ХРОНОГРАФ

ДОИГРАЛИСЬ

Вот уже более недели в заголовках новостей – погромы, связанные с опубликованием карикатур на пророка Магомета. А ведь в начале всего этого было желание самое благонамеренное: издать детскую книгу о жизни пророка, чтобы содействовать религиозной терпимости в датском обществе. Разговоры о дискриминации исламского меньшинства там ведь тоже очень популярны. Однако поиски автором иллюстратора оказались безуспешны, художники вспоминали, что изображения Магомета мусульмане, мягко говоря, не приветствуют, и ссылались на судьбу голландского режиссера Тео Ван Гога, убитого исламским фанатиком. Узнав об этой ситуации, редактор отдела культуры одной датской газеты решил провести опыт: заказал карикатуры на пророка с тем, чтобы проверить, сколь силен этот страх.

И вот что мы имеем на сегодня: ежедневные демонстрации арабов, сожженные консульства европейских стран, десяток убитых в беспорядках, разрыв дипотношений, бойкот датских товаров, извинения, которые никто не желает слышать, карикатуристы, живущие под круглосуточной охраной…

Реакция на события в России была на удивление однородной: осудив карикатуры как провокацию, говорили о религиозных чувствах и одновременно – о необходимости благоразумия, об использовании мусульманских толп радикалами и Ираном… Но думали каждый о своем: дипломаты о сохранении влияния в арабском мире, политики – о возможности перекидывания огня демонстраций на российскую территорию, общественные деятели – о политкорректности. О том, что попрана святыня, говорили мало, потому что само это слово – не из политического лексикона.

В первые дни разворачивающегося скандала оживились было и наши провокаторы. Как сообщила «Русская линия», недавно осужденный Таганским судом за организацию разжигающей религиозную вражду выставки «Осторожно, религия!» директор музея им. Сахарова Ю.Самодуров заявил: «Мы должны показать всему миру, что Россия с Европой, что для нас свобода творчества и самовыражения важнее догм религиозных фанатиков!» Он сообщил также, что выставка этих самых карикатур запланирована в музее на март. Однако по мере развития конфликта смелости у автора идеи поубавилось и предположение о выставке было опровергнуто.

Высказала свою позицию и Русская Церковь. Секретарь ОВЦС прот. Михаил Дудко заявил: «Мы считаем, что оскорбление религиозных чувств… – вещь недопустимая. В этом смысле мы полностью солидарны не с обидчиками, а с обижаемыми». Православные верующие, продолжил он в интервью «Интерфаксу», отчетливо осознают, что в случае публикации карикатур «острие иронии» направлено не столько против ислама, сколько против религии вообще, а «сплоченная реакция исламского сообщества может в определенной степени послужить примером и для христиан, которые, увы, далеко не всегда так единодушно реагируют на оскорбления своих святынь».

Нельзя сказать, что христиане не вступаются за свои святыни. В прошлом году верующие в Британии пытались сорвать гастроли шоу «Опера Джерри Спрингера», в котором Спаситель представлен в виде извращенца. Нынче продюсеры шоу вновь открывают гастроли: по их мнению, его показ демонстрирует свободу слова. Так что возможность побороться христианам они предоставляют – и делают свои грязные делишки.

Здесь следует напомнить, что для современного Запада «свобода слова» – один из столпов общества, причем главных, сродни первым Моисеевым заповедям для христиан. Это неизбежно должно было произойти: в обществе, забывшем свои христианские основы, их место занимают достижения демократии типа «свободы слова» – действительно ценные завоевания, но все же относительные, имеющие «человеческое» происхождение. Свободы закрепляются в законах, и начинает казаться, что так было от века и будет всегда…

Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Стремительно меняется мир, меняется демографическое положение и в самой Европе, и все чаще оказывается, что «заповеди демократии» совсем не аксиомы, например, для мусульманской уммы.

Озадаченный немецкий журналист пишет: «В пятницу счел нужным вмешаться Госдепартамент США. Он обрушился на публикации карикатур, назвав их неприемлемым подстрекательством к религиозной ненависти. Это особенно примечательный момент: правительство Соединенных Штатов, которые любят считать себя родиной свободы слова, диктует европейским журналистам, чего они не должны публиковать... В этом джихаде из-за юмора люди, которые требуют толерантности от других, сами же толерантность попирают. Они хотят, чтобы немусульмане в Европе жили по мусульманским правилам», – восклицает журналист (цит. по inopressa.ru).

Бедный европеец! Он никак не возьмет в толк, что коль скоро «немусульманские правила» писаны людьми, значит, с уходом этих людей, с уменьшением их веса, как это происходит во все более исламизирующихся странах Европы, «правила» можно изменить. Спрашивается, а почему бы иммигрантам не принять их? Да потому, что они ничего не стоят и за ними не стоит никакой силы! Разве может продукт ума обычного европейца устоять перед божественным глаголом пророка?

Надо заметить, что «свободу слова», «неприкосновенность личной жизни» и много еще чего в Соединенных Штатах уже «сдали» – хотя бы тем же законом о патриотизме, принятым после взрывов 11 сентября. Другое дело, что там иерархию «заповедей» американской демократии быстро перестроили: национальная безопасность превыше всего, но и свободе слова отведено почетное – но отнюдь не главное место. Правда, и при этом американские устои трещат под напором шокирующих нововведений: то эвтаназию узаконят, то однополые браки…

В Европе дела обстоят хуже – иерархия никак не выстраивается, и на глазах изумленных европейцев незыблемые «заповеди демократии» входят в жесткое противостояние между собой. Свобода слова все решительнее входит в противоречия с религиозной терпимостью, а свобода совести очевидно теснится свободами разных «меньшинств». Чего стоит только принятая Европарламентом 18 января резолюция в защиту прав гомосексуалистов и «однополых союзов», которая грозит санкциями к государствам ЕС, недостаточно «поощряющим» содомию. Как прокомментировал это митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, «документа в нравственной сфере, подобного этому, Европарламент еще не принимал».

Невольно вспоминается безуспешная борьба католиков за включение в конституцию единой Европы упоминания о христианских корнях европейской цивилизации, – может быть, эти корни и в самом деле уже настолько мыши подгрызли, что и упоминать нечего?

…Весь XX век Европа училась на ошибках России и ее трагической судьбе. В новом веке, похоже, у России появилась уникальная возможность учиться на чужих ошибках. Ну, хотя бы выучить один урок: одних только намерений не оскорбить чужую религию мало; чтобы этого не произошло, нужно иметь святыню самому.

И.ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга