ВОПРОС – ОТВЕТ

«КАК МНЕ ИМ ПОМОЧЬ?»

Добрый день, уважаемая редакция газеты «Вера»! Выписываю газету шестой год и каждый номер жду с нетерпением. Решилась написать вам – вероятно, вы найдете возможным ответить на волнующие меня вопросы. Мы, мирские люди советского времени, в основном так уж привыкли, что, пока живем, мало беспокоимся о конце жизни. А когда человек умирает, хороним, не особенно задумываясь, что же потом, за гробом? Недавно прочитала книгу иеромонаха Серафима Роуза «Душа после смерти». Получается, что если человек и был крещен, но не ходил в церковь, не исповедовался, не причащался, – одним словом, не соблюдал заповеди Божии, то он не православный христианин и за него молиться можно только дома? А мы, наверное, многие, если только хотя бы был крещен, стараемся отпевать, служить панихиды, поминать именно с помощью Церкви для существенной помощи усопшим. А как же быть, если человек не был крещен? Моя родственница увлеклась алкоголем. Я не сумела ей помочь, и креститься она не захотела, умерла в 32 года. На могиле ее поставила православный крест, хотя батюшка и не советовал; подумала, что пути Господни неисповедимы, а вдруг это малое тоже может помочь ее душе?

Хотелось бы узнать, можно ли куда-либо обратиться за умерших вне Церкви родных (а их немало), чтобы за них прочитали сорокоуст? Знаю, что подвиг этот велик и не каждому под силу.

Р.Б.Светлана

Прокомментировать это письмо мы попросили иерея Пафнутия Жукова, настоятеля подворья Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря в Сыктывкаре:

– Мы должны молиться за всех. Господь утвердил Церковь во спасение, и мы не можем разделять людей на «наших» и «не наших». Вспоминается из церковной истории такой эпизод. Когда в 1918 году большевики начали штурмовать Кремль, обстреливая его из тяжелых орудий, там шло заседание духовенства. И вот один из епископов встал и предложил помолиться за убиенных. Ему возразили: «Но ведь среди них есть и большевики!» На что этот епископ заметил: «В себе мы должны их всех примирить». Отец Иоанн Кронштадтский молился за иноверных, когда они его об этом просили. Вот это и привлекает к нашей, Православной, Церкви людей – неосуждение, не «вынесение приговора», а милость и мир, которые заповедал нам Господь. Он Сам будет судить Своим судом, не человеческим. Мы все грешны – поэтому должны молиться за всех: и правых, и неправых.

Поэтому следует отпевать даже тогда, когда человек сам виноват в своей смерти, как в случае, описанном Светланой. Я сам не раз сталкивался в своей священнической практике с тем, что человек пил горькую и каялся в этом, но не было сил порвать – и сгорал. Что поделаешь, слаб человек. Некоторые батюшки строже в этом вопросе, не соглашаются отпевать таких, загнавших себя в могилу. Но я вижу в этом осуждение. Повторю: не мы судим. То, что очевидно нам, иначе смотрится в глазах Божиих. Но вопрос личного мнения батюшек тут тоже важен. Св.Пафнутий Боровский изгонял из монастыря за неправильное суждение о вероучении. А вот другой пример – св.Макарий Великий. Как-то собралась братия и указала на одного монаха: «Этому среди нас не место». Преподобный Макарий кротко сказал на это: «И аз грешный» – и вышел.

«МЕГАФОН» НА КОЛОКОЛЬНЕ

Уважаемая редакция! Обращаются к вам прихожане Троицкого собора г.Яранска. Не так давно на колокольне нашего прекрасного старинного храма были установлены передающие антенны телефонных сетей «Билайн» и «Мегафон». Мы обеспокоены этим – не связь ли это с космосом и разными темными оккультными силами? Некоторые даже боятся теперь молиться в Троицком храме и ходят в соседний, Успенский.

С просьбой ответить на это письмо мы обратились к секретарю Вятской епархии, священнику Александру Балыбердину:

– Увы, именно по причине нашей излишней боязливости и нашего суеверия атеисты называли нас, православных, таким словом – «мракобесы». Мракобесие – это как раз боязнь всего и вся. Конечно, колокольня храма не лучшее место для установки подобной передающей аппаратуры, потому что это вызывает смущение у людей. Но что же делать, если в Яранске мало «естественных высоток», необходимых для налаживания качественной телефонной связи. И вот что важно: ведь иногда именно сотовая телефонная связь может спасти человека – когда, например, нужно срочно вызвать «скорую» на улице. Сотовая связь служит людям.

Как известно, использование колоколен храмов на Русском Севере для мирских нужд – старинная традиция. В Поморье на колокольнях размещали огни маяков для морских судов, часто они служили в качестве пожарных каланчей. Возможно, именно так в прошлом использовали и колокольню яранского Троицкого собора, построенного в середине XIX века.

Как рассказал нам настоятель храма игумен Панкратий (Нагибин), соглашение с «Мегафоном» и «Билайном» обсуждалось церковной десяткой, после чего с сотовыми операторами был заключен официальный договор, по которому они перечисляют определенную сумму ежемесячно в приходскую кассу. И это будет не лишним для огромного храма, в котором вовсю идут строительные работы: в ближайшее время предстоит достраивать иконостас, а летом – перекрасить весь храм. В следующем году исполнится 10 лет, как мы начали восстанавливать этот, второй в райцентре, храм, размеры которого под стать столице. Мы поинтересовались у настоятеля, из-за чего часть прихожан перешла в другой храм: что, антенны осквернили внешний вид колокольни?

– Нет, антенны практически не видны снизу, а увидав их, сразу и не поймешь, что это технические приспособления. Просто это люди, крайне озабоченные проблемой ИНН, ошибочно посчитали, что установка антенн имеет какое-то отношение к электронному слежению. Думаю, со временем они убедятся, что это не так.

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга