ПЕРЕКРЕСТКИ

МОЙ СОСЕД И НИЧЕВОКИ

Большинство горожан (и пишущая эти строки в том числе) давно уже потеряли представление о том, что происходит в наших русских деревнях. «Деревней» для нас, в лучшем случае, стали наши дачные поселки. А о реальной жизни в «сельской глубинке» у нас представление печально-обобщенное: пьянство, лень, медленное вымирание. Но вот из рассказа моего соседа и прихожанина нашего храма Валерия Румянцева я узнала о совсем уж невероятных вещах, которые сейчас происходят в его бывшей деревне.

Валерий очень просил меня написать об этом в газете, чтобы верующие люди знали, что творится вдалеке от наших глаз. И хотя бы почувствовали ответственность за свои родные места – ведь многие из нас родом «из глубинки», хотя бы в третьем поколении.

Вот что он рассказал. В Вепсской волости Карелии – в деревне Верхручей (на фото слева) и соседних деревнях – несколько лет назад появились переселенцы, которые шокируют местных жителей своим поведением, а власти при этом никакого внимания на это не обращают. Это последователи какой-то новой секты, которая предписывает своим адептам полную свободу. Одним из проявлений этой «свободы» является то, что нужно «вернуться к состоянию Адама и Евы» и сбросить с себя одежды – ходить на виду у всего народа нагишом. В Верхручье, на закрытой территории, принадлежащей какому-то предпринимателю, устраиваются слеты приверженцев этой секты, на которые съезжаются люди со всей страны.

Все они аттестуют себя предпринимателями и последователями «Школы своего Дела». То есть в городах у них есть какой-то свой бизнес, которым они управляют из глубинки при помощи интернета и мобильной связи. Хотя при этом в идеологию секты заложено «нечто оригинальное» – для достижения свободы и утверждения человека как сына Божия важно не только вести здоровый образ жизни, но и... как можно меньше работать, а детям, соответственно, как можно меньше учиться. То есть в общеобразовательную школу вообще ходить не нужно, главное – научиться пользоваться возможностями интернета и уметь ориентироваться в жизни на селе. Сектанты из Верхручья утверждают, что их учение сейчас широко распространяется по всему миру, «чтобы все люди стали жить в таких поселениях счастливо и свободно».

Действительно, рассказанное Валерием – пример не единичный, потом я узнала, что подобные сектантские поселения в брошенных деревнях возникли за последние годы по всей стране. Вот такая грустная картина.

А теперь расскажу о радостном.

Валерий Румянцев, который поведал мне эту сектантскую историю, – редкостный человек. Мой сын в совсем маленьком возрасте дал ему такое симпатичное имя – Доброе Здоровье, потому что он каждого встречного, каждого соседа по дому, каждого прихожанина приветствует этими словами: «Доброго здоровья вам». Всем старается помочь, как-то услужить. Я лично навсегда останусь ему благодарна за то, что он, встречая меня (и даже специально поджидая, поглядывая из окна своего первого этажа), почти целый год поднимал тяжелую коляску с ребенком к лифту; часто видела его гуляющим с какими-то немощными старушками, или беседующим с подростками (до которых обычно никому нет дела, а если есть, то только в тоне ругани-крика-обличения), или благоустраивающим газон у подъезда. Помогал он и храму, ездил в монастыри трудником. В общем, настоящий работяга, чистый, сердечный человек. И сыновья у него хорошие, посмотреть приятно, и внучка растет славная.


Вид с Шокшинской гряды на дер. Верхручей

Так вот, деревня Верхручей, в которой поселились сектанты, – это родина Валерия. Туда он продолжает ездить каждый год, помогает Ионо-Яшезерскому мужскому монастырю, дружит с иеромонахом Досифеем. По поводу сектантов очень уж он переживал. «Хорошо бы у нас храм восстановить, – говорил, – чтобы народ молился, о корнях не забывал». Но храм Рождества Христова в деревне в таком плачевном состоянии, что нужны огромные средства на его восстановление, и подвижники-энтузиасты нужны, а не один человек.

Вот тогда решил Валерий поставить в деревне Поклонный крест. Взял благословение у отца Досифея и сам стал мастерить пятиметровый крест, который поставил на развилке так, чтобы отовсюду был виден – не обойдешь, не объедешь. Потом место вокруг стал обустраивать – лесок чахлый вырубил, мосток через речушку перекинул, сделал «информационный стенд» (по образцу того, что у нас в храме на стене висит). На нем молитвы повесил, иконки.

Отец Досифей приехал, крест освятил. Народ на освящение собрался и радовался, что есть где теперь помолиться.

– А теперь я на пенсию вышел и решил, что три-четыре пенсии свои отдам, но закажу красивый резной крест из хорошего дерева, чтобы подольше простоял, – говорит Валерий, но при этом опять и опять возвращается к разговору о сектантах. Болит у него душа за родной край. Ходил он к местным властям, а ему ответили: «Они законов не нарушают, ничего преступного не совершают. Что мы им можем предъявить?»

Постаралась я утешить Валерия, говорила что-то: что он крест поставил и молитвенный уголок, хоть и под открытым небом, для жителей создал, это и есть его вклад в «православное делание». Но человек он скромный, не видит ничего особенного в своем поступке.

Один пожилой батюшка, многими почитаемый за старца, однажды говорил мне: «Народ-то давно живет по принципу: «А ничаго нам не нада», потому и лоб-то как следует перекрестить не умеют. Потому и сектанты у нас разные разводятся». Но все-таки верится, что есть не только «ничевоки», но и люди. Есть еще в разных наших краях и весях такие, как «Доброе здоровье», растут их дети и внуки – значит, не все еще потеряно.

Людмила ИЛЬЮНИНА

СМЕРТЬ В «ТРЕНИНГОВОЙ ИЗБЕ»

(Комментарий редакции)

Организация «Школа своего Дела» действует во многих городах и весях России. Возглавляет ее некто Юрий Мороз, приехавший в Петрозаводск из Волгограда и первое время читавший лекции в школе о предпринимательстве. Затем он оставил бизнес и поселился в полуопустевшей д.Верхручей. Со всех концов страны туда съезжаются его ученики. В одном из своих «посланий» Мороз так обозначил программу ШСД: «Первый этап развития человека – это создание бизнеса. Но без трудоголизма, чтобы на бизнес тратить всего несколько часов в неделю. Есть предприниматели-трудоголики, но мы не будем брать с них пример... А стратегическая цель ШСД – реализация Образа Будущего Анастасии, описанного в книгах Владимира Мегре». То есть создатель секты не придумал ничего нового – он просто объединил учения Р.Хаббарда, которого местами цитирует, и оккультной секты «Анастасия», созданной в Сибири В.Пузаковым (псевдоним Мегре).

О секте «Анастасия» нашим читателям еще в 2002 году рассказывал А.Л.Дворкин, руководитель информационно-консультативного центра сщмч. Иринея Лионского (Кто должен бороться с сектами?, «Вера», № 408). Ее адепты верят в некую богиню Анастасию, которая живет в сибирской тайге на Оби и ходит по лесу «в комбинации» (по словам В.Пузакова) даже во время мороза. Отсюда у членов «Школы своего Дела» и появилось подражание ходить голыми, а также (что менее рекламируется) питаться подобно зверю. Ведь Анастасия, как утверждает Пузаков-Мегре, «живя в берлоге медведицы, питается орешками, которые ей белки приносят».

Приключения, происходящие с Анастасией, описаны Пузаковым в нескольких книгах. Четыре года назад А.Л.Дворкин в интервью нашей газете сделал такой прогноз: «Прочитав уже имеющиеся пять книг (а всего их обещано семь), я уже сейчас готов сделать предсказание. Проверим, сбудется или нет. В седьмой книге Анастасьюшку... убьют. Или ее унесет куда-нибудь». Специалист по сектам имел в виду, что Пузаков должен будет «убить» свою выдуманную богиню, чтобы никто не потребовал показать ее вживую. Пока что не требуют – и Пузаков пишет уже девятую книгу. Но убийство все же случилось. И, возможно, не одно. Только гибнут не выдуманные боги, а реальные люди.


Заброшенный монастырь в Матвеевой Сельге, где ШСД устроила «тренинговый центр»

Как сообщает «АнтиШСД» (организация, созданная общественностью для противодействия «Школе своего Дела»), в августе нынешнего года в карельской деревне Матвеева Сельга погибла молодая женщина, приехавшая из Петербурга в общину Мороза. Эта деревня находится сравнительно недалеко от д.Верхручей, в труднодоступной болотистой местности на берегу озера. В старину там была монашеская пустынь, от которой еще остались постройки, была деревня, а ныне Мороз устроил в этом месте свой «тренинговый центр». В так называемой «тренинговой избе» и умерла Юлия Крякова от истощения из-за голодания, продлившегося 60 дней. В прокуратуре Прионежского района факт смерти женщины подтвержден.

Как видно, за все приходится платить. Символично, что эта добровольная смерть во имя свободы бездельничать и не работать (в чем суть секты) совершилась в запустевшей сельской глубинке.

М.С.
Фото с сайта КарНЦ РАН и др. сайтов

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга