ОБРАЗОВАНИЕ

«ИСТОКАМ» – 10 ЛЕТ

Как на Вологодчине один школьный предмет объединил учителей, родителей и детей

В последнее время было много споров об обязательном преподавании в школах «Основ православной культуры». Даже православные люди теперь сомневаются: а справятся ли школьные учителя, удержат ли духовную планку и как к православному предмету отнесутся инославные? Между тем в нынешнем году исполнилось уже 10 лет другому учебному курсу – «Истокам», который построен на православных истоках русской культуры и вполне успешно преподается в Вологодской области. Причем как обязательная дисциплина. И – никаких споров, дискуссий, всем очевидно, что такой предмет нужен.

Официально юбилей «Истоков» отмечался в конце ноября на научной конференции в Вологде. Накануне мы поздравили их автора, профессора Вологодского педуниверситета А.В.Камкина. С ним наши читатели знакомы еще по публикациям 1995-97-х годов (Невидимая летопись, Труд души, «Вера» №№ 157 и 259). С той поры маленькие «истоки» разлились в полноводную реку – их приняли в качестве национально-регионального компонента во многих регионах России, их признали на федеральном уровне, а в прошлом году автору «Истоков» была присуждена государственная премия.

На наш вопрос: «Можно ли теперь почивать на лаврах?» – Александр Васильевич ответил:

– «Истоки» продолжают развиваться, готовятся новые учебные материалы, углубляется методика обучения. Причем происходит такое взаимообогащение: наши специалисты обучают учителей на местах, а те, в свою очередь, помогают найти новые пути-дорожки для «Истоков». Вот сейчас собираюсь в Архангельскую область – вести семинар по нашему курсу. Уверен, привезу оттуда свежие идеи. Там, в городских и сельских школах, собственно и происходит главное.

Профессор посоветовал нам: «Лучше один раз увидеть». Чем мы и воспользовались.

Будучи в Великом Устюге, зашли мы в среднюю школу № 9, где в начальных классах преподает Нелли Владимировна Задворникова – она же главный методист «Истоков» в Устюжском районе. В ее классе застали учительницу, приехавшую за консультацией из п.Вычегодский Котласского района Архангельской области, завуча школы и еще одного методиста. Нелли Владимировна усадила нас за парты, мол, подождите, когда закончу. Затем пояснила:


Нелли Владимировна Задворникова

– К нам многие приезжают, даже из Москвы. В столице есть свой похожий курс – Москововедение, поэтому им интересно сравнить. Особенно всех удивляет, как обычные сельские учителя так быстро и глубоко усваивают наш предмет. А их у нас много. Ведь базовый курс (со 2-го по 4-й классы) обязателен для всех школ. Кроме того, многие школы «потянули» и курс целиком – с 1-го по 11-й классы.

– Это ж сколько учителей надо?

– У нас по списку в одном Устюжском районе – 111 преподавателей «Истоков».

– И справляются? Ведь нужно о духовном детям рассказывать. Опять же «трудные вопросы» задают...

– Мы даем учителям методические заготовки, но чаще им, конечно, приходится самим искать ответы на нравственные вопросы. Не каждый готов к этому, поэтому в «Истоки» идут только по желанию. А потом постепенно втягиваются. Темы-то поначалу простые: о дружбе, о любви – сестринской, братнинской, к родителям, к Родине, а потом – к Богу.

– Не такие уж и простые! – не соглашаюсь с методистом.


Из Журнала классного часа, который каждый месяц по пройденному материалу сами пишут и оформляют ученики

– Если учитель чувствует, что не готов к какой-то из тем, мы рекомендуем ему не развивать ее, а просто прочитать абзац из учебника, – объясняет Нелли Владимировна. – Но тематика курса действительно простая. В 1-м классе учитель говорит детям о том, что видит человек, когда рождается. То есть о папе, о маме, о семье – как правильно ее понимать. Во 2-м классе – о том, что находится рядом с ребенком: лес, река, природа, как к ней относиться. В 3-м – уже о внутреннем мире, о терпении, о вере, о надежде, о качествах русского человека. В 4-м – подробнее о православии. Сейчас, например, наши четвероклассники изучают иконы. Сводили их в галерею, показали разные виды образов Божией Матери. Провели мастер-класс по иконописи, на котором каждый ребенок по каноническим прописям рисовал своего ангела-хранителя. Что интересно: на следующий день была контрольная по математике, и многие принесли свои иконки, положили на парты – чтобы ангел-хранитель помог.

В «Истоки» включены также поездки по родному краю, к православным святыням, в чем нам помогает Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». Возим детей по музеям. Например, в Красавино, где есть музей русской избы и Музей Сергея Преминина – нашего земляка, который в 1986 году ценой своей жизни заглушил ядерный реактор во время аварии на атомной подводной лодке.

– Этот тот матрос, который остался в реакторном отсеке? Его в фильме «Враждебные воды» показывали.

– Вот видите, у вас сведенья о нем из американского фильма, а дети наши имеют возможность узнать о русском патриотизме из первоисточника. Мы считаем, что дети должны прочувствовать учебную тему – погоревать и порадоваться, и тогда она в них войдет. Чем и отличаются «Истоки» – как раз активной формой обучения. А также тем, что в каждой местности их можно приспособить к своей особинке. Например, в 7-м классе идет уклон в историю, даются портреты положительных людей. И здесь мы говорим о наших устюжских купцах-меценатах, которые строили храмы и помогали бедным. Что ни храм у нас – то своя история.

– Среди родителей встречаются противники православной части «Истоков»?


Татьяна Владимировня Шарыпова

– В Череповце возникали вопросы, у нас – нет, – ответила завуч школы Татьяна Владимировна Шарыпова, до этого молчавшая. – Начальник Устюжского управления образования в свое время сопротивлялся, а в прошлом году пришел на занятия, посмотрел: «Да, теперь я понял, что это и зачем». Спустя 10 лет! Как завуч, я поначалу тоже скептически восприняла. Полистала учебники: через каждую страницу – рисунок храма, икона. Религия! Но съездила в Вологду, послушала Камкина, посмотрела – и захватило. Это ж воспитание души, чего нашим детям как раз не достает.

– А я сейчас даже не замечаю, что в «Истоках» религия есть, – с некоторым удивлением признается Нелли Владимировна. – Говорим-то об обычных вещах, в целом – о добре. «Истоки» сказываются и на других предметах, все учителя подмечают, что дети стали управляемей. Появился контакт и с родителями. Раз в месяц по «Истокам» проводится классный час, на котором родители должны помочь своим детишкам сделать иллюстрированный журнал по пройденному материалу. Я однажды провела анкетирование среди первоклашек, спросив, что им больше всего нравится в классном часе. Почти все ответили: «То, что занимаемся вместе с папой и мамой». Оказывается, они этим обделены.

Наверное, мы слишком бурно обсуждали предмет, поскольку в класс заглянул директор школы. Высказал и он свое мнение:

– Я долго думал и не со всем был согласен – конкретно с религиозной частью. Но официальная рекомендация из Вологды есть, предмет включен в региональную компоненту, губернатор поддержал. Да и нравственный курс, конечно, нужен – он способствует становлению личности ребенка. Простым учителям-предметникам ведь недосуг воспитанием заниматься. Еще чем ценны «Истоки» – методически они разработаны на высочайшем уровне, это единая программа с 1-го по 7-й классы.

– Леонид Андреевич, а когда же 8-й класс в «Истоки» включим? – пользуясь случаем, «при свидетелях» обратилась Нелли Владимировна к директору. – Учебники-то за 8-й мы уже получили.

– Если хотите, езжайте в институт на подготовку, – ответил контратакой директор и пошел дальше по своим делам.

А мы направились в библиотеку – смотреть учебники. Завуч по дороге объяснила суть диалога с директором:

– Ставки у нас есть, а кадров не хватает. Так что нужно где-то искать учителя для 8-х классов. Все способные к «Истокам» у нас уже охвачены, в том числе учителя-предметники. В программе «Истоков» предусмотрены «межуроковые связи», когда учителя рисования, музыки, литературы на своих занятиях иллюстрируют то, что в эти самые дни дети проходят по «Истокам». Получается сквозное духовное образование, и все задействованы. Даже учитель математики решила к этому подключиться.

В библиотеке «Истокам» выделена не одна полка, глаза разбегаются: учебники, рабочие тетрадки, разного рода материалы к курсу. «Уникальные ландшафты России», «Деревенские святцы», «Родной край», «Доброе слово»... Больше всего меня поразило, что девять книг с житиями святых изданы специально к курсу «Истоки». Листаю книгу для 10-11 классов, в которых «акцент учебного курса переносится на развитие социокультурных истоков управленческой культуры». Ко мне подходит методист Лия Анатольевна Колосова, прежде почти не принимавшая участия в разговоре.

– Тут не вся литература, – говорит она. – Сейчас уже выпущены книжки для курса «Истоков» в детских садиках, я как раз занимаюсь его апробированием. За основу взят опыт классного часа, так что родители будут приучаться работать со своими детьми уже с 3-4-х лет.

– Неужели родители не отказываются?

– У нас в школе на классном часе только один родитель с детьми не занимается, – услышав вопрос, отвечает Нелли Владимировна. – И на собрания все ходят. Я вот читала на одном из собраний сочинения по «Истокам» – «За что я благодарна маме». Так многие просто плакали, так душевно дети пишут.

За 10 лет с нашими «Истоками» сроднились и учителя, и дети, и родители.

М.ВЫГИН


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга