ЗЕМЛЯ

ЧЕЙ ХЛЕБ ЕДИМ?

Возникновение земледелия в свете библейской традиции

В феврале в Москве прошла конференция «Православное осмысление творения мiра», на которой побывал наш корреспондент. Один из выступавших, кандидат географических наук Юрий Николаевич ГОЛУБЧИКОВ, передал газете «Вера» текст своего доклада и ответил на вопросы. Разговор получился интересным – особенно для нас, северян. Как рассказал ученый, с Севером его многое связывает – 16 лет он работал старшим научным сотрудником лаборатории освоения Севера географического факультета МГУ. Здесь написал свои главные книги – «География горных и полярных стран», «География человека». Сейчас к изданию готовится его книга «Катастрофы в истории Земли и человека». Печатаем и доклад, и интервью-послесловие.

Загадка истории

Около 10-12 тыс. лет назад у человека возникают культурные растения. Как они появились – одна из сокровенных тайн истории. Никто об этом не знает и вряд ли узнает. Только возникают они сразу в полном блеске всего известного нам видового разнообразия и великолепия. Неизвестно, почему человек не обратился к земледелию в более ранние эпохи, но в холодное время, принимаемое за окончание последнего оледенения, остатки земледельческих общин обнаруживаются у самых разных народов в самых разных районах горных тропиков и субтропиков земного шара.

На исторической шкале переход человечества к земледелию столь внезапен, что получил название неолитической революции. В это время человек приступает к выращиванию злаков и фруктов, приручает животных. В его распоряжение поступают совершенно отсутствующие в природе вещества – несамородные металлы, керамика, стекло, ткани. За всю последующую историю человечества был открыт всего один принципиально новый класс веществ – пластмассы (полимеры). Тогда же появляются лук и стрелы, лопата и соха, колесо и рычаг, винт и ткацкий станок, повозки и лодки, первые элементы письма.

Ничего равного неолитическим пшенице, рису, кукурузе, гороху, льну, хлопчатнику, сое, арахису, гречихе, цитрусовым с тех пор выведено не было. «Сколько бы мы ни культивировали дикий ячмень, – отмечал Н.И. Вавилов, – так же, как дикую пшеницу и овсюг, они... остаются отличными от культурных форм, что делает самую роль их как прямых родоначальников более чем сомнительной». Ни в одном селекционном опыте не было зафиксировано ни одного случая превращения одного вида в другой. Получались разные гибриды, не способные воспроизвести себя половым путем, либо сорта, но всегда в пределах одного и того же вида (собаки, овцы, коровы, яблони, пшеницы). Даже одичалых потомков культурных растений не всегда удавалось вновь обратить в культурные сорта. Кроманьонского селекционера не удалось превзойти никому.

Что их подвигло?

Но были ли первые люди селекционерами? Еще Н.Я.Данилевский в 1885 году отмечал, что скрещивание видов должно лишь сглаживать все то, что неопределенная изменчивость могла бы произвести. По всей видимости, скрещивание особей различных видов ради создания новых видов есть дело богонеугодное, поскольку разрушает одно из основополагающих в Священном Писании представлений о целостности вида. «Скота своего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян» (Левит. 19, 19).

Согласно академику В.Л.Комарову, громадное количество культурных растений в диком состоянии вообще не встречается. А у тех, у которых дикие родственники обнаружились, никаких переходных форм между ними и культурными видами найдено не было. У диких злаков, к примеру, зерно опадает, как только созревает, а зерно культурных злаков заключено в оболочку и отделяется только при молотьбе. Почти все возделываемые культуры изначально требуют искусственного полива.

Что же могло подвигнуть древних людей к возделыванию полей? Историки отвечают просто. В связи с ростом численности людей возможности охоты и собирательства истощились. Возник экологический кризис. Тут и появились добросовестные возделыватели земель. К нему они переходят чуть ли не шутя. Собирали себе диких предшественников современных культурных растений, ели их, семена попадали на удобренную фекалиями почву, прорастали, чутко отзывались на уход. Отсюда лишь шаг к земледелию.

Однако в письменной истории приводится немало примеров истощения продовольственных ресурсов у различных неземледельческих народов. И каждый раз они переходят не к земледелию, а к воинственным набегам на других или откочевывают куда-то, на худой конец, вымирают. Впрочем, такие годы выпадают исключительно редко. В природе пищи более чем достаточно. Сам же процесс ее добывания был во многом построен именно на азартной охоте, которая, как известно, «пуще неволи». Даже сегодня многие народы успешно живут за счет сбора даров дикой природы. Жители Огненной Земли бродят, разыскивая скопления моллюсков. Завидев выброшенную на берег тушу кита, останавливаются, пока она не будет вся съедена. Затем отправляются в дальнейший поиск. Переходить к земледелию они не хотят.

В поте лица


Египетские хлеборобы

Удивительно, что земледелие возникает как раз в наиболее изобильных пищевыми ресурсами регионах планеты. Причем не повсеместно, а в очень локальных очагах, на очень узкой полосе. Следы возделывания культурных растений появляются около 10-12 тыс. лет назад сразу и независимо друг от друга на Ближнем Востоке, в дельте Нила, в бассейне Инда, Таиланде, Судане, Мексике, Перу. За исключением этих центров, нигде в мире ранних попыток перехода к земледелию не зафиксировано.

Вечнозеленые устья и дельты Иордана, Нила и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы до сих пор еще наполнены рыбой и водоплавающей птицей. А тогда к ним добавлялись бесчисленные стада газелей, оленей, кабанов. Склоны окружающих холмов и гор покрывали целые орехово-плодовые леса, где дарили плоды яблони, алычи, черешни, а виноградные лозы сплетались в труднопроходимые заросли. И вдруг, среди этого изобилия, человек сменяет надежную собирательную деятельность на тяжкий труд земледельца.

Кто же надоумил древнего человека приступить к выращиванию семян, клубней и корней возле хижины своей? Посоветовал прикупить к ним каменную мотыгу и глиняный серп?

Знаток истории земледелия Ю.Ф. Новиков рассказывает, как правительство Бразилии решило обучить земледелию индейцев бороро. Их наделили семенами, орудиями и инструкторами. Последние засеяли землю, подробно разъяснили, какие теперь дары она принесет, какие еще льготы уготовит им заботливое бразильское правительство, если только они займутся ее возделыванием. Но стоило инструкторам удалиться, как бороро выкопали и съели посаженные клубни и семена. После отправились в джунгли, чтобы с помощью розданных для расчистки леса топоров добраться до высоко растущих плодов.

Уж если человеку взбрело на ум кормиться земледелием, то почему возделывать он начал не орехи или бананы? Урожаи их превышают урожаи злаков и хранятся в сушеном виде не хуже. Даже зернобобовые и клубневидные выращивать было бы легче. Однако не эти культуры стали главными продуктами человечества.

Рис, пшеница, кукуруза (маис) и ячмень заняли первое место в питании людей. Только это были не сегодняшние высокоурожайные сорта. В каждом колосе современной пшеницы располагается несколько десятков полновесных зерен, а колосок пшеницы-однозернянки неолитических времен нес лишь одно зернышко. Его трудно было вырастить, еще труднее переработать. С помощью каменных ступ и пестиков надо было отделить зерна от твердой шелухи и перемолоть каменными жерновами в муку. Только тогда уже можно выпечь хлеб. И вновь загадка. Почему сразу не сварить кашу из зерна или крупы?

К тому же весь этот мучительный труд хлебороба не всегда обеспечивает дневное пропитание даже в современном мире. Все это напоминает сказанное Богом Адаму: «Со скорбью будешь питаться от нее (земли) во все дни жизни твоей; ...в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 17-19).

На узкой полосе

Наиболее древние земледельческие поселения обнаружены в Палестине и на склонах гор Загроса. В X тысячелетии до н.э. там преобладала дубово-фисташковая лесостепь с обилием диких злаков и зернобобовых. Только на раскопках были найдены не окультуренные сорта произраставшей там дикой пшеницы, а совершенно другой вид – пшеницы-однозернянки. Однозернянка имеет 14 хромосом, а дикая пшеница – 28 хромосом. Даже современная наука не в состоянии обеспечить скрещивание между этими видами.

На тех же раннеземледельческих поселениях были найдены многочисленные зернотерки и печи для выпечки хлеба. Установлено, что жители разводили коз, овец, свиней, ослов, быков, даже антилоп впрягали в плуги. Знали письменность и кузнечное дело. Из кирпича строили первые на Земле города и храмы с мозаикой. Тем не менее в ниже залегающих слоях никаких признаков перехода к зерновой культуре обнаружено не было. Она появляется внезапно. Ту же внезапность появления первых городских и земледельческих культур археологи обнаружили на раскопках в Шумере, Египте, Малой Азии и Индии. Н.И.Вавилов пришел к выводу, что все они являются пришлыми.

Как показали экспедиции Вавилова, набор культурных злаков существенно возрастает от Ближнего Востока к Закавказью и Армянскому нагорью. Но и тут не рекорд. Восточнее, в Афганистане, количество сортов возделываемых пшениц еще более возрастает. Наконец, на небольшом пространстве между Гиндукушем и Западными Гималаями население возделывает поразительное разнообразие мягких пшениц с 42 хромосомами. Здесь же сконцентрировано и все мировое разнообразие зерновых, бобовых растений, льна, моркови. Значит, очаг зарождения земледельческих культур следует искать здесь.

Другой очаг буйства культурных злаков обнаружен на Эфиопском нагорье (Абиссинии). Количество возделываемых там твердых 28-хромосомных пшениц и ячменей превзошло все их разнообразие в мире. Но при этом никаких диких сородичей пшеницы или ячменя найдено не было. Не обнаружились они и у выращиваемых на Абиссинском нагорье гороха, нута, льна, разнообразие сортов которых там тоже превышает все известное в мире.

Дар Божий

Библия сообщает, что культурные растения и домашние животные появились в распоряжении человека в том самом месте, где он приступил к земледелию. И произошло это при жизни одного поколения. Адам с Евой занялись земледелием и разведением овец сразу же после изгнания из Эдемского сада.

Философ А.Ю.Скляров, анализируя мифы и легенды разных народов, приходит к выводу, что нигде в них переход к письменности или земледелию человек не ставит в заслугу себе или своим предкам. Повсюду в эти тайны их посвятили боги, которых язычники, возможно, принимали за ангелов – вестников Творца.

Легенды древней Халдеи (Вавилона) говорят, что письменность и земледелие даровал людям божественный Оанес. Он научил людей искусству письма, всяким наукам, правилам градостроительства и постройки храмов, основам геометрии, показал, как сеять и жать: «с того времени не было изобретено ничего хорошего». Эти легенды же утверждали, что вавилонский город Эриду был построен во всем своем великолепии, со всеми обсерваториями и собраниями глиняных таблиц прежде, чем «было посеяно человеческое зерно».

В мифологии Древнего Египта и Абиссинии повествуется, что вывел людей из «полудикого состояния, когда они ели друг друга», бог Осирис. Предания Древней Греции сообщают о титане Прометее, который не только даровал людям огонь, но и обучил их медицине, зодчеству, мореплаванию, письменности, земледелию.

Мифология Древней Мексики переполнена сказаниями о великом боге Кецалькоатле, принесшем людям кукурузу. Бог Вира-коча обучил земледелию индейцев Перуанских Анд. В Тибет фрукты и злаки, неизвестные до того на Земле, принесли Владыки Мудрости, а в Китай – Небесные Гении.

В общем, в переходе человека к земледелию много неясного. Ясно лишь, что он даровал человеку терпение, развил рассудок, выработал полезную привычку к труду. Питание растительной пищей смягчило характер человека, придав ему современные черты. Земледелец гораздо больше кочевника или зверолова дорожит своими полями и селениями.

Именно переход к земледелию позволил человечеству резко возрасти в численности, а не наоборот. Но у медали имелась обратная сторона. Земледелец одержим алчной приверженностью к накоплению материальных богатств. Отсюда стяжательство, расслоение общества, рабская психология, измены, предательства. Землепашец стоял у истоков нынешней материалистической цивилизации. Каин-земледелец убил скотовода Авеля.

(Комментарий к докладу на следующей странице)


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга