ХРОНОГРАФ

ОНИ, ТО ЕСТЬ МЫ

Ученые американского университета в Северной Каролине выяснили: человеческая отзывчивость связана с активностью определенного участка мозга. Опыт на студентах показал, что у одних при дележе денег мозговые извилины в районе виска активизируются, у других – нет. Тут и вывод: одни от природы расположены к благотворительности и милосердию, другие – нет. А на нет и спроса нет. То же приходится слышать, например, и о гомосексуализме – нет греха, нет распущенности, а есть физическая предрасположенность.

Все это не ново. Сто лет назад причины искали вовне – тогда говорили о социальных язвах как причине всех бед. Другие уже тогда доказывали, что преступниками рождаются (Ломброзо). Теперь вот, что и альтруизм – это врожденное. И ни при чем тут нравственные постулаты, ни при чем духовные усилия воли, работа над собой.

Но, допустим, жадность и эгоизм – это врожденное. Но ведь дело в том, как к этому относиться: принять за норму или преодолевать. Разжать руку и подать нищему – этим не мускулы движут, а сердце. И «альтруистический» участок мозга активизируется не от воспаления, толчок дает сердце человека, то, каким он его воспитал.

Быть может, это покажется странным, но именно такое направление мыслей было у меня после пресловутого нефтегазового конфликта России и Белоруссии, которым начался нынешний год.

Невольно начинаешь подсчет: с кем из православных народов мы еще не успели испортить отношения? Говорят – народы тут ни при чем, это конфликт экономических интересов и политиков. Но поскольку все происходило в жанре реалити-шоу сразу по всем государственным телеканалам, это никак не назвать корпоративной разборкой. Невольно приходится вырабатывать свое отношение.

Церковь наша на эту тему не высказалась. Ну и слава Богу, может, действительно негоже влезать ей в эти сферы. По собственным ощущениям и по реакции моих православных знакомых, отношение к произошедшему можно охарактеризовать как недоумение. И горечь оттого, что в международной политике общность веры не играет никакой роли. Наша официальная пропаганда сработала в чисто советском духе – заклеймила и «батьку», и экономику союзного государства, и вообще всех белорусов, дескать, хорошо устроились за наш счет. Внимая нашим СМИ, можно решить для себя вопрос просто – «нахлебники» они и «воры», так их растак.

Вот только времена теперь не советские – при желании с помощью интернета можно узнать и экономические доводы белорусской стороны, в которых есть своя правда, и неоднозначные мнения экспертов, и «глас народный». Еще помогли разобраться негодяи: помню, на «Маяке» один прыткий ведущий вместо обсуждения предложил слушателям вопрос: готовы ли вы из своих средств содержать власти Белоруссии? Так и хотелось дозвониться до него и предложить опрос на другую тему: готов ли кто из слушателей из своих средств содержать на «Маяке» таких вот провокаторов?

Правда сказать, неприятно слушать было в дни конфликта и официальные СМИ Белоруссии. Для меня сделалось очевидным, сколь опасно перекладывать труд дружбы на властителей, олигархов и их подручных из «телеящика». За нас могут все решить – путем промывания мозгов родного брата можно представить дьяволом во плоти.

Здесь бесовская хитрость: закрепить в сознании россиян, что есть они, белорусы – чужие, а мы должны заботиться о себе. Предлагается нам забыть, что веками мы были единым целым, что и теперь живем в одной системе координат и ценностей. Наконец, что на самом-то деле «они» – это и есть мы, разделенный единый народ. Что граница – нелепость времен распада СССР. Но пояс не делит единый организм надвое; если ногам тепло, неужели же всему организму от этого хуже? А если грудь мерзнет, лучше ее согреть, чем валенки с ног скидывать. Разве русские теряют, когда получают белорусы? Причем не какие-то избранные, не тамошние олигархи, а такие же, как мы. Но кто же согласится озвучить такое, ведь тогда политики должны вслух признать: наш народ мешает Западу благополучно греться сибирским газом и мазутом.

Главная наша задача, как заявлено: стабильно обеспечить энергоресурсами западных партнеров – конечно, это очень почетно. Услужить, глядишь, они нас и полюбят. Согласятся, что мы такие же, как они, руководствуемся чисто экономическими соображениями, превыше всего ставим демократию, права индивидуума и т.д.

Но мы-то – другие! По отношению к белорусам – такие же, а по отношению к Западу – другие. Мы – большие, и страна наша Богом создана быть больше, чем обычное государство, – от нас зависят судьбы мира. А потому чисто экономическими соображениями руководствоваться мы никак не можем. Нам никогда не стать типичным эгоистичным государством.

Сейчас много говорят о необходимости для России, как после поражения в Крымской войне, сосредоточиться. Но понимает кое-кто это так: драть чистоган, называя это рынком, продавая ресурсы подороже, распихивать деньги по карманам – обогащаться, одним словом.

Вот только не стоит забывать, что, приняв правила чужой, их игры, нам придется пройти до конца по тому же пути, по которому они уже забрели в цивилизационный тупик. А главное в этой игре – рынок, потребление, деньги, которым служит все. Этот молох заглатывает все новые страны. Стоим перед жерлом и мы. Искушение материальным благополучием велико: но все же не по себе от мысли, что, став потребителями в западном смысле этого слова, мы вынуждены будем принять на каком-то этапе, пусть не сразу, и нравственный релятивизм, и пожертововать своей культурой и много еще чем. «Таймс» сообщает: более 50 священников и «священниц» Церкви Англии состоят к настоящему времени в однополых союзах, законно зарегистрированных в соответствии с «Актом о гражданском партнерстве». И это они несут всему миру? А ведь в ХIX веке велись переговоры о возможном евхаристическом общении англикан и православных...

Во времена Александра Невского мы вынуждены были объединиться с «погаными» – потому что татары были просто силой, не навязывавшей нам свои ценности, свою веру. Вот и сегодня – погрузившись в сладкий мир потребления, мы рискуем потерять нашу Церковь. Потому как в такой системе ценностей православие существовать не может.

Россией пугают сегодня, нас воспитывают – мы страшны для Запада такие, какие мы есть. Но нам не сделаться мягкими и пушистыми, как какая-нибудь Швейцария, другими создал нас Бог. И если выбирать, то лучше пусть мы потеряем Запад, его любовь, пусть боятся нас – но потерять веру, а с ней внутреннюю свободу, а значит – себя, мы не имеем права.

Одна немецкая газета на днях опубликовала довольно злобную, но характерную статейку о России.

«Как долго может продолжаться переходный возраст? – восклицает автор. – Как долго страна… имеет право рассчитывать на снисходительное отношение к отклонениям от пути построения правового государства? В случае России льготный срок уже истек. Запад, слишком долго мирился с особым российским путем, считая его детской болезнью переходного общества». Вывод немца: «Партнерство – да, но на необходимой Европе безопасной дистанции».

Прекрасный совет и для нас.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга