ЮБИЛЕЙ

СВЯТОСТЬ, НЕ ПОДВЛАСТНАЯ ВРЕМЕНИ

К 500-летию Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря

Лекарство от мечтательности

Вот уже девять лет моя жизнь связана с Александро-Свирским монастырем. В последние годы бываю здесь со своей семьей на всех больших праздниках. Приходилось жить и подолгу (все лето и во время всех школьных каникул). В первые годы, когда началось массовое паломничество, не хватало экскурсоводов. Мы с сыном и теперь вспоминаем то время как самое счастливое в нашей жизни. Нашей семьей тогда стал весь монастырь, мы жили с ним общей жизнью. Вместе стояли на молитве (особенно это молитвенное единство чувствовалось во время утреннего правила, когда читается акафист перед мощами прп.Александра), вместе работали (до сих пор вспоминаем авральные дни перед праздниками), вместе трапезничали, вместе читали и обсуждали новые публикации в православных журналах и газетах, вместе взрослели, переживали перемены и наживали традиции, вместе принимали паломников и туристов и решали какие-то проблемы, связанные с ними. Самым сильным переживанием в монастыре всегда были постриги, на которых Бог дал присутствовать, когда уже привычные нам Саши, Игорьки, Викторы превращались в отцов Макариев, Корнилиев, Никифоров.

Помню, как однажды после долгого перерыва я приехала в монастырь и спросила: «А где водитель Виктор?» И услышала в ответ: «Он скончался». Сначала перепугалась, но, недолго выждав паузу, мой собеседник добавил: «Нет теперь Виктора, есть отец Сергий». И нам действительно приходилось наблюдать настоящее таинство изменения, вернее, нового рождения человека и убеждаться в том, что меняется не только имя человека.

Уже в первые годы утвердился особый дух, или, говоря мирским языком, особая атмосфера в монастыре – бодрая, даже веселая и трудовая. Ничего показного, без приторной елейности, по слову: «где просто, там ангелов по сто».

Надо сказать, что для нас с сыном жизнь в монастыре стала настоящей школой житейской мудрости и разрушила, признаюсь, присущие мне от природы романтизм и мечтательность.

Тут я узнала, что немечтательную молитву нужно заслужить, ее нужно воспринять как благодать после многих телесных трудов. Вся братия во главе с настоятелем архимандритом Лукианом (Куценко) после утреннего молитвенного правила выходила на строительные работы, в летнее время работали целый день. Так продолжается и по сей день, батюшка любит шутить: «Как хорошо, что у нас есть белые ночи». За прошедшие годы полуразрушенные стены, пугающие прохожих черными пустыми глазницами окон и дверных проемов, превратились в белоснежный красавец-монастырь. Поначалу казалось, что тяжкий труд на монастырской стройке – это особенность нашего времени, а раньше монахи только молились и постились. Кто-то даже не без ехидства говорил (и говорит сейчас): «Что это за монашество такое, современное? Они прорабы, строители, но не монахи». Я и сама отчасти так же думала, пока наблюдала жизнь в монастыре со стороны.

Но после внимательного прочтения Жития преподобного Александра стало ясно: сам основатель обители, тайнозритель Святой Троицы, почти всю свою жизнь очень много физически трудился, более того – в монастыре он был прежде всего строителем (и от игуменства недаром отказывался): строил сначала деревянные храмы и кельи, потом каменные, служебные постройки, мельницу. Сам делал кирпичи, сам таскал воду.

В монастыре до наших дней сохранился памятник этих трудов преподобного – храм Покрова Божией Матери в Троицкой части, оконченный в год кончины преподобного – в 1533 году.

В Троицкой обители при жизни ее основателя каждый брат на ручных жерновах за ночь должен был измолоть для себя меру пшеницы. Потом, братией была выкопана 200-метровая глубокая протока, чтобы соединить два озера, поставить плотину и мельницу (часть этой протоки до сих пор служит напоминанием о том титаническом труде, который был проделан 500 лет назад, – безо всякой техники, лопатами, было поднято тысячи кубометров земли).

Своими руками преподобный Александр вырыл 12-метровой глубины колодец у входа в обитель. Своими руками вместе с братией (они сначала роптали и не хотели) месил глину для храма в честь Святой Троицы. Из Жития преподобного мы узнаем, что он всегда был впереди всех на самых тяжелых послушаниях. И сам вызывался на работу. Так, когда трапезник попросил его послать не занятого ничем монаха за водой на озеро, преподобный ответил: «Я свободен».

Примеров трудового подвижничества мы немало найдем в житиях многих наших святых. Потому что испокон века так было: не только общая молитва, но и общий труд создают братию монастыря.

Из Жития прп.Александра мы узнаем, что так же, как и современным настоятелям, ему приходилось искать жертвователей, когда началось строительство каменного Троицкого собора, – посылать монахов-просителей о помощи в Москву и Новгород. Приходилось и самому просить о пожертвованиях. Так, из рассказа об одном из прижизненных чудес мы узнаем, что святой после богослужения, на котором было особенно много народа, вышел к молящимся с просьбой о жертве на монастырь и собирал деньги прямо в подол фелони, а у одного из крестьян отвел руку, сказав, что из этой руки он не примет жертву, потому что он ее поднял на родную мать.

Вот так рядом соседствуют прозорливость и практические заботы. И это настоящая жизнь, а не романтические мечтания о том, что такое монастырь и каким он должен быть.

Связь времен

За все те годы, что я и моя семья связаны с монастырем, мы с удивлением наблюдаем то, что называют связью времен. И в наше время жизнь монастыря устраивается по тем же законам, что полтысячелетия назад. И дело не во внешности, а в духе. Так же тысячи людей стремятся к святому тайнозрителю Троицы, так же совершаются чудеса (о них я расскажу подробнее), так же кипит стройка, так же преображается местность вокруг, так же люди обретают почву под ногами, меняют образ мыслей, на опыте узнают, что значит два крыла в деле спасения – «труд и молитва», обретают покаяние и мир в душе, чувство соборности.

Мечтательный образ «настоящего монаха» связан с представлением о строгом одиночестве. А между тем именно в монастыре приходится вспоминать первоначальный смысл слова «общежитие» (ведь это изначально монашеское слово) – означает оно жизнь в большой комнате на 5-10 человек, с общим распорядком дня, общей трапезой и работой. В такой обстановке живут будущие монахи, которые трудятся на разных послушаниях. И именно в таких условиях проявляются человеческие характеры – особенно явственно «выпирают» эгоизм и саможаление. Но одновременно в такой обстановке шлифуются отдельные личности, складывается настоящее братство. Многие приезжают в монастырь из года в год (причем не из «ближнего света», а порой очень издалека), при этом некоторые, неожиданно для самих себя, обнаруживают вкус к монашеской жизни, просят отца настоятеля принять их в число братии.

Когда подольше понаблюдаешь за монастырской братией, приходит открытие: монахами становятся не потому, что убегают от тех, кто хуже тебя (не молится, в церковь не ходит, живет порочно), а потому, что себя считают хуже всех и хотят исправиться. А монастырь – лучшее место для этого труда. И не потому, что тут легче живется, а потому, что труднее.

Каждый приходит и приезжает из разных уголков страны именно в эту обитель потому, что тут есть «авва» – ее несменный игумен. Отец настоятель так и говорит: «Я только выполняю послушание, а делает все преподобный». И вся братия ощущает присутствие на освященной явлением Святой Троицы земле Ее избранника. И с каждым он говорит наедине.

Гроза бесов и людей неблагоговейных

Прп.Александр Свирский издавна прославляем как «гроза бесов». Не раз приходилось видеть, как подтаскивали к раке с мощами несчастных людей, одержимых злым духом, и слышать их крики, скрежет зубов, видеть терзания от приближения к святыне.

Памятен один случай, когда человек не был допущен к мощам уже на пороге монастыря.

Из клуба «Здоровье» в Петербурге приехала группа медиков, которые, как они говорят, занимаются нетрадиционной медициной. Когда они подъехали к монастырю и стали выходить из автобуса, одна из женщин упала на совершенно ровном, чистом месте, посыпанном песком. Два врача, которые были с ней, начали яростно скандалить: «Мы на вас в суд подадим! Это по вашей вине наша коллега ногу сломала!» Тогда мы стали настаивать, чтобы пострадавшую осмотрел наш врач в медпункте, чтобы приезжие не затеяли потом какого-либо дела против монастыря. Женщину отвели к доктору, перелома у нее не оказалось, было лишь небольшое растяжение, понадобилась только перевязка.

Когда пострадавшую спросили, что с ней произошло, то услышали удивительные слова. Она сказала: «Я сама не понимаю, что со мной случилось. Как только я вошла в ворота, меня как будто кто-то подкинул – и я упала». Эта женщина, кстати, потом успокаивала своих агрессивных коллег: мол, я сама врач, я знаю, что мне профессионально наложили повязку, у меня все в порядке. Но те двое мужчин так и не смогли успокоиться: их крутило так сильно, что они не смогли ни в храм войти, ни к мощам подойти. Попусту приехали.

Была и еще более удивительная история. Как-то приезжал журналист из известной газеты, попросил разрешение сфотографировать мощи, говоря, что собирается публиковать материал о монастыре. Настоятель дал ему такое благословение. Несколько часов спустя трудница, прибиравшаяся в храме, пришла в крайнем волнении и рассказала, что она видела. Дескать, как только открыли крышку на раке с мощами и корреспондент стал наводить свой объектив, из раки… поднялась нога преподобного и вышибла фотоаппарат из рук журналиста. Тот с проклятьями поднял с пола свою технику и сразу же убежал из храма, не стал снимать. В тот момент отец настоятель не поверил женщине, даже отчитал ее, сказал: «Вместо молитвы гоняетесь за разными чудесами, вот и привиделось вам, а тут обычное дело – человек камеру уронил».

Так бы и забылся этот разговор, если бы два месяца спустя в монастырь не пришло письмо от того самого журналиста. Он признавался в том, что хотел обманом сфотографировать мощи, чтобы потом написать издевательский материал. Самое поразительное: то, о чем рассказала трудница, оказалось правдой. Журналист писал, что он сам не понимает, как это случилось, но у него было ощущение, будто нога, лежащая в раке, ударила по его фотоаппарату – тот упал, после такого шока было, естественно, не до съемки. Автор письма признавался: все эти месяцы он очень мучился и теперь чувствует, что просто обязан рассказать обо всем настоятелю монастыря – это хоть как-то облегчит его совесть.

Честно говоря, с трудом можно вместить все произошедшее – о подобных чудесах приходилось читать лишь в древних патериках. Но ярчайшее свидетельство – покаянное письмо журналиста – находится в архиве монастыря. Естественно, мы не вправе называть ни его имени, ни газету, которую он представлял.

Молитва во утешение и жезл старости

В «Книге достопамятностей», наряду с описанием важнейших событий в истории обители, описываются и чудеса, которые происходили по молитвам у мощей преподобного Александра.

Чудеса, которые происходили перед ракой с мощами прп.Александра Свирского и три-пять веков назад, и те, что происходят в наше время, удивительно похожи. И в прежних описаниях, и в Летописи чудес, которую стали составлять в возрожденном Александро-Свирском монастыре после второго обретения мощей преподобного в 1998 году, бросается в глаза, что одним из самых часто повторяющихся чудес от мощей является разрешение от бесплодия.

По-мирски выражаясь, «узкая специализация» прп.Александра была замечена нашими предками: в указаниях какому святому о чем надо молиться, в разделе «молитвы о детях» вы непременно найдете имя преподобного Александра Свирского. А дальше сказано: к преподобному Александру Свирскому веками молились бесплодные родители и получали желаемое «разрешение неплодства».

Связана такая сугубая забота преподобного Александра о детях с тем, что он сам был сыном долгие годы страдавших бесплодием родителей и появился на свет по молитве.

Добавим здесь, что и родители преподобного прославлены в лике святых. Не только за то, что родили и воспитали такого великого сына, но и за то, что сами стали монахами-подвижниками. Прежде чем я приведу примеры известных мне случаев помощи прп.Александра в этом его служении, расскажу об истории его родителей. Тем более что сам он заповедовал, прежде чем обращаться к нему, помянуть его родителей Сергия и Варвару.

В «Житии преподобного и богоносного отца нашего Александра Свирского чудотворца», памятнике XVI века, составленном ближайшим учеником игуменом Иродионом, подробно рассказывается о родителях святого. В этом древнейшем тексте дан пример для подражания неплодным родителям на многие века.

Следует отметить, что неплодие родителей преподобного Александра не было полным, по нашим временам и понять трудно – о чем же они сокрушались? В Житии сказано, что от юности «родились у них сыновья и дочери, но прошло много времени, как у них не рождалось более детей. И оба они много скорбели об этом и, печалясь, молились ко Господу».

Невзирая на трудности времени (а конец XV столетия, о котором речь идет в Житии, был суровым), предки наши были многочадны. Бедствия той далекой эпохи русские люди не считали препятствием к рождению детей. И скорбели, если чад было мало (трое по тогдашним меркам – мало).

Дети на Руси всегда считались и в семье простого смерда, и в боярской, и в царской семье самым большим сокровищем и богатством. Почему? Ответ на этот вопрос мы находим в Житии прп.Александра.

Потому что дети даруются «во утешение душ наших, и в наследие достояния, и в жезл старости нашей, на него же руки возложше (благословляя) почием, и обещанные Богу обеты воздадим». Через многочадие простые миряне (не монахи) служили Богу, увеличивая Божие достояние на земле. А в ответ получали «утешение и жезл старости», достойное погребение и молитвенное поминовение после смерти.

Потому и знали наши праотцы, что неплодие разрешается прежде всего Богом.

Вот и родители преподобного Александра, желая разрешиться от неплодства, наложили на себя пост и вместе отправились в монастырь, чтобы провести там время в молитвенном прошении о даровании сына. Причем в Житии сказано, что услышана была именно сугубая, ночная молитва родителей в монастыре и был им дан ответ: «Радуйтеся, доброе супружество, се бо услыша Господь молитву вашу и имаши родити сына утешения».

Житие преподобного Александра дает нам и удивительный пример того, как плотское сыновство может перерасти в духовное отцовство. И как непросто родителям прийти к осознанию того, что их ребенок стал духовно выше и мудрее породивших его. Именно по слову прп.Александра, когда он уже стал монахом Валаамского монастыря (правда, после несогласия и даже бурного возмущения отца), родители его избрали монашескую стезю и увенчали свою жизнь подвигом. Потому преподобный Александр считается не только покровителем неплодных родителей, но и покровителем «жаждущих иноческого жития». Ему молятся те, кто хочет стать монахом.

Вот такая широта служения у наших небесных ходатаев – забота о счастливом супружестве и «честном монашестве» одновременно!

Что же до чудотворений преподобного в помощи неплодным родителям, то сначала приведу свидетельство светского журналиста из петербургской газеты «Час пик». Знаменательно, что корреспондент газеты самостоятельно «провела расследование» – нашла тех людей, которые, свидетельствуя о произошедшем чуде, оставили на подворье монастыря свои адреса. Вот что написала Анна Бобрович в питерской газете «Час пик» от 25 мая 1999 года (цитирую рассказ только об одном случае из «расследованных» ею): «Елене Злобиной после многих обследований и длительного, но безуспешного лечения поставили страшный диагноз – бесплодие. В августе 1998 года она с тайной надеждой на чудо поехала в храм, где находились мощи прп. Александра Свирского и приложилась к святыне. А через некоторое время со страхом и надеждой поняла, что беременна. В положенное время родилась девочка, которую окрестили на подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря».

Из свидетельств счастливых родителей, которые хранятся в архиве Александро-Свирского монастыря, приведу одно, которое кажется наиболее трогательным, даже в мелочах: «В 1998 году были обретены мощи прп. Александра Свирского. Я со своей дочерью приложилась к мощам святого с одной и той же просьбой, чтобы Бог даровал ей ребенка. Дочь рано вышла замуж – в 18 лет. Сейчас ей 38. Все годы замужества были годами напрасного ожидания ребенка. И вот чудо совершилось: в сентябре дочь приложилась к мощам, а в октябре, как выяснилось позже, забеременела. В положенный срок родилась прекрасная девочка. Это чудо, дарованное Богом по молитвам у мощей прп. Александра, свершилось после 19 лет ожидания. Нам была явлена и заботливость прп.Александра о благополучном рождении этого ребенка. Дело в том, что существование ребенка в утробе матери было сокрыто от всех, даже сама мать узнала о своей беременности незадолго до родов. На протяжении нескольких лет она находилась на учете у эндокринолога. В период беременности, обращаясь к врачу, она говорила ему, что ее живот становится все больше и больше. Врач посоветовала ей сесть на диету и похудеть. Объясняла это дисбактериозом. Все были как слепые – дочь, ее муж (люди с высшим образованием), им в голову не приходило, что это беременность. Если бы она пошла к гинекологу, то можно предположить, что ее залечили бы, закололи бы лекарствами, т.к. беременность поздняя, а это, по мнению врачей, означает, что существует угроза и для ребенка, и для матери.

Стало быть, прп.Александр Свирский сокрыл этого младенца до родов. Я каждый день благодарю прп.Александра за рождение малышки Марии. Это он просил Бога, а Бог нам дал такую радость. Это настоящее чудо».

Я лично знаю пять супружеских пар, которые получили радость материнства и отцовства после долгого неплодия по молитвам к преподобному. Естественно, я не буду называть их имен, скажу только, что это очень разные по своему роду занятий люди. И открою секрет: благолепие Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря, его быстрое возрождение после десятилетий разрухи стало возможно именно как плод благодарности этих и им подобных людей, которые постарались щедро отблагодарить святого за посланное им земное счастье – быть родителями. Иногда даже трепет объемлет, когда смотришь на этих детей, которые родились благодаря молитвенному предстательству прп. Александра Свирского. Думаешь: а какими они вырастут? не забудут ли они о своем авве? донесут ли благодарность до своих детей и внуков? Время покажет.

Письма к преподобному Александру


У мощей преподобного Александра Свирского

Явление, которое обозначено в названии этой главки, тоже говорит о связи времен. Если бы мне раньше сказали, что в наше время люди могут писать письма святому, как это делали сотни и тысячи лет назад «непросвещенные» наши праотцы, я бы не поверила. А теперь эти письма перед моими глазами и я читаю:

«Святой угодниче Божий, батюшка Александр!

C низким поклоном к тебе, с просьбой о молитвенном заступничестве, грешная и окаянная раба Божия Фотина. Батюшка дорогой, прости меня, окаянную, за смелость мою, что смею писать к тебе, да еще и людей беспокоить.

Дорогой батюшка, помолись, пожалуйста, о муже моем Анатолии, чтобы Господь привел его к Себе, чтобы здоровье было у него крепче, настроение спокойнее. О деточках моих помолись, батюшка дорогой, чтобы Господь наставил их на путь истинный, привел их сердца к Себе.

Передай мой молебный вопль к Матушке нашей Богородице с просьбой покрыть Своим омофором моих детей, с мольбой о помощи в воспитании их, в наставлении на путь истинный, чтобы не уклонились они от путей Господних.

Батюшка дорогой, помолись, пожалуйста, чтобы деточки мои смогли учиться хорошо. Батюшка Александр, а обо мне, грешной, помолись, чтобы Господь научил и укрепил меня в вере, научил молиться, помог очистить мое сердце.

Святый угодниче Божий, батюшка Александр, заступниче за народ российский перед Господом нашим Иисусом Христом, Святой Троицей и Матушкой Богородицей, прости меня за то, что так обращаюсь (через письмо) и беспокою батюшку настоятеля, пожалуйста, моли Бога о нас.

С низким поклоном – р.Б. Фотина».

Знаю, что такие письма в научной литературе определяются как «проявление остатков языческого сознания» (такие послания в античности писали Зевсу, Гере и другим «богам», сохранились граффити на черепках). Но меня эти строки привели в умиление, потому что, в конце концов, человек записал на бумаге те моления, с какими он обратился бы к преподобному, если бы имел возможность постоять у раки с мощами. Именно такими простыми словами – становясь лепечущим ребенком – молишься великим святым, когда остаешься с ними один на один (то есть вне церковной службы – молебнов, акафистов и канонов). И кстати, когда я рассказывала на экскурсиях о подобных посланиях туристам (в большинстве своем нецерковным людям), на глазах у некоторых из них появились слезы.

Потому, не убоясь критики, публикую еще одно письмо к преподобному.

«Отче Александре Свирский!

Благодарю тебя за излечение моей дочери Елены, у которой была увеличена щитовидная железа. Она приложилась к мощам, и у нее из горла стали исходить сгустки черного цвета. Раньше врачи настаивали на операции, а теперь она совершенно здорова.

Обращаюсь к тебе с просьбой: укрепи нас в вере, благослови, научи, вразуми как спастись. Помоги воспитать моего внука, отрока Владислава, в доброте, сохрани его от мирских развлечений, отврати его от смотрения телевизора. Подай ему помощь.

Помолись своими святыми молитвами за мою дочь Елену, носящую во чреве младенца, чтобы роды прошли благополучно, чтобы родила благочестивую девочку.

А мне – рабе Ольге, если можно, на все воля твоя, излечи больные ноги.

Излечи меня и моих чад, болящих духовно, испроси у Господа прощение наших согрешений, чтобы мы прожили в мире до конца наших дней.

Твоя раба Ольга со чадами. Калининградская обл., г.Черняховск».

Матушки, написавшие эти письма, воспринимают жившего 500 лет назад святого как близкого человека, такого родного, который ответит, если ему написать. Люди, которые сами не могут приехать в монастырь, пишут такие послания и просят положить на раку, пусть преподобный «прочитает». Такой детской вере можно только подивиться, а может быть, и позавидовать. Потому что эти люди получают по вере своей.

Лично я могу свидетельствовать об одном чуде, которое произошло в монастыре совсем недавно – в День Святой Троицы и Святого Духа. Для тех, кто был в монастыре в те дни впервые, наверное, никакого чуда не произошло, но для насельников, для тех, кто вот уже девять лет подряд каждую Троицу и Духов День встречает в монастыре, Господь даровал радость общего, соборного переживания чуда. Мы были согреты необъяснимой теплотой.

Дело в том, что изначально Троицкий собор был построен как летний, в нем нет системы отопления. За зиму (а морозы в Свирском в эту зиму доходили до тридцати градусов) собор успевает так выстудиться, что простоять в нем службу можно только в теплой одежде и обуви (или нужно периодически выходить на улицу погреться). Так было каждый год, восемь лет подряд. А в этом году, несмотря на то, что перед Троицей на Свири стояли холодные дни, в соборе было очень тепло. Теплее, чем на улице. Я уточнила у братии, у свечницы, не протапливали ли собор перед богослужением. И они мне сказали, что, когда они вошли в древний толстостенный храм накануне Троицы для того чтобы все приготовить к празднику, их встретил обычный холод – руки сводило и горло перехватывало, ноги от долгого стояния на каменном полу тоже замерзали. А в день праздника, когда в храм внесли мощи прп.Александра, вдруг стало тепло, и тепло уже не покидало старинные своды и передавалось всем нам.

С новым обретением мощей преподобный Александр вышел на служение людям. Его особое, миссионерское служение продолжается. Возле мощей иногда незримо происходит обращение к Богу людей, которые прежде ничего не знали о преподобном. Он, как и во время земной своей жизни, трудится для спасения людей, помогает им, особенно в их обращении ко Господу.

Отражение этого обновления духовного (о котором священник просит за каждой Божественной литургией: «Обнови ны молящиеся») мы увидели и на стенах Троицкого собора.

Наша бессменная свечница Любовь Александровна, с которой мы зашли попрощаться перед отъездом из монастыря, сказала мне: «Люда, посмотри наверх, ты видишь, что происходит?!» И действительно, фрески собора верхнего яруса глянули на нас новой голубизной, стали настолько четкими, что стало можно прочитать слова на свитках, изображенных в руках святых.

– А что, до Троицы такого не было? – спросила я.

– Да ты же сама помнишь, как было, посмотри внимательно.

– Да, наверное, так с нами радуется и мир горний, который изображен на этих фресках.

Пожалуй, здесь, в Свирском, как нигде, удается пережить полноту праздника, полноту радости, «которую у нас никто не отнимет».

Еще раз против мечтательности


Архимандрит Лукиан

Перечитала я эту статью и подумала: наверняка найдутся читатели, которые скажут: «Вот напустила женских эмоций!» Потому-то я решила закончить ее пастырским словом, однажды сказанным настоятелем Свято-Троицкого Александра Свирского монастыря архимандритом Лукианом (Куценко):

«Для церковного человека нет особой нужды в укреплении веры чудесами. И вообще, как правило, о чудесах громко не говорят, потому что это очень личное, очень интимное, не все могут рассказывать о помощи по молитвам святого, да, наверное, это и не нужно. Зато о масштабе помощи свидетельствуют многочисленные крестики, цепочки, кольца, которые люди в благодарность оставляют у раки с мощами преподобного Александра…

Есть у современных старцев такое выражение: «Пускай от вас отдохнет храм». Знаете, бывает ситуация, когда в храме должна быть тишина и святыня должна побыть в этой тишине. Это необходимо и самому человеку, который нуждается в спокойном духовном труде, а не в ажиотаже… Ведь благодать Божия приходит в тихое сердце. Прискорбно, что сейчас иногда вокруг чудесных явлений бывает нездоровый ажиотаж, какие-то, если так можно выразиться, «страсти» по мощам. Происходит так потому, что мы забываем: главное в Церкви – это Господь, Спаситель, церковные таинства, а святые молитвенники, подвижники благочестия – для нас только образы для подражания их молитвенного обращения к Богу. Какое-то страстное отношение к мощам или иной святыне считаю серьезной ненормальностью духовной жизни, даже преступлением против себя и против Бога. Иногда такое человекоугодническое поклонение мощам переходит чуть ли не в идолопоклонство.

Это происходит потому, что некоторые люди, увы, сейчас лишены простого и здорового понятия о церковной жизни, которое дается опытом упорного труда над своей душой. Они же нормальную, трудную духовную жизнь подменяют нездоровым поиском «возвышенных» впечатлений. Среди этих людей немало душевно неустойчивых и даже больных, им все понятно самим – им не нужны доводы Церкви, архиерейских соборов, но они любят прикрываться мнениями отдельных священников. К великому сожалению, это знак нашего времени, мне кажется, даже одно из наказаний Божиих…

Конечно, о неправде действий прельщенных людей говорить надо, но обличать их надо крайне осторожно, бережно, жалея и любя их, больше полагаясь на волю Божию. Все-таки Господь никого из нас не оставляет, даже самых плохих и самых грешных. Потому надо действовать так, чтобы не оттолкнуть этих людей, не лишить их возможности покаяния».

* * *

А пока к «вымоленным детям» преподобного отца нашего Александра с каждым годом прибавляются все новые и новые, поток паломников к раке с мощами не ослабевает вот уже восемь лет. Люди едут отовсюду: с Украины, Прибалтики, из Белоруссии, Финляндии, центра России. И звучит под сводами древнего Преображенского собора радостное пение:


Радуйся, благочестивых
родителей плод богодарованный,
Радуйся, неплодие родших тя разрешивый,
Радуйся, сетование их на радость преложивый!

Людмила ИЛЬЮНИНА

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга