ВЗГЛЯД

НЕ ПО УКАЗКЕ СВЕРХУ

Мысли после «объединительного» Собора Русской Православной Зарубежной Церкви

Я часто слышала утверждение от людей, критически настроенных, что нынешнее воссоединение Русской Православной Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью происходит по указке сверху – мол, Путин выразил такое пожелание и нашим иерархам пришлось откликнуться. К сожалению, так считают многие русские эмигранты на Западе. Они просто не ведают, что это объединение зародилось уже давно – и не «сверху», а глубоко в недрах нашей Церкви.

Много лет Бог мне дал общаться, дружить и быть ученицей тех людей, которых у нас называли «внутренними эмигрантами». Это были чудом сохранившиеся после ГУЛАГовских испытаний члены знаменитых «православных братств» 1920-х годов – и сейчас, и тогда я их называла просто «мои бабушки». Главный урок, который они мне дали на всю жизнь, – это урок братолюбия. Уже в глубокой старости они всячески помогали друг другу, например, ежемесячно отправляли денежный перевод подруге, сосланной в Караганду и так и оставшейся там без каких-либо средств к существованию. Они рассказывали мне о замечательных пастырях, которые поддерживали их в трудные блокадные дни в Ленинграде, о том, как приезжал в город на Неве митрополит гор Ливанских Илия и как они стояли на площади перед Князь-Владимирским собором и пели тропарь «Заступница усердная, Мати Господа Вышнего…»

И сейчас я представляю, как бы они расстроились, если бы прочитали статью австралийского протоиерея Сергия Окунева, клирика РПЦЗ, в которой черной краской вымазаны наши блокадные священники и Святейший Патриарх Алексий I. Не потому, что в этой статье заведомая ложь (профессор М.В.Шкаровский прекрасно, по пунктам опроверг возводимую на наше священство клевету). Но, прежде всего, они расстроились бы потому, что православный священник в этой статье проявил крайнее отсутствие братолюбия. О нашей Церкви он пишет так, как будто в ней не было сонма святых, прошедших свое поприще в советской России и бывших верными чадами Церкви, которую он называет «номенклатурной». Словно бы и сейчас у нас только «номенклатурные батюшки и архиереи»...

К сожалению, не раз приходилось наблюдать, как происходит заражение бесчувствием к истории Отечества на примере моих друзей, уехавших на Запад. Хотя они не перестали быть верующими (ходят в храм, некоторые даже поют на клиросе) и раз в год обязательно приезжают в Россию, состоят с друзьями в постоянной переписке, – бесчувствие коснулось и их. По большому счету, наша, русская, жизнь им уже не понятна, все воспринимается через какое-то усвоенное на Западе клише. Беда этих людей в том, что они живут с неким виртуальным образом нашей Церкви, нашего прошлого и настоящего. Жизнь движется, идет вперед, а виртуальный образ тяготеет над сознанием и не дает увидеть живую реальность.

Между тем от тех же моих православных русских друзей, оказавшихся за рубежом, я знаю, что в отрыве от Матери-Церкви их храмы уже теряют церковнославянский язык (во многих православных храмах Америки служба идет на английском языке), теряют традиции. Они признаются: «Нас поедает Америка, мы уже заражены американским образом жизни, нам нужно обновиться, мы в состоянии кризиса». Такие признания я получала из Наяка (Аляска), когда там в 2003 году проходила встреча наших клириков с клириками РПЦЗ.

Простые прихожане надеются на то, что, наконец, официально им разрешат причащаться в наших храмах, когда они будут приезжать в Россию. Неофициально это происходит уже давно, и тут нечего скрывать. Старшее поколение русских эмигрантов никогда молитвенно не порывало с Отечеством.

Приведу примеры из своего личного опыта.

В конце 1980-х годов от моей подруги, несколько раз бывавшей по приглашению в православных приходах в Австралии и привозившей оттуда книги (не знаю, каким чудом их пропускали таможенники), я получила замечательную возможность ознакомиться с собранием сочинений митрополита РПЦЗ Антония (Храповицкого). Чтение этих книг стало настоящим открытием целого мира. Потрясла не только личность митрополита, но и свидетельство о том, что «Русь еще жива», что в рассеянии по всему миру живут православные христиане, которые хранят в своем сердце любовь к той «России, которую мы потеряли». И не только в сердце хранят, но и преумножают ее в своем творчестве, адресованном всем русским людям. Может быть, впервые именно после чтения митрополита Антония пришло осознание того, что надо хранить свою русскость как Богом данное сокровище.

И все-таки для православного человека, для его упования главное не статьи и книги, а живое Божие свидетельство. И такое свидетельство о правде Святой Руси, которая жива в Русской Зарубежной Церкви, мы получили. Помню, как в 1984 году я приехала в Москву в гости к художнику Юрию Селиверстову (вечная ему память!), и он с волнением рассказывал мне о явлении Иверской мироточивой иконы, подарил литографию с иконы и ватку с миром, благоухание которого не иссякло и за двадцать с лишним лет.

Весть об Иверской мироточивой и ее самоотверженном хранителе брате Иосифе Муньосе вскоре охватила радостью многих в России. У нас тогда еще не происходило столько чудес с обретением мощей и мироточением, сколько стало происходить в последнее десятилетие. Мы ждали Иосифа в Россию. Для нас это стало бы знаком начала воссоединения с Зарубежной Церковью. Не дождались. Весть о мученической кончине брата Иосифа и о том, что икона «ушла», в 1997 году для нас прозвучала как горестный набат: «Уже позднее, чем вы думаете».

В том же году летом я побывала в Оптиной пустыни и получила там неожиданный подарок – фотографию с иконы брата Иосифа (в Оптиной твердо верят, что он был пострижен с именем Амвросия, в честь преподобного оптинского старца), написанную монастырским иконописцем. Русское сердце восприняло испанца, бывшего католика, мирянина Русской Зарубежной Церкви Иосифа Муньоса Кортеса, как родного, как одного из последних в великом сонме новомучеников Российских. Надеюсь, в ответ на эту любовь хранитель Иверской иконы просит сейчас Господа о восстановлении братолюбия на нашей земле и в той Церкви, к которой он принадлежал.

Так же, верю, молятся об этом и те первоиерархи, клирики, миряне Русской Зарубежной Церкви, которые мечтали о возвращении на родину, которые надеялись на то, что Россия будет освобождена от «вавилонского пленения» и тогда ничто не будет мешать восстановлению разорванного единства.

Людмила ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга