной из Урьели, Л.Б.Андреевой (г.Всеволожск), Н.И.Халявиной (г.Приозерный), Л.В.Голосовой (п.Троицко-Печорск). Огромное, сердечное спасибо этим людям! Я нашла массажиста, и мне на дому сделали 10 сеансов массажа ног. Мне немного легче стало ходить. И часть денег пошла на оплату долга за газ. Когда приходили переводы, я плакала и в тоже время радовалась, что есть на свете люди, которые могут хоть немного помочь инвалидам. Нам с сынулей живется нелегко. Пенсия – 2 тыс. руб. Из них 600 руб. ежемесячно плачу за газ и 600 руб. уходит на проезд + питание в месяц сыну, он учится на автомеханика. Так что остается 800 руб. Как хочешь, так и живи. О себе задумываться приходится меньше, лишь бы сын не голодный ездил в училище.

Еще раз спасибо всем большое. Здоровья вам, успехов и всех благ, да храни вас Бог!

С уважением, В.Б.ЧЕЧКИНА

 

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга