ПРИХОДСКАЯ ЖИЗНЬ

ТИХАЯ НАДЕЖДА ПЕРМОГОРЬЯ

Вокруг обеденного стола


Священники Благочиния: о.Иеремия и о.Валентин (справа)

Когда шесть лет назад я приезжал в Красноборск Архангельской области к отцу Валентину Кобылину, у них с матушкой Татьяной было пятеро сыновей: Витя, Вова, Паша, Вася и Ванечка. Все маленькие, почти одинаковые. Лишь грудной Ванятка еще ползал за старшими братьями и постоянно ревел. В мой недавний приезд в Красноборск я не узнал светловолосых сорванцов. Вытянулись, стали серьезными и собранными. У каждого проявился свой талант: у кого-то художественный, у кого-то музыкальный, у кого-то спортивный. Пока все учатся в школе. А Ваня станет первоклассником только в новом учебном году, и в этот мой приезд сделал, так сказать, пробный выход: отправился с утра на уроки со старшими братьями со своим ранцем за плечами, полным разных учебников, а вернулся переполненный восторгом.

К братьям за эти шесть лет прибавились три сестрички: Валечка, Алика и Лиза. Лиза еще грудничок, но уже может ходить на своих ножках. Шустрая, смешная, с соской во рту, с хохолком из одной косички-хвостика на макушке, как воробей, она за время обеда может намотать несколько десятков кругов вокруг большого обеденного стола, который стоит сразу при входе в священнический дом и занимает всю кухню. Если что не так или на пути встает какое-то неодолимое препятствие, Лиза надувает свои пухлые щечки и воет, как сирена. Впрочем, на плач ребенка никто не обращает внимания: привычное дело. За столом помещается не только вся большая священническая семья, но и все трудники с гостями. Гостеприимный дом батюшки открыт для всех. До позднего вечера за столом не смолкают разговоры. Иногда о.Валентин уходит в свой кабинет во втором-третьем часу ночи. Дети по очереди берут благословение и разбредаются по своим местам. Только маленькая Валюша, распахнув свои большие глаза, слушает взрослые разговоры и засыпает прямо за столом, опершись головой на руку.

Изменилась не только семья батюшки, приросло священниками и новыми приходами Красноборское благочиние. Долгое время на все Красноборское благочиние – два больших района Архангельской области – было всего два священника: о.Валентин и о.Анатолий Быков. Сейчас – четыре. Население здесь, в Придвинье, малочисленное, а приходы ведь не в каждом селении – разбросаны друг от друга за десятки, а иногда и сотни километров.

– Раньше-то я вообще один здесь служил, – рассказывает отец Валентин. – Хорошо, в 93-м году друзья-одноклассники помогли купить старую «Ниву». Расстояния и дороги у нас такие, что на автобусах замучаешься ездить, да еще и не везде автобусы ходят. В такие удаленные села, как Согра, Лахома, Сельцо, из-за плохих дорог нужно добираться по 10-12 часов. Приехал в первый раз в Сельцо проводить собрание. Жители решили там организовать приход, специально священника пригласили. А когда я туда приехал, к ним в лавку мясо привезли. И перед бабушками встала дилемма: идти к священнику на собрание или за мясом в лавку. Они выбрали мясо. Вот и получилось, что двести с лишним километров я прокатался безрезультатно.

К пермогорским храмам

Многие века жил в этих местах православный люд, и, несмотря на годы борьбы с Церковью, несколько здешних старинных храмов относятся к ценным памятникам архитектуры. Но состояние их сейчас плачевное.

Именно эти памятники архитектуры, вернее, один из них – деревянная Георгиевская церковь в Пермогорье, стали причиной моей командировки в Архангельскую область. Дело в том, что на протяжении двух последних лет в редакцию «Веры» неоднократно обращалась с одним и тем же вопросом – о бедственном положении этого храма – наша читательница Ольга Макарова. Каждое лето она отдыхает в Пермогорье и видит, в каком катастрофическом состоянии находится этот уникальный памятник архитектуры. Не только она обеспокоена судьбой Георгиевской церкви. Два года назад в Пермогорье приезжал из Москвы сын Ильи Глазунова Иван и тоже, пораженный красотой и бедственным состоянием церкви, хотел помочь ее восстановлению. Однако после отъезда в Москву больше от него не было никаких вестей. Примерно в это же время целая комиссия из нескольких священников прибыла в Пермогорье из Архангельска: осмотрели Георгиевскую церковь и уехали, посчитав нецелесообразным браться за ее возрождение.


Крест на Свято-Георгиевской церкви сломлен - и никому до этого нет дела

Отец Валентин считает, что дело даже не в восстановлении уникального памятника. За советское время его дважды реставрировали, тратили большие суммы денег, однако оставленный без присмотра храм вскоре после очередного ремонта начинал снова разрушаться. Да и вездесущие местные парнишки помогали ему в этом: то доску отдерут, то кровлю попортят. «Прежде всего надо храмы в душах восстановить, – считает о.Валентин, – а потом уже за рукотворные храмы браться. Если в сердце ничего нет, так хоть из чистого золота и белого мрамора построй церковь, толку не будет. Ведь даже в нашем благочинии несколько красивейших каменных храмов было построено непосредственно перед революцией, в 1913-1917 годах, а разрушены они были в 20-х. Одно поколение, одни и те же люди возвели, а потом уничтожили. Потому что хоть храм-то и строили, а в сердце Бога не было. Сегодня получили деньги за постройку храма, а завтра – за его разрушение».

В том же Пермогорье сейчас живет около тысячи человек, а в ближайший красноборский храм приезжает около двадцати. Ни своего храма, ни молитвенной комнаты, ни часовни у них нет, и никому они там не нужны. Глава сельской администрации Сергей Александрович Попов – верующий человек. Но он один бьется и ничего сделать там не может.

– Таких прихожан, которые бы взялись за восстановление церкви, нет, – считает о.Валентин. – Отношение к храму у местных не как к святыне, а как к памятнику архитектуры, которым нужно гордиться. Дети пишут в своих сочинениях о «высокой гордости Пермогорья». Я спрашиваю их: что вы сделали, чтобы эта «высокая гордость» у вас сохранилась? Может, территорию вокруг убрали, может, помолились? Ведь это же кто-то из вас и доски с храма отодрал, и листы железа с крыши стащил... Я в Пермогорье каждую неделю с ребятами провожу занятия. Но эти занятия по два часа, а остальное время что они делают?

В прошлый мой приезд в Красноборск мы с о.Валентином ездили в Пермогорье, и я был поражен красотой храмов, расположенных на крутом берегу Северной Двины. Тогда, помню, я испытал приблизительно те же чувства, что и писатель Г.Гунн, путешествовавший по Двине в XIX веке. Вот какую запись он оставил для потомков: «Много красивых мест на Двине. Под Тоймой хороши берега. Взвоз красив, и Орлецы, но лучше, пожалуй, все-таки Пермогорье. Река здесь долго идет прямым плесом, ровной широкой синей лентой, сливаясь вдали с горизонтом, с голубой безбрежностью неба. Левый берег обрывист и крут, но не оголен, а живописно порос темнистыми елями. По вершинам «пермских гор» ровное зеленое раздолье лугов и полей, среди которых расположились деревни. Над береговой кручей, так что не заметить не возможно, стоит деревянная церковь XVII века, так необходимо выросшая в этом месте, так слитая с береговой кручей и островерхими елями, что иным и не представить северный пейзаж. Высота такая, что крохотными кажутся проходящие внизу суда».

Свои восторженные впечатления о Пермогорье оставили такие известные художники, путешествовавшие здесь в начале прошлого века, как Коровин, Грабарь, Верещагин, Архипов, Билибин, Переплетчиков. Игорь Грабарь сделал в своем дневнике такую запись: «Славная, нарядная церковка, венчающая береговую кручу красавицы Двины... Если медленно повести взгляд от ее основания к трем куполам, к вам сначала придет ощущение силы и надежности, затем изящества вместе с легкой игрой и застенчивостью. Кажется, будто могучий северянин, расставив для упора ноги, поднял над рекой трех обнявшихся девиц, или отец вынес своих дочерей на берег, выхватив их из пучины разбушевавшейся Двины».

Совсем другое впечатление осталось у меня, когда я посетил храмы в этот свой последний приезд. Центральный купол Георгиевской церкви рухнул, крыша провалилась, стены зияют черными дырами, потому что отовсюду отодраны доски. Доски и листы с крыши ребятишки отодрали еще четыре года назад, и никто так и не удосужился поставить их на место. За это время дожди и непогода сделали свое дело. Георгиевская церковь практически не подлежит восстановлению, ее можно только отстроить заново. Но где найти сейчас таких специалистов и средства на эту работу?

Так же считает и Клавдия Павловна Лайс – краевед и сельский библиотекарь Пермогорья. Она организовала местный краеведческий музей, который расположен здесь же, в здании сельского дома культуры. «Нужны специалисты, чтобы отреставрировать храм, – говорит она. – Потому что если мы по-современному будем ремонтировать, то нарушится весь облик старины. Георгиевская церковь построена в 1665 году. В конце XIX века при реставрации ее стены покрыли тесом, крышу – железом, поменяли окна, и, конечно, первоначальный вид сильно изменился. О чем сокрушается и Грабарь в своих воспоминаниях. Но все равно это одна из самых необычных церквей на Русском Севере. Она восьмигранная, в виде креста. Задумывалась пятикупольной, но почему-то сделали только три купола. Пятикупольных-то храмов много, а трехкупольный только один, у нас».

Славная история

Клавдия Павловна ведет уроки краеведения в местной школе с первого по девятый класс. Рассказывает детям о храмах, об истории села. История Пермогорья (а это целый куст деревень) увлекательна.

В IX – XI веках весь север Европейской части России занимали угро-финские племена – пермяне, которые делились на ряд более мелких племенных объединений: вымских пермян, нижневычегодских, лузских, вилегодскую пермицу и др. Нижневычегодские племена, заселявшие Пермогорье, каждый во главе со старейшиной или князьком, небольшими островками жили среди лесов и рек. В главном поселении Пермогорья – Кулиге – князьком был Драк. Но с приходом русских имя его было изменено с окончанием на -ан, как у многих русских имен: Иван, Степан, и для простоты обращения князька стали звать Дракованом, а поселение, где он жил, – Дракованной Кулигой.

Славяне стали появляться на Двине начиная с десятого века. К концу XII века Двинская земля оказалась поделенной между Суздальским княжеством и Новгородской республикой – в то время враждовавшими между собой. Владения Суздальского княжества лежали в верховьях Двины с центром в Великом Устюге, а Новгороду принадлежало нижнее течение реки. Граница между ними проходила как раз в районе современного Пермогорья. Об этом говорят и названия некоторых сохранившихся деревень. Так, местечко Сторожилиха на речке Шокша, скорее всего, было сторожевым пограничным постом между суздальцами и новгородцами.

Славяне несли язычникам, занимающимся охотой и рыболовством, новую культуру, православие, приобщая их к земледелию и новым ремеслам. На новых своих землях, на самых видных местах, рубились храмы. Неизвестно, когда в Пермогорье появился первый храм, но первое письменное упоминание относится к 1625 году. Георгиевскую церковь местные умельцы строили как парадную, когда рядом уже стоял более древний храм.

Шли века, периоды бурного экономического роста в Двинской земле сменились упадком, когда эти земли стали глухой и далекой окраиной. Но, видно, не без Божьего усмотрения, потому что благодаря этому здесь во многом сохранились хозяйственный уклад, традиции, искусство допетровской Руси.

На рубеже XIX – XX веков произошло новое открытие Русского Севера. Писатели, художники, музейщики хлынули сюда большим потоком, вывозя уникальные экспонаты народного искусства. О том, какое значение отводится Пермогорью в нашем культурном наследии, говорит хотя бы тот факт, что в книге С.К.Жигаловой «Русская народная живопись» (Москва, «Просвещение», 1984 г.), предназначенной для учащихся старших классов, из 172 страниц 32 страницы текста отведено народным художникам из Пермогорья конца XVIII – начала XIX веков.

В 1665 году, когда была построена Георгиевская церковь, Пермогорская волость считалась одной из самых крупных в губернии, в нее входило сто деревень, и еще в конце XIX века пермогорский приход с четырьмя тысячами прихожан был самым богатым в округе. Огромная каменная Воскресенская церковь, построенная в 1752 году, стала центральным волостным храмом, куда в большие праздники стекался православный люд со всех окрестных сел. И так же, при большом стечении народа, пермогорские храмы закрывали в конце 30-х годов прошлого века: кощунственно сбрасывали колокола под визг и плач баб. Последнего священника, о.Александра Попова, арестовали в декабре 1937-го. Он погиб как мученик за веру Христову в сталинских лагерях.

Клавдия Павловна жалуется, что мало сведений дошло до наших дней об истории пермогорского прихода, потому что местные священники не вели летописей. И церковных архивов ей найти пока не удалось, так как Пермогорье на протяжении веков переходило из состава одной губернии в другую, передавалось от одной епархии другой. Не дошло до нас сведений и о пермогорских священниках. Но зато история сохранила подробный рассказ о страшной трагедии на Троицу 1799 года, глубоко отпечатавшейся в памяти местных жителей.

– Тогда было большое гулянье около церквей, – рассказывает Клавдия Павловна. – После службы все население близлежащих деревень вышло на берег. На реке напротив храмов был остров, на который все ездили на лодках на пикники. А лодки тогда были большие, могли вместить несколько десятков человек, назывались карбасами. И вот один переполненный карбас прямо на середине Северной Двины перевернулся. Течение здесь очень сильное, река широкая, и 55 человек утонуло, в том числе 36 детей и подростков. Только 17 человек удалось спасти.

Отблески былого

Летом 2001 года ребятишки развели костер в Воскресенской церкви – занялся пожар, который тушили всем селом. Церковь удалось спасти. Но восстановить ее уже вряд ли удастся когда-нибудь. Да и «не потянуть» современным сельчанам такой храм. Сейчас в самом Пермогорье проживает 450 человек, еще около 300 живет в деревне Шилово, относящейся к Пермогорскому сельсовету. Нет уже Дракованной Кулиги, бывшей некогда центром Пермогорья. Это село исчезло совсем недавно, в перестроечное время, вместе с двумя десятками других деревень Кулижского сельсовета. За четверть века до этого, в хрущевские времена, местные селения «укрупнили», и все храмы, оказавшиеся в «неперспективных» селах, были разрушены. Хорошо еще, что уникальная колокольня XVI века из Дракованной Кулиги, считающаяся одним из древнейших деревянных сооружений Севера, срубленная местными умельцами без единого гвоздя, была перевезена под Архангельск, в музей деревянного зодчества «Малые Корелы».


Крестный ход с иконой местночтимого новомученика
Петра Черевковского

Из старых церковнослужителей, доживших до наших дней, Клавдия Павловна хорошо помнит диакона Ивана Степановича Карпова, которого знала лично. «Сам он родом из Ляхово, эта деревня недалеко отсюда, – рассказывает она, – там он и служил. А сюда приехал только в сороковых годах, когда ему было под 50. А дожил он до 98 лет, умер в 96-м году. Иван Степанович жил очень скромно. Лишь когда после смерти издали книгу его воспоминаний, мы узнали, какой это был замечательный человек, сколько всего ему пришлось пережить. До приезда к нам он и за веру сидел, и много претерпел всяких унижений от коммунистов».

«Он был очень культурный, начитанный, интеллигентный человек, – вспоминает библиотекарь о диаконе. – Очень вежливый и обходительный. Настолько он был благородный, что всегда от общения с ним я испытывала какое-то благоговение. Часто приходил ко мне в библиотеку, брал книги. Последнее время уже плохо видел, читал с большой лупой, но все равно не переставал интересоваться новинками литературы. Любимым писателем у него был Лесков. Помню, идет по улице, такой маленький, с красивым посохом, который сам же и вырезал (сейчас этот посох хранится в Красноборском музее). Но осанка у него, как у настоящего интеллигента, – с таким достоинством себя держал, словно начальник какой идет. Хотя сам происходил из простых крестьян. Он был очень мастеровой человек, все делал своими руками: столы, стулья, разную домашнюю утварь. Мастерил шкатулки, они даже в Японии на выставке были. Но так и не вернулись оттуда. У внучки в Котласе осталось несколько его вещей. Она нам подарила в музей стол его работы. На старости лет Иван Степанович даже фисгармонию сделал, научился на ней играть. Он многим казался странным человеком. Никто у нас не разводил тогда пчел, а он держал. Занимался садоводством, выращивал отборные сорта малины и смородины. Вообще, очень хороший был человек» (его воспоминания о детстве читайте на стр. 20-21. – Ред.).

На мой вопрос, сохраняются ли в Пермогорье традиции художественной росписи и остались ли такие мастера, Клавдия Павловна заявила, что таких художников сейчас нет. И эта традиция – передавать навыки от отцов к детям – полностью утрачена.

Уже в Красноборске преподаватель местной школы искусств Ирина Леонидовна Нутрихина заверила меня, что главное внимание у них уделяется именно местным росписям. «Пермогорскую роспись мы не забываем, – успокаивает она меня. – У нас целенаправленное изучение идет именно наших местных росписей: пермогорской, уфтюжской и ракульской. Раньше по Двине почти в каждом селе была своя роспись, но наши все-таки более интересные и уникальные. Мы гордимся этим. Выпускники Красноборской школы искусств поступают дальше в высшие художественные заведения по своему профилю, в Устюге учатся на художника росписи, становятся настоящими мастерами...»

Я вспомнил рассказ Клавдии Лайс о трех девочках из Пермогорья, учившихся на открывшемся несколько лет назад в Красноборске отделении ПТУ по росписи. Получалось у них очень хорошо, из их работ – хлебниц, посудниц, разделочных досок – делали даже отдельную выставку в родном селе. Вот только после окончания училища никуда по своей специальности они не устроились. И разъехались кто куда…

Глядя в завтрашний день

Наверное, не стоит строить иллюзий, что глубинка начнет подниматься, когда соберутся с духом крестьяне и решат… Будут отдельные личности, вокруг них и начнет оживать село. И особенно важно, чтобы такие живые, беспокойные люди появлялись бы во главе местной власти – духовной (т.е. приходов) и светской.

Именно это меня порадовало в Красноборске – здесь благодаря, наверное, личным качествам протоиерея Валентина установилась своеобразная симфония властей. Все руководители Красноборского района являются прихожанами Свято-Троицкой церкви. Глава района Ольга Леонидовна Смирнова не просто глубоко верующий и воцерковленный человек, но еще и матушка. Ее муж, отец Олег, служит священником на подворье Артемие-Веркольского монастыря в Архангельске. Не уверен, что такую ситуацию можно сыскать еще где-то в России.

Вряд ли еще в каком-то районе существует столь плотный график совместных светско-церковных начинаний: администрация совместно с приходом проводит ежегодные православно-краеведческие чтения, рождественскую елку у главы района, а в районной газете выпускается отдельная православная страничка и т.д.

Староста красноборской церкви Надежда Степановна Бекряшева тоже работает в администрации главы района, возглавляет экономический отдел:

– Конечно, православие у нас на первом месте, – говорит она. – Глядя на Ольгу Леонидовну, многие женщины воодушевились, стали ходить в храм. Слава Богу, что она стала главой, потому что за те два года, что она возглавляет район, наш приход сильно окреп, все мы намного выросли. Большое внимание в районе уделяется духовно-нравственному воспитанию. В школах проходят уроки православной культуры, семинары для учителей по православию. Главные организаторы и вдохновители – глава и ее заместитель Галина Леонидовна Ловыгина, которая тоже активная прихожанка храма. У нас практически ни один большой православный праздник не обходится без того, чтобы в воскресной школе не подготовили какую-нибудь интересную литературно-музыкальную программу, которую потом мы показываем не только прихожанам, но ездим с ней по всему району. Работники отдела образования нам активно в этом помогают.

Это как знак нашего времени: на службах в Свято-Троицком храме стоят одни женщины. Если б не батюшка, то вполне могло сложиться такое впечатление, что матриархат в отдельно взятом Красноборском районе окончательно победил. Все командные посты и должности в райцентре прибрал к рукам «слабый» пол. А вот «сильный» почти весь спился. Хорошо еще, что в семье священника подрастают сыновья, которые прислуживают ему в храме. Детки о.Валентина всегда присутствуют на длительных утренних службах. Трогательно наблюдать, как самые маленькие, Валюша и Алика, помогают встать после коленопреклоненных молитв своей престарелой крестной «маме Лиде». Лидия Ивановна Нерадовская была героем моей публикации «Гореть пасхальной свечой» (№ 381, 2001 г.). Она – крестная у первых трех сыновей о.Валентина, но все дети называют ее «мамой Лидой».

Остальные старушки, о которых я писал, уже умерли. Приход сравнительно помолодел, вот только молодежи школьного возраста я там не увидел. Почему дети не приходят на богослужения, толком объяснить мне никто не мог. Быть может, им трудно выстаивать длительные многочасовые службы – о.Валентин служит безо всяких сокращений. А может, время пока еще не пришло?

Евгений СУВОРОВ
Фото из архива о.Валентина Кобылина


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга