ВЕРТОГРАД

«УРОКИ ЗАПАДА НАМ ВРЯД ЛИ ПОМОГУТ»

Из выступления президента Российской Академии образования Н.Никандрова
на XIV Рождественских чтениях

«Рождественские» истории

Получив недавно поздравление от Президента страны В.В.Путина, я порадовался не только тому, что это – поздравление от высшего должностного лица, но и тому, что это было поздравление с Рождеством.

Вместе с тем не все так радужно... Уже не раз говорилось о том, что видят дети на общедоступных телевизионных каналах, что они слышат по радио. Вспомним некоторые относительно недавние «шедевры» этого творчества. Вот Дед Мороз сбежал из колонии строгого режима. В другом так называемом «рождественском» сюжете Дед Мороз женится на Снегурочке. Естественным последствием этого неестественного брака были роды Снегурочки, показанные с известной долей натуралистичности в еще одном предновогоднем ролике. Родился при этом новый, 2006 год. В некоей радиопередаче поется песня «В лесу родилась елочка» в таком варианте, который не только здесь, но и вообще в пристойном обществе нельзя произнести. Многие видели в рекламе толпу беснующихся Дедов Морозов – они в диком восторге от нового телефонного тарифа. А в Мариинском театре из балета «Золушка» на замечательную музыку С.С.Прокофьева зритель узнает, что Золушка была из семьи потомственных алкоголиков, а принца пытались увлечь не только девушки, но и юноши.

Я беру только то немногое, что прямо связано с рождественскими или сказочными персонажами и предрождественским репертуаром последних лет. О том, что увидит и услышит, чему научится ребенок и подросток из бесчисленных реалити-шоу, фильмов с насилием и вынесением на публику различных интимных подробностей нашей жизни, я уже не говорю.

Разумеется, любой из этих примеров, взятый в отдельности, можно было бы назвать просто мелкой пакостью. Но все вместе, бесспорно, они составляют уже некоторую сложившуюся в последние годы систему социализации. И эта система социализации, т.е. воспитание самой жизнью, ее традициями, стилем и ее уроками, к сожалению, не помогает школе, которой и так непросто сейчас сеять разумное, доброе, вечное. Более того, она, эта система социализации с такими мощными инструментами, как средства массовой информации, во многом противоположна урокам школы. И я не удивлюсь, если вдруг насмотревшийся таких передач малыш в том нежном возрасте, который даже и в наш так называемый просвещенный век еще может верить в Деда Мороза, на вопрос о том, кто же такой этот Дед Мороз, ответит – да бандит какой-то. Что уж он скажет про Снегурочку, увидев ее в некоторых так называемых предрождественских передачах, предположить не берусь.

Будем справедливы. На телеэкранах и по радио, в журналах и газетах можно увидеть, услышать и прочитать не только это. Можно увидеть рождественскую службу с участием Его Святейшества Патриарха, можно купить в магазине компакт-диски, на которых известные актеры читают русскую классику, можно посмотреть хорошие фильмы и спектакли. Издается и русская, и зарубежная классика, хотя несравненно меньшими тиражами, чем криминально-развлекательное чтиво. В прошлом году издана Библия для малышей («Библия для малышей. Для самых маленьких». – М., 2005 г.). Но ведь все это хорошее надо выбирать, выбирать по крупицам и, если хотите, со знанием дела, зная, где что искать.

Наивно было бы ожидать, что какой-то системой логических убеждений мы сможем изменить содержание основного блока передач СМИ. Убеждать владельцев телеканалов изменить их репертуар – это все равно что пытаться убедить их отказаться от существенной части своей прибыли. Результаты такого убеждения легко предсказуемы. По сути, мы имеем дело с проблемой всей страны, проблемой общегосударственной, требующей вмешательства самых высоких уровней власти.

Мы много говорим о свободе, с гордостью вспоминаем, что, согласно статье 29 российской Конституции, цензура запрещается. Таким образом, желающие бесконтрольно заполнять экраны всяческим непотребством хорошо защищены юридически на самом высоком уровне, ибо Конституция есть высший закон. Но защищены ли так же хорошо дети и молодежь, на которых прежде всего и оказывает свое отнюдь не благое влияние эта информация?

Есть и другая, 55-я, статья, согласно которой «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом... в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». С тех пор как была принята наша Конституция, и в Европейском Союзе, и в США после террористического акта 11 сентября 2001 года были приняты различные законы и установления, фактически вводящие цензуру даже по мотивам безопасности, т.е. по политическим мотивам. Цензура по мотивам нравственности в Европейском Союзе введена еще раньше. Введены и разного рода ограничения свободы, введены телефоны доверия с призывами доносить о подозреваемых. Так, после террористических атак в Англии в июле 2005 года там можно было увидеть такой лозунг: «If you suspect it, report it». То есть: «Если подозреваешь – донеси». В США вообще, а после сентября 2001 в особенности, порядок во многом держится на жестком полицейском насилии. Когда оно по каким-то причинам ослабляется, проступает истинная картина. Это хорошо было видно в сентябре 2005 года после урагана «Катрин», который затопил Новый Орлеан. Там было массовое – именно массовое! – мародерство, и полиции был отдан приказ стрелять без предупреждения на поражение.

Но для нас важна прежде всего безопасность нравственная. Понятно, что изменения Конституции – дело очень ответственное. С другой стороны, мы хорошо знаем и то, что, когда приняты общие политические решения, наши законодатели идут на множество поправок к действующим законам. Так, например, было с законодательством о монетизации льгот, об образовании, о некоторых других аспектах нашего права.

Мы с вами знаем, что и в Думе, и в Совете Федерации, и в Администрации Президента страны есть наши единомышленники в этом вопросе. Со своей стороны, могу заверить, что в Российской академии образования проведены исследования, которые вполне обоснованно, со ссылкой на факты и примеры, показывают серьезность ситуации, и этот материал мы готовы предоставить.

Я уверен, что вместе мы в конечном счете добьемся успеха. Уверен также и в том, что быстрого решения – например, принятием хорошего закона – здесь нет. Еще раз вспомним, какие серьезные, в том числе финансовые, интересы задействованы в противоположном направлении. В российском учебнике по средствам массовой информации проводится мысль, хотя и со ссылкой на зарубежный опыт, что они подчинены двум основным движущим силам – получение прибыли и достижение власти – и что они берут на себя роль производителей общественного мнения («Средства массовой информации постсоветской России». Уч. пособие под ред. Я.Н.Засурского. – М., 2002 г.). Потребуется наша общая, кропотливая и, возможно, длительная работа.

На Запад уже не едут

А Церковь является для нас достойным примером последовательности и настойчивости в отстаивании благих духовно-нравственных целей. Вспомним, как пострадавшая от репрессий и преследований атеистической власти Церковь выступала в поддержку народа, армии и власти в годы Великой Отечественной войны. А на три столетия раньше Патриарх Гермоген принял мученическую смерть, не пожелав стать предателем интересов Святой Руси в борьбе с захватчиками. Слова его послания к пастве потрясающи по силе убеждения и мужеству: «Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камне правды и веры стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!»

В большинстве школьных учебников истории эти факты не освещаются или лишь бегло упоминаются. А ведь это не только факты истории Русской Православной Церкви, это факты истории нашего народа, которые могут и должны воспитывать молодых в интересах служения Отечеству.

Мы в Российской академии образования стараемся принимать меры по укреплению патриотической составляющей образования. Только что одним из наших институтов в содружестве с Волгоградским университетом подготовлена книга «Патриотически ориентированное образование». Здесь уже во введении говорится о роли и традициях Русской Православной Церкви в патриотическом воспитании народа, в собирании русских земель, в защите Отечества.

Проводимые сейчас опросы общественного мнения показывают, что постепенно уменьшается процент школьников, которые хотели бы уехать на Запад или вообще не родиться в России. Но многое в воспитании молодежи мы уже потеряли в 90-х годах... Обращаясь к разрушительным идеям о том, что «Америка скоро будет здесь», стоит вспомнить, что опасность эту более полустолетия назад хорошо чувствовал наш православный философ И.А.Ильин. Я цитирую: «…расчленители России попытаются провести свой враждебный и нелепый опыт даже в послебольшевистском хаосе, обманно выдавая его за высшее торжество «свободы», «демократии» и «федерализма»: российским народам и племенам на погибель, авантюристам, жаждущим политической карьеры, на «процветание», врагам России на торжество». А еще раньше, в годы Первой мировой войны, министр просвещения граф П.Н.Игнатьев на заседании Государственной Думы говорил, что такое положение вещей (он имел в виду, в частности, наши поражения тогда на фронтах. – Н.Н.) проистекает из «того отрицательного отношения ко всему русскому, которое в течение двух столетий внедрялось в сознание русского интеллигентного человека, в котором с первых дней его существования всеми способами вырабатывалось постепенное убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения... Естественные и роковые последствия такого воспитания выразились в отсутствии веры в собственные силы, обидно пренебрежительное отношение к русскому языку, русской природе, русской культуре... и недостаточно развитом чувстве патриотизма».

Уж если учиться у Запада, то вспомним, что после теракта 11 сентября 2001 года американские законодатели, обычно работающие очень медленно, поразительно быстро приняли закон, который получил краткое название «Патриот США». Да и до этого закона в США невозможна была ситуация, когда в разных учебниках истории события, чувствительные для гражданского общества в стране (например, история рабства, война за независимость, роль США во Второй мировой войне), получали бы существенно разную, в том числе непатриотическую интерпретацию, как это случается в наших учебниках.

Если же брать собственно духовно-нравственную сферу, то здесь уроки Запада нам вряд ли помогут. Церкви там практически пусты. И, как недавно напомнил в своем поздравлении читателям «Известий» Святейший Патриарх, праздник Рождества Христова превратился на Западе «в выгодное коммерческое предприятие, да и само его название вытесняется из обихода». В частности, по опросам общественного мнения Церковь пользуется у нас значительно большим доверием, чем многие другие общественные институты. Так что не будем спешить на Запад за уроками духовности. Может быть, стоит обратить внимание на некоторые складывающиеся у нас традиции и порадоваться им.

Так, десять лет назад на Курской земле, пожалуй, впервые в России, стал складываться курс основ православной культуры. Потом с многими трудностями движение за преподавание основ православной культуры стало распространяться по всей России. И вот совсем недавно, 22 декабря 2005 года, Курская областная Дума утвердила Программу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Курской области на 2006-2010 годы. Мне представляется это знаковым событием. Законодательный орган светской власти принял воспитательную программу, существенной частью которой являются идеи христианского православного учения. Уверен, законодатели размышляли о том, как могут отнестись к этой программе представители других конфессий. И показано было, что в условиях добровольности и за пределами обязательной школьной программы здесь нет речи о нарушении светскости государства и образования.

О платном образовании

О том, что социальное расслоение на бедных и богатых в нашей стране есть и оно усиливается, говорилось не раз. Но чаще всего не говорится, что это расслоение – не естественный процесс, как влияние воды и ветра на рельеф в природе, он создан людьми, и при желании и политической воле в какой-то мере регулируем. Напомню, высшие руководители Русской Православной Церкви не раз выражали беспокойство по поводу социального расслоения. Прислушаемся к ним! И, самое главное, призовем к ним прислушаться богатых и влиятельных людей в России. Ведь современная Церковь не выступает против богатства как такового, но призывает богатых помнить и о тех, кому трудно, кто живет бедно, о традициях русского благотворения, о благотворителях. Ведь в России 88 тысяч долларовых миллионеров, мы по этому показателю уже вышли на восьмое место в мире.

Но вот посмотрим на своего рода учебник о том, как стать богатым и как богатым жить (А.Г.Свияш. «Хочешь быть богатым? Будь им!» – М., 2003 г.). Автор «разбивает» (как ему кажется) все мысли, которые приходят в голову человеку, еще не совсем принявшему его идеологию (например, такие мысли, как «деньги в жизни не главное», «я бедный, но гордый», «я получаю только «чистые» деньги» и т.д.). Соответственно, вторая глава так и названа – «Меняем свое мировоззрение». Сочувственно цитируются слова М.Амстердама «Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». Дается четкий ответ о том, надо ли думать о других, цитирую: «Ответ на этот вопрос очень прост: не тревожьтесь обо всех, подумайте о себе. Если благ на всех действительно не хватит, пусть хватит хотя бы вам». Дается такой, например, практический совет: «Каждое утро начинай с чтения списка самых богатых людей. Если тебя там нет, берись за работу». Автор также согласен с тем, что «главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, – это кошелек». Подход автора к благотворительности хорошо виден из названий некоторых параграфов: «Поменьше идеалов!» и «Где взять денег «святым». (Слово «святым» при этом поставлено в кавычки). Чтобы еще больше полюбить деньги, дается также практический совет писать оды в честь денег, даются и невероятные по своей не только идейной, но и поэтической примитивности примеры таких од.


Ах, вы деньги, деньги, баксы, рублики,
Слаще меда вы, вкусней, чем бублики,
Всегда вас жду, желаю и хочу,
Как пожелаю, непременно получу.
Когда вы есть, спокойней и теплей,
И чем вас больше, тем на душе светлей.

Подумать даже страшно, что будет, если все возьмут себе за образец нравственности и поведения эти, с позволения сказать, ценные советы? Будет та самая «война всех против всех», о которой предупреждал английский философ ХVII века Т.Гоббс. Только он имел в виду первобытное человечество до образования общества и государства, а книги, подобные только что цитированной, призывают нас вернуться в дикость.

Мир непрост, во многом жесток. Свои требования к людям, их нравственному облику предъявляют всеобщая конкуренция и глобализация. Христианская нравственность помогает смягчить эти суровые законы, созданные человеком. Вспомним эпизод новозаветной истории, который кратко называют «изгнание торгующих из храма». Может быть, сегодня его стоит расширительно, а по сути, правильно понимать как призыв к тому, чтобы рыночная экономика не превращалась во всеобщую и единственную рыночную идеологию, определяющую все стороны нашей жизни? И здесь еще одно поле для сотрудничества школы и церкви.

Апостол Павел в Послании к Колоссянам призывал к взаимной любви и терпимости. Программы толерантности у нас есть, терпимости же, уважения и любви между людьми не хватает. И начало всему должно быть положено в семье и школе при поддерживающей роли государства и облагораживающем влиянии Церкви. Такое влияние тем более возможно – да оно и чувствуется! – по опросам общественного мнения, от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75% – православные, 16% – мусульмане, 4% – протестанты, 2% – буддисты, 1% – иудаисты, 1% – язычники, нетрадиционные религии все вместе – менее 1%, католики – менее 1% (Галицкая И.А, Метлик И.В. «Новые религиозные культы и школа». Пособие для руководителей образования и учителей. – М., 2001 г.).

Давайте вспомним слова Иисуса Христа: «…кто соблазнит одного из малых этих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской» (Мф. 18, 6). Конечно, будем понимать это в духовном смысле – как осуждение тех вольных и невольных примеров разработки и пропаганды развращающей молодежь информации, которых, увы, немало.

Еще Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Нас здесь больше, нас много собралось в этом зале, и даже малую часть наших единомышленников этот большой зал не вместил бы. Это вселяет надежды на успех в великом деле духовного возрождения нашего Отечества.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга