ХРОНОГРАФ

МЫ – ДРУГИЕ

На днях по телеканалу «Культура» показывали одного голландского фотографа, ставшего известным благодаря серии снимков детей в воде. Свою выставку он привез в Москву. Работы, действительно, интересные. В столичном бассейне в Медведково он продолжил фотографировать детей – только на сей раз не голландских, а русских. Смотрю я – вроде те же чистые симпатичные лица, доверчивые взгляды, но что-то не так… Не сразу понял: абсолютно все приглашенные позировать наши девочки и мальчики – с крестиками на шее. А у детей, которых он снимал за рубежом, – ни у кого. Хотя можно быть уверенным – большинство их растет в христианских семьях.

Действительно, в Европе нательные крестики не носят. И уже давно. Как мне кажется, стесняются. Точнее, это поначалу стеснялись, а теперь ответ каменный – не принято. Мне могут сказать, что у нас взрослые, надевающие крестики на детей, зачастую воспринимают их как амулеты. Но, во-первых, никакой скептик не объяснит мне, почему родители надевают все-таки крест, а не какой-нибудь заговоренный камень. А во-вторых, напомню о воине Евгении Родионове, отказавшемся снять крест по требованию террористов и выбравшем мученическую смерть.

Какой я из этого делаю вывод? Что мы лучше? Ничуть. Мы – другие.

За минувший месяц наш Президент несколько раз, обращаясь к западноевропейским коллегам, говорил, что не следует поучать Россию, как жить, что необходим равноправный диалог. Но при этом так и не решился продолжить свою мысль, сказав, наконец: …потому что мы – иные. У нас иная история, другой культурный код. Вместо этого придворные вновь, как лет десять назад, запричитали: вон, британской демократии больше двух столетий, а у нас и двух десятков лет не наберется… дайте нам срок, и мы будем такими же…

Но если мы такие же, только моложе, чего же сетовать на нравоучения Запада? – ведь даже примерных учеников иногда бьют указкой по пальцам… Равноправный диалог возможен только с тем, кто имеет свою систему ценностей и готов ее отстаивать.

Спросим себя не отвлеченно, а, так сказать, практически-утилитарно: чем может обогатить нас состоявшееся на днях объединение двух частей Русской Церкви – зарубежной и российской? И что мы, сегодняшние (а не вообще русская культура), можем дать западному миру?

Известно, как пришла европейская цивилизация на землю Северной Америки: то, что индейцы с их культурой оказались в резервациях и практически так и не стали христианами, – не какая-то случайность. В этом – уподоблении себе – способ освоения мира человеком Запада. Напротив, русское отношение к культурам малых народностей в том, чтобы сохранить их неповторимые черты, при этом включив в контекст мировой культуры – то есть «просветить», а не «переварить». Русские, осваивавшие Аляску, бережно отнеслись к самобытности алеутов, и те до сих пор с благодарностью вспоминают русских миссионеров и чтят память прп.Германа (об этом – публикация в сегодняшнем выпуске).

Нельзя сказать, что сегодня представители Запада не стремятся обращаться с аборигенными культурами бережно: готовы даже начертать на себе боевую раскраску и пуститься в танец вокруг костра. Но «этнографическое» отношение, безразличие к душе народа преодолеть все-таки не удается.

Зато нам можно поучиться у западноевропейца культуре общения, уважению к человеку. Когда измотанный после мелких стычек и открытого недоброжелательства всюду: на работе, в транспорте, в магазине, – человек срывает свою усталость в семье – это уже не мелочь. Мне скажут, что не сходящая с лица европейца улыбка – фальшивая, что внутри – холод и пр. Но ведь в девяти из десяти случаев наше общение и ограничивается «внешним», и маленькая любезность или злобный оскал в автобусе определяют душевный настрой на весь вечер.

А разве не надо нам поучиться у них личной скромности? На протяжении всей истории нас отравлял яд византизма, в обыденной жизни выражавшийся в грубом угодничестве, презрении к малым мира сего, неумении обуздывать себя. Этот яд особенно разрушителен у нас с ростом материального состояния, с подъемом человека по ступеням власти. Важничанье разлагало Российскую империю, погубило КПСС, а сегодня, возродившись в нашем чиновничестве, перекинулось на Церковь. А ведь, например, у первоиерарха Русской Зарубежной Церкви владыки Лавра в Джорданвилле нет келейника, по крайней мере не было, пока он чувствовал себя более-менее здоровым. А в какой воистину евангельской простоте жил в Британии выдающийся архиерей Русской Церкви владыка Антоний Сурожский! Все это характеризует их лично, но это и норма для западной культуры. А какими кордонами всякого рода секретарей, келейников и пр. отгородились от народа некоторые наши иерархи, сколь отвратительно-приторна лесть, которую они как должное принимают на разного рода мероприятиях. Оно и ладно, если б это оставалось только своего рода этикетом, знаком уважения к сану. Но, увы, за словом незаметно приходит содержание – человек оказывается окруженным угодниками и лжецами, а дальше, как говорится, с кем поведешься…

Но не только положительными примерами мы можем обогатить друг друга. Учиться у Европы мы можем и на ошибках.

27 мая в Москве содомиты попытались, вопреки официальному запрету, повторить прошлогодний шабаш, провести нечто вроде демонстрации. Неудачно. То есть с точки зрения самих геев-провокаторов, может быть, и удачно: привлекли внимание, вновь «пострадали» от милиции и кулаков «националистов». Наши СМИ закричали: дескать, не стоило их трогать, пусть себе «демонстрируют», а то вон как опять опозорили Россию пред Европой. Но не следует думать, что западный обыватель приемлет содомию как норму. Знаю, огромное большинство их позавидуют твердости «этих русских»: молодцы, хоть они-то смогли отмутузить наглецов! Другое дело, что их записные политпропагандисты не преминут с помощью страшной картинки на экране и комментария подчеркнуть: вот-де какие русские нецивилизованные.

Проблема в том, что выдрессированный политкорректностью западноевропеец не готов противостоять напору разного рода «меньшинств». Всеядность, которую очень легко спутать с уважительностью, в конце концов приводит к размытию общественной морали и личных нравственных норм. Думается, тут им есть чему поучиться у нас. Не жесткости, не дракам (которых у них хватает) – а твердости в отстаивании убеждений, фундаментальных ценностей большинства, т.е. традиционной культуры народа. Ведь любое меньшинство нежизнеспособно, если не может паразитировать на большинстве; всякое извращение существует только потому, что большинство – нормально; они как короеды, точащие дерево, в котором живут.

На днях воронежские «правозащитники» начали сбор подписей против изучения в школах основ православия. Несмотря на то, что, согласно опросу, 78% жителей Воронежа (не только верующих) – сторонники преподавания основ, а 38% требуют введения их в обязательном порядке, «правозащитники» будут сражаться до конца. Несчастные, не понимают, что самой возможностью существования они обязаны православным корням нашей цивилизации – попробовали бы они подать голос где-нибудь на Ближнем Востоке или в Китае. Но мы готовы убеждать словом, и нам есть что им сказать. Только если они не станут наглеть.

Игорь ИВАНОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга