ЖИВОЕ СЛОВО

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ РАДОСТЬ

Как вы собираетесь встретить Рождество?

Иерей Андрей Кононов (г.Вятка):

– Когда тебе под сорок, наступает усталость, слишком многое воспринимается как что-то естественное. Но и то радость, если, подобно бессловесной скотине, ты можешь стоять у яслей, переживая рождение Бога всем своим неказистым существом.

Рождество мы обычно празднуем одинаково. К сожалению, полузабыта в России традиция колядования, хотя кто-то пытается ее воскрешать на свой лад. Помню, в Уржуме к нам два парня пришли, переодетые чертями – с рогами, хвостами. Правда, не тропарь пели, а что-то свое, уже не помню слов. В другой раз пришел Дед Мороз с гармошкой и подарками, это был наш прихожанин Николай, на клиросе пел. Когда у нас дети были маленькими, лет пять назад мы тоже ходили колядовать. Брали рождественскую звезду, сделанную из фольги, подарки и обходили прихожан. Пели тропари, кондаки.

Сейчас обычно проводим праздник дома. Встречать начинаем в узком кругу, в складчину собирая стол. Часа в два-три дня приходят отец Александр Коротаев и самые близкие люди. Перед тем как сесть за стол, показываем небольшую пьесу. Куклы и ширму делаем сами, пьесы я тоже сам пишу. Одна, например, родилась по мотивам поэмы: «Где-то за печкой котик живет, с крошечной свечкой ходит, поет». В этом году будем играть «Шутейника Азалию». О том, как этот шутейник помог звездочетам-волхвам найти пещеру с Младенцем Христом (читайте на стр.25-26). Так начинается праздник, а потом до поздней ночи славим Христа, принимаем подарки, исполняем песни. Как стемнеет, выходим во двор и запускаем фейерверки. Угощаемся глинтвейном – это горячее красное вино со специями, иногда гуся готовим с яблоками, однажды запекли поросенка. Чем лучше попостишься, потрудишься, тем радостнее бывает Рождество.

Протоиерей Валентин Кобылин (Архангельская епархия, пос. Красноборск):

– В пору, когда наши селяне начинают выкидывать новогодние елки, мы ставим свои – рождественские. Одну дома, другую в храме, третью в воскресной школе – все нарядные, красивые. Ребятишки мои весь пост складывают в специальную коробочку подаренные конфеты. Поглядывают на нее, ждут. Зато утро Рождества у них бывает очень сладким, а еще можно, наконец, включить телевизор и посмотреть любимые мультфильмы. После воздержания они кажутся особенно интересными.

Конечно, у нас в приходе есть свои повара и кондитеры, которые что-то готовят, но поесть-попить не главное. Главное – общение: ведь одно дело только на службе видеться и потом на улице не узнавать друг друга, и совсем другое – когда прихожане становятся близкими людьми. Еще организуем на Рождество спектакли. Помню один, о Крещении Руси. А так как у нас в общине больше женщин, то им пришлось и святого князя Владимира играть, а у богатыря Добрыни Никитича почему-то сережки в ушах оказались. Я это в последний момент увидел, уже после того, как занавес поднялся. Но больше всего я изумился, когда на пиру у князя Владимира все герои затянули: «Из-за острова на стрежень, на простор речной волны, выплывали расписные Стеньки Разина челны». На репетициях то все в порядке было, а тут решили сымпровизировать. Тут я сорвался: «Вы что поете?» «А че, – удивляются, – песня вроде как старинная».

Что еще? Уже пять лет ходим колядовать. Бывает, что и матами в ином месте обложат, думают поначалу, что к ним попрошайничать идут, кричат: «Нет у нас ничего, идите отсюда!» Ну, не совсем так выражаются, конечно, но мысль такая звучит. А когда поймут, что это поп пришел, да не просить, а, наоборот, с подарками, отношение меняется. Учим, что значит по-русски, по-православному колядовать. Одну многодетную семью, помню, поздравили, одарили, как вдруг раздается стук в дверь и заходят современные колядовщики: раскрашенные, шубы наизнанку вывернуты, в руках у девицы некой корзина. Увидели нас с диаконом Валентином Рюминым (он теперь уже священник), смутились. «Ну, проходите, – говорю, – посмотрите, как правильно колядовать, поучитесь у профессионалов». Девица, девчонка совсем, покраснела, а когда мы все спели, что положено, ее как ветром сдуло. Но на этом история не закончилась. Заходим в следующий дом, там какая-то бабулька сидит, спрашиваем: «Где остальные?» Оказывается, колядовать ушли, это с ними мы перед тем встретились.

Обходим мы в первую очередь неблагополучные семьи, идем с подарками иногда по Красноборску, иногда по окрестным деревням. Слово «неблагополучные» не всегда бывает уместно. Там, где хозяин винцо попивает сверх меры, дела и верно плохи, но иные из бедных семей благополучнее зажиточных. Много я вижу в таких семьях и крепости, и радости. Помню одно такое семейство. Глава ее прежде был лесорубом, а потом повредил позвоночник. Но не было на лицах в этом доме никакого отчаяния, видно было, как муж с женой и дети любят друг друга и выбираются из беды, поддерживая друг друга. После этих поездок невольно приходишь к выводу, что как раз на тех, кто тяжело живет, Господь особенно щедро изливает Свою благодать.

Иерей Пафнутий Жуков (г.Сыктывкар):

– Уже когда идешь на службу, все меняется, и веришь, что где-то поют ангелы, славят Бога, родившегося в Вифлееме. Сколько лет прошло с первого для меня празднования, а это чувство обновления мира неизменно. Случались и чудесные истории, как положено в такой день. Однажды, под Рождество, я, глядя на ночное небо, попросил Бога, чтобы Он научил меня молиться от всего сердца. Такой праздник, а я... Внешняя часть молитвы была понятна, но при этом имелась смущавшая меня внутренняя холодность. И очень быстро получил подсказку, приехал человек, который привез ее вместе с приветом от старца. А ведь старец этот не видел меня никогда.

Особых семейных традиций празднования у нас нет. Новый год стали встречать проще, всю торжественность перенесли на Рождество. Хочется в этот день со всеми увидеться, и хотя для священника это самые горячие дни, пытаемся встретиться со всеми родственниками и знакомыми, к батюшкам хожу, с которыми у нас дружеские отношения, к духовным чадам. А в доме нашем весь день звучит хорошая музыка: «Рождественская оратория» Баха, Гендель, Моцарт. Весь пост мы ее не слушаем, и таким образом разговляемся. И я, и жена, и сын – все у нас в семье музыканты по образованию, поэтому играем. Раньше ходили с выступлениями к родным, это были у нас такие колядки.

В этом году со всех сторон слышу: «Год свиньи», хожу, предупреждаю прихожан и знакомых, что тот, кто возьмется этому подыгрывать, по-свински отнесется к Рождеству. В этот раз особенно зримо будет, как на Новый год любят иные насвинячиться, напиться до поросячьего визга. У иных каждый год – год свиньи, а у нас, слава Богу, совсем другой праздник.

(О том, как Рождество встречали наши дедушки и бабушки, читайте в «Вертограде».)

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга