ОБРЯД

«ЖЕРТВА БЛАГОПРИЯТНА МИ ЕСТЬ...»

О значении свечи и света в храме

Пасха Света

Пасха, называемая Светлым днем, Светлая седмица – нам, на Севере, это торжество света дает почувствовать сама весенняя природа. Пространство как бы раздалось вширь и ввысь, свет сквозит сквозь голые ветви деревьев...

А как светло на пасхальной литургии в православном храме! В праздников праздник, в знак торжества и радости о Воскресшем Спасителе, горят все храмовые светильники: и малые лампады, и огромный многосвещник – паникадило.

Обычай возжигать свечи и лампады пришел к нам из Греции, но существовал он с самого основания Церкви. Предание говорит о таком знаменательном чудесном случае. В конце второго века, во время гонений на христиан, в Иерусалимской церкви на Пасху не оказалось елея для лампад, и епископ Наркис велел налить в них колодезную воду. Лампады горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом. Господь Сам позаботился о том, чтобы Его светильники горели. Ведь еще Моисею Он повелел: «Моисее, Моисее! Рцы брату твоему Аарону, да возжигает предо Мною кандила во дни и в нощи: сия бо угодно есть предо Мною и жертва благоприятна Ми есть». Подробнейшим образом Бог заповедал Моисею, как сделать храмовый светильник для скинии, из золота, с семью свечами (Исх. 25, 31-37). Как ветхозаветные священники безмолвно, благоговейно возжигали вечером пред Господом светильники, так и современные батюшки делают это.

Свет невещественный

Все, что связано с огнем и освещением в храме, глубоко символично. Древние византийско-русские храмы имели очень узкие окна, создававшие сумрак внутри даже в самый яркий день. Но это не тьма, не полное отсутствие света. Значение этого – земная человеческая жизнь, погруженная в сумрак греха и неведения, в котором все же светит свет веры, свет Божий. «Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, – говорил учитель Церкви Тертуллиан, – но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи (литургия совершается у нас при свете дневном), но для того, чтобы изобразить чрез это Христа – Свет Несотворенный, без Которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме». Церковный Устав предписывает при более радостных и торжественных службах возжигать свечей больше и, наоборот, при менее торжественных или же постных – меньше. Вот почему на повечерии и часах горит меньше светильников, чем на вечерне и литургии. А во время чтения шестопсалмия свечи в храме гасятся вовсе. Это делается для того, чтобы псалмы, говорящие любому человеческому сердцу о тьме греховной, слушались со вниманием и страхом и, как писали святые отцы, чтобы каждый, стоя в темноте, мог вздохнуть и прослезиться. И напротив, в Светлое Христово Воскресение не только освещается вся церковь, но и все православные стоят с зажженными свечами ликуя сердцем.

Символический характер света в церкви подчеркивается и самим веществом, которое горит в свече или лампаде. Воск и елей символизируют собой чистоту и нескверность людей, их приносящих (в древности верующие приносили их в храм в качестве добровольных жертв). Литургист XV века блаженный Симеон, архиепископ Солунский, объясняя символическое значение воска, говорит, что превращение воска в огонь означает обожение земного человека под действием огня и теплоты Божественной любви и благодати.

Сила горящей свечи

Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной Церкви святым иконам и мощам, Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженная Любушка из Сусанино некоторым людям благословляла ставить свечи, говоря об этом как об очень важном деле, столь же важном, как и молитва. И правда, один вид церковной свечи может вызвать в душе православного человека глубокие мысли о жизни и смерти, о грехе и покаянии... А старица схимонахиня Антония, насельница Толгского монастыря (1904 – 1998), считала, что пасхальные свечи дают особую благодать, и советовала: «Когда посещаешь больного человека, прочитай молитву за болящего или акафист и обязательно зажги пасхальную красную свечу».

Церковное предание хранит чудесные случаи, когда свечи сами собой возгорались, в подтверждение Божьего благословения или святости угодника Божьего. Например, когда святителя Алексия, митрополита Московского, татарский хан призвал в Орду для исцеления своей незрячей супруги, святитель попросил молитвенной помощи своего предшественника, святителя Петра, – и сама собой возгорелась свеча на раке митрополита; свт.Алексий взял ее с собой в дальний путь, возжег во время моления о ханше – и исцелил больную. А в 1541 г. сами возгорелись свечи перед ракой благоверного князя Александра Невского во Владимире, и всех, видевших чудо, это утвердило в великой святости князя.

«Неправильная» свеча

Как мы видим, церковная свеча – священное достояние православия. Но как она существует в сугубо земных реалиях? То есть кем и как производится, как попадает от производителя в храм?

Церковные свечи на Руси с древнейших времен изготовляли в домашних условиях, пока в 1721 году духовное ведомство не овладело монополией на их производство и продажу. Император Петр I распорядился, чтобы средства от свечного производства, весьма прибыльного, шли Церкви, а именно – на содержание богаделен и странных домов. Впрочем, высочайшее повеление осталось неопубликованным, и монополия Церкви нарушалась сплошь и рядом частными лицами. В 1808 г. по Высочайшему утверждению только церквям предоставлялось право производить розничную продажу церковных свечей. Было оговорено, что вся прибыль от продажи свечей станет поступать в первую очередь на содержание церковно-приходских школ и семинарий.

В XIX веке широко распространилась подделка церковных свечей. По церковным канонам, свечи должны быть изготовлены из чистого пчелиного воска. Вместо него фальсификаторы использовали новинки – парафин и церезин, и это преследовалось. За нарушение правил о выпуске церковных свечей в конце XIX века виновные подвергались взысканию в размере до 100 рублей; тот же штраф был установлен за розничную продажу их лицами, не имеющими на это права. Кроме того, все найденные у таких лиц церковные свечи конфисковывались. Виновные в изготовлении, хранении для продажи или в самой продаже свечей не из чистого пчелиного воска и числом более 8 штук подвергались штрафу до 300 рублей с конфискацией неправильно изготовленных свечей.

Сегодня церковная свеча из парафина стала обычным делом. Свечи из цельного пчелиного воска тоже продаются, но стоят гораздо дороже парафиновых. Для соблюдения церковных канонов при производстве в парафин добавляют хотя бы каплю воска; добавляют также красители, чтобы свеча имела привычный глазу восковой цвет, и церезин – для устойчивости. Сам парафин должен быть высокого качества: белый, без запаха и примесей масел, иначе свеча будет коптить.

Хотя требования к составу церковной свечи и смягчились, но в остальном правила изготовления и продажи свечей, установленные Церковью в давние времена, все же соблюдаются. Каждый вид церковных свечей имеет свой номер или название, определенные размер и вес. Самая маленькая свеча весит чуть больше трех граммов, а самая большая имеет высоту 33 сантиметра. Длина церковной свечи должна быть в 6 раз больше ее толщины, кроме свечей, имеющих особое назначение в церкви. Независимо от размеров свечей их упаковка обязательно весит два килограмма, а также в ней должно быть строго определенное количество свечей, в зависимости от номера свечей. Правда, в прошлое ушел обычай вплетать в белую нить фитиля красную нить – это также был один из сугубых признаков церковной свечи.

Завод для производства церковных свечей обычно представляет собой небольшое помещение, в котором установлены крупные электрические плиты, чаны для растопки парафина, станок для производства свечей, который представляет собой два вращающихся барабана, между которыми натянуты нити-фитили. Плетением фитиля и подготовкой его к производству занимается отдельный работник, потому что правильно подобранный фитиль – это качественная свеча. Фитили сначала проходят через емкость с расплавленным парафином, потом через фильеры, регулирующие толщину свечи, и в конце – через систему охлаждения, то есть через ванночку с водой. Получается парафиновый жгут, который специальным резаком нарезается на свечи нужной длины. Заняты на таком свечном заводе человек десять.

Свеча горела на столе...

Если говорить о производстве свечей вообще, то это, пожалуй, одна из самых консервативных технологий. В течение веков оно не претерпевало особых изменений. Если две тысячи лет назад свечи делали из камышинок, обмакнутых в сало, то и в середине XIX века в ходу были те же сальные свечи. От древних они отличались наличием фитиля и тем, что были целиком из сала. Называли их «макаными», поскольку изготовляли, многократно обмакивая фитиль («светильню») в растопленное сало. Такие свечи при горении приходилось поминутно поправлять с помощью специальных щипцов: сало быстро оплывало вниз при несгоревшем еще фитиле. Сальные свечи сильно коптили, распространяя неприятный запах, но все же оставались в обиходе, поскольку были дешевы и надежны. Как-то знаменитый ученый М.Фарадей демонстрировал публике горение сальной свечи с затонувшего в 1782 году английского корабля. И хотя свечка пролежала на дне морском 57 лет, подвергаясь воздействию солей, горела она ровным пламенем, сохранив все свои качества.

Совершенствование свечного дела продвигалось крайне медленно. Лишь к концу XV столетия фитиль из пакли был заменен нитяным. В XVII веке научились отливать те же сальные свечи в жестяных, оловянных либо стеклянных формах. В начале XVIII века в обиходе появились свечи из спермацета – очищенного китового жира, а с 1830-х годов стали делать свечи из парафина – воскообразного вещества, получаемого при перегонке нефти или торфа особого сорта. Вскоре парафиновые свечи уступили место более дешевым – из цезерина (это очищенный минеральный воск, близкий по составу к окислившейся нефти). В середине XIX века в Европе, а затем и в Москве, возникли заводы, производившие свечи из стеарина (вещества на основе сложной переработки бычьего жира). Стеариновые свечи давали яркое, ровное, немигающее пламя, полное сгорание фитиля и быстро завоевали всеобщее признание. А в московском Большом театре в особо торжественных случаях стали зажигать стеариновые свечи вместо обычных ламп с олеином.

К восковым свечам метод отливки был неприменим: воск прилипал к формам. Их изготавливали «обливанием». Делалось это так: над котлом с растопленным воском подвешивали обруч с фитилями и, вращая его, большой ложкой обливали воском фитили до тех пор, пока свечи не достигали нужной толщины. Затем их выравнивали, раскатывая на гладкой каменной плите. Другим способом было «сучение»: фитиль натягивали горизонтально между двумя крючками и равномерно облепливали его размягченным в теплой воде воском.

Ежегодно в России производится 18-20 тысяч тонн свечей. Самый крупный из многочисленных свечных заводов в нашей стране находится в Татарии. Дело в том, что московские фабриканты братья Крестовниковы, выбирая место для строительства собственного свечного завода, посчитали полезным для своего будущего бизнеса наличие в Казани университета со всемирно известной плеядой ученых-химиков. Да, как ни покажется сейчас это странным, а 150 лет назад крупный свечной завод вполне обоснованно относили к серьезному химическому производству, даже, можно сказать, к наукоемкому. Бывший завод семерых братьев Крестовниковых производит сейчас до 600 тонн свечей в месяц.

* * *

И снова возвратимся к тому, с чего мы начали разговор, – к духовному и спасительному значению церковной свечки. Воистину, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, в Церкви нет ничего праздного и ненужного. Но тот же святой заметил: «Ставить свечи перед иконами хорошо. Но лучше, если приносишь в жертву Богу огонь любви к Нему и к ближнему. Хорошо, если вместе бывает и то, и другое. Если же ставишь свечи, а любви к Богу и ближнему в сердце не имеешь, то напрасна и жертва твоя Богу».

Подготовила Елена ГРИГОРЯН

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга