ЖИВОЕ СЛОВО

ВЕЩЕЙ ОБЛИЧЕНИЕ НЕВИДИМЫХ

Какой смысл вы вкладываете в понятие «вера», которое трактуют очень по-разному?

Иерей Сергий Гомаюнов (г.Вятка):

– Я думаю, что мы здесь не должны гадательно подходить, в Священном Писании, у апостола Павла, есть точное определение: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». В церковнославянском это звучит более красиво: «вещей обличение невидимых». Вера – дар Божий, который мы не можем вымучить из себя, даже не представляем, что это такое, как по куче хвороста невозможно составить представления о костре. Это не чувства, не эмоции, не здравый смысл, а нечто не от мира сего. Лишь обретя веру, мы становимся способны воспринимать невидимое, становимся причастниками откровения, которое не вмещается в разум человеческий. А не вмещает он многое. Вот первые слова книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю». На древнееврейском это звучит: «Элохим бара», причем «Элохим» – это множественное число, а «бара» – единственное, и буквально это звучит так: «Боги сотворил». Древние иудеи не понимали, что это значит, но сколько бы раз ни переписывали первую из книг Моисеевых, ничего не меняли, потому что питали доверие к Богу, ждали, когда Он откроет им смысл этих слов. Ожидание не было напрасным: с приходом Спасителя в учении о Святой Троице действительно открылось, что Господь един в трех Лицах. Именно с простого, детского доверия и начинается вера.

Это может быть доверие к святым, а может – верность своим предкам. Часто высмеивается то, что человек называет себя православным, потому что родился в России, потому что дед и прадед были православными. Да, это еще не вера, но в этом обнаруживается готовность принять ее. Это признак того, что в человеке сохранилось что-то от корневой системы его народа, которая может помочь Господу взрастить новые сады. Любя своих верующих предков, человек тоскует об утраченной цельности, ощущает неполноту своей жизни и готовится к тому, что ему будет дарована другая – лучшая – жизнь. Благодаря этому он учится различать добро и зло, нравственно укрепляется. Доверие, верность – прекрасные начатки, без которых вера невозможна. По нынешним временам если есть хотя бы они, слава Богу. Это может быть и верность родине, и верность в супружестве или дружбе, через это человек испытывается и приуготовляется к чему-то большему. Да, иногда люди ошибочно полагают, что верность – это и есть вера, но если не возгордятся, то ничего страшного в этом нет. Другое дело – ложная вера, когда люди начинают придумывать Господа, творить по образу и подобию своему, часто не слишком приглядному. Диавол прилагает все усилия, чтобы укрепить человека в этом гибельном заблуждении, вплоть до того, что посылает ему некоторые обольстительные «дары». Болезнь эта начинается с малого: человек устает смиренно и строго, отсекая эмоции, ждать Господа и начинает себя искусственно возбуждать, доводит до экзальтации, так что ему начинает казаться, что он охвачен пламенем истинной веры, а вокруг лишь серые лица, какие-то несовершенные старушки да ограниченные попы с их сомнительными убеждениями и требованиями. Человек раздражается, ищет, кого обвинить в своем нервном истощении, и виноватые, конечно, легко обнаруживаются. Дальше все может еще больше усугубиться. Начинаются «разговоры с Богом», «вещие сны», «чудеса». Причем диавол, в отличие от Господа, не требует чем-то жертвовать, а охотно помогает во всем, что ведет к погибели, убеждает, например, человека, что он самый православный из всех православных и т.п.

С такими людьми мне, священнику, очень трудно иметь дело. Вера предполагает трезвость. Мы должны приходить в Церковь, как смиренные ученики, и чем дольше длится ученичество, тем лучше будут плоды. Не нужно требовать, чтобы благодать сошла немедленно, а терпеливо ждать, учиться доверять Церкви. Через это доверие Господь может дать и веру. Наше дело – готовить себя к принятию этого дара, уповая на милосердие Божие. Это время ожидания не будет тягостным, если мы отнесемся к нему со смирением, – знаю это по собственному опыту. Я пришел в Церковь, будучи взрослым человеком, ученым, и с трудом мог понять, что такое нищета духа. Но батюшка сказал: «Так надо» – и я послушался. Может быть, благодаря этому опыт Церкви стал постепенно, очень медленно приоткрываться. Даже сейчас я ощущаю себя лишь учеником, и не стал бы отвечать на вопрос о вере с учительской кафедры – я могу лишь поделиться своими переживаниями.

Вспоминаю, как исповедовал во время миссионерской поездки марийцев: перед началом литургии они подходили ко мне один за другим, и я все глубже понимал, что не им у меня, а мне у них надо учиться удивительному отношению к Господу. Через этих, невидных и незаметных, христиан и я укрепляюсь, черпаю радость служения.

Иеромонах Игнатий (Бакаев) (г.Сыктывкар):

– Святитель Феофан Затворник говорил об этом: «Будем Его просить с верою, чтобы Он даровал нам ее». Что же это: с верою просить о вере? Самой длинной человеческой жизни не хватит, чтобы это постичь. Поэтому я не в силах сказать: вера – это то или другое. Могу лишь просить Господа открыть мне эту тайну. А еще отче Феофан говорил в 1863 году, что в России верующих, исполняющих все, что должно христианину, не более полутора процентов. Это было в то время, когда все, или почти все, называли себя православными. Вот разница между истинной верой и тем, что мы называем этим словом.

Для меня вера прежде всего труд, то зерно в душе, которое мы взращиваем, полагаясь на Бога, возлагая на Него все надежды. Если делаем это – в душе будет радость. Бывает, что в один и тот же день мне приходится посещать собрания верующих и неверующих и дивиться разнице между ними: первые – веселы, бодры, полны жизни; вторые – печальны, изнурены, будто потеряли что-то, но никак не могут вспомнить, что именно. Это одно из самых наглядных свидетельств бытия Божьего.

Помню первое свое потрясение на христианской стезе, пережитое во время посещения одного из храмов Ленинграда. Попал на службу, вокруг было много молящихся, и среди них стоял я – человек, далекий от веры. Но мне так было хорошо среди христиан, что тоже захотелось стать одним из них. До школы-то я веровал, молился, а потом все это было погребено, казалось, навсегда. Но стало ясно, что сохранилось в глубине души какое-то микроскопическое зернышко, которое, попав в благоприятные условия, снова пошло в рост. Хотя возвращение в Церковь не далось просто. Были периоды, когда я терял почву под собой, ближние огорчались: «Что с тобой? Был мужик как мужик». Исцеление началось с физической болезни – отека легких. Я не знал, где найти себе место, навалились мысли, что я никому не нужен. И в этот момент взгляд случайно упал на маленькую иконку Христа на стене: «Господи, сделай так, чтобы я хоть Тебе нужен был». Через несколько часов я оказался в больнице, но с тех пор Господь меня взял за руку и повел – Он во мне живет, и я Им жив. С ужасом пытаюсь понять, как же я обходился без Него целых сорок лет.

Не знаю, как отличить ложную веру от настоящей. Только расстраиваюсь, когда слышу: «Бог у меня в душе». Это всегда означает одно и то же: «Ты, священник, мне не указ». Это понятно. У придуманного «бога» может быть один жрец. Человек сам себе исповедуется, сам решает, что такое добро, что такое зло. По-житейски это удобно, но безрадостно. Удобно, потому что не приходится ломать себя, молить об одном, а получать иногда совсем другое. Безрадостно, потому что все, что ты получаешь, оказывается никому не нужным прахом. У христианина все наоборот. Он получает не то, что хотел, а то, что ему действительно нужно, удивляясь и радуясь. Ложная вера – это когда создаешь «бога» по образу и подобию своему, попадая в замкнутый круг, но ощущая себя при этом кем-то значительным. Истинная – это когда помогаешь Господу созидать себя, смиряясь, понуждая себя к терпению, постоянно сознавая, что не настолько умен, чтобы помешать диаволу обвести тебя вокруг пальца. И обращаешься за помощью к Церкви, и к учению святых отцов, и к сопричастникам, которые рядом.

На днях одна женщина мне сообщила: «Самое главное для христианина – научиться любить». Ей кто-то сказал об этом. Спрашиваю: «Ты разве в Евангелии об этом не читала?» А она смотрит недоуменно, и я понимаю, что евангельские слова – это не буквы, а та кровь, которая струится по жилам Церкви, не меняя своего состава, но вместе с тем вечно обновляясь. Чтобы понять написанное, нужно, чтобы кто-то сегодня тебе сказал о нем как о чем-то личном, глубоко выстраданном. И тогда ты другими глазами читаешь, например, у апостола Павла: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью». К нам в храм однажды пришел человек со словами: «Я пришел искать любовь». Приходит на каждую службу, уже долгое время. Его спрашивают: «Ну что, нашел?» «Нет, – отвечает, – не нашел. Самого себя люблю полчаса в сутки, а других не получается». – «А что же ездишь к нам?» – «Не знаю. Езжу, и все». «А я знаю, – говорю я ему. – Мы тебя любовью своей привязали к себе. Куда бы ты ни пошел, тебя меньше любят, чем здесь, нигде так не рады тебе, как у нас. Здесь и доброе слово, и кров, и еда. Так что для себя ты любовь все-таки нашел. Бог даст, и для других появится».

...Удивительно: ум немеет, когда читаешь: «Будем Его просить с верою, чтобы Он даровал нам ее», а сердце все понимает и радуется.

Иерей Виктор Пантин (г.Каргополь):

– Точнее будет сказать, не «верить в Бога», а «верить Богу», подобно тому, как верили Ему праотец Авраам или Пресвятая Богородица. Вера в Священном Писании – это готовность услышать и исполнить обращенный к тебе лично призыв Господа, самоотверженное послушание Ему. А если верить в то, что Бог, наверное, есть и, может быть, сотворил небо и землю, то «поживем – увидим, помрем – узнаем». Это всего лишь полуверие, которое бывает страшнее безверия. Легче от атеизма прийти к вере, чем от полуверия.

Существует масса догматических определений, что такое вера, но они лишь очерчивают формы. Как наполнить их жизнью? Вот праведный отец Иоанн Кронштадтский, который не умел ничего воспринимать отстраненно – ни Божественной литургии, на которой глубоко переживал события жизни Христа; ни горя обращавшихся к нему за помощью людей, дерзновенно умоляя Господа исцелять больных, воскрешать умерших. У него каждый день был словно последним в жизни, когда нужно растратить все силы без остатка на дела любви.

Вера – это действие, восхождение к добру, во время которого происходит наша встреча с Господом. Вот одна история о том, как это происходит, рассказанная мне рабой Божией Маргаритой в петербургском храме во имя преподобного Серафима Саровского. У нее была знакомая семья, где родители были далеки от Церкви и не могли преподать своей дочке даже азов веры, и только у старенькой бабушки хранилась напечатанная крупными буквами Библия. Однажды взрослые ушли куда-то, оставив семилетнюю девочку одну дома. Она лишь недавно научилась грамоте, и родители были изумлены, когда, вернувшись, увидели ее увлеченно читающей «бабушкину книгу». «Ну и что ты здесь нашла интересного?» – спросили ее. И услышали: «Я прочитала, как Иисус Христос попросил у одной женщины пить, а она Ему не дала». Это то место, где описывается встреча Спасителя с самарянкой. И что удивительно: ребенок заметил подробность, на которую не обращают внимания даже опытные комментаторы. Женщина с готовностью выслушала Христа, но воды для Него, действительно, так и не зачерпнула. «И что было дальше?» – спросили родители дочку. «А я Ему говорю, – отвечает она, – что у меня осталось немного компота. Хочешь, я его Тебе принесу? И мы пили. А потом Он дал мне Своей водички, и мы тоже пили...»

Посмотрите – она ведь не знала, Кто перед ней. Просто пожалела человека, но тем самым приняла участие в крестоношении Спасителя, облегчила Его страдания. Два тысячелетия висела в воздухе просьба Христа утолить Его жажду, пока одна русская девочка не откликнулась и не напоила Его. Как только мы устремляемся искренне, самоотверженно к ближнему, то, оказывается, приближаемся к Богу. Девочка верила в добро, и Господь дал ей дар веры. Так это и происходит, и поэтому иной неверующий имеет больше веры, чем иной «православный». Ведь мы не можем доверять названиям. Один говорит: «Не имею веры» – но плодоносит, просто не понимая еще, Кто питает его. Другой кричит: «Верую» – но не предъявляет в доказательство ничего, кроме лукавства. Стремитесь к правде, учил Иоанн Креститель, будьте чисты, прямы, искренни, и Бог одарит вас верой и умножит ее. Мы не можем требовать встречи с Ним, не можем устроить ее по своему произволению. Только готовиться и ждать.


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга