УГОДНИКИ БОЖИИ

 

НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ ЧЕРЕВКОВО

Судьба мученика иерея Петра Черевковского

Со времени гибели отца Петра прошло уже 400 лет. Всё это время мученик почитался и народом, и церковными властями, вот только с канонизацией вышла задержка в несколько веков. Но, наконец, справедливость восторжествовала. 22 июля этого года отец Пётр Черевковский был прославлен в Архангельской и Холмогорской епархии как местночтимый святой. Видимо, в наше время, которое многими сравнивается со Смутным, возникла особая нужда в небесном покровительстве мученика, вставшего на защиту своего храма в раздираемом на части Отечестве.


Вид на Черевковский погост с озера Катища, фото нач. ХХ в.

Встал на защиту Церкви

Случилось это в 1613 году, когда толпа грабителей, польских оккупантов и их приспешников, неожиданно напала на Черевково. К тому времени село представляло собой довольно крупный торговый центр, стоящий на Северной Двине ниже впадения в нее реки Вычегды. Отец Пётр верой и правдой на протяжении многих лет служил простым приходским священником Никольской церкви, став седовласым, уважаемым окрестными селянами старцем. Даже среди духовенства он выделялся большей совестливостью, нищелюбием, смирением и благочестием, стараясь услужить каждому прихожанину. Свой доход делил на три равные части: одну использовал на храм, вторую отдавал нищим, а третью оставлял для своей семьи. За свою нестяжательность и доброту он был любил всеми.

Не следует забывать, что «страха ради иудейска», а порой и «по убеждению», в смутное для России время многие священнослужители присягнули на верность поляку Лжедмитрию, возглашали на Божественной литургии «многие лета» самозванцу. Многие, но не отец Пётр. Как повествует предание, 22 июля банда ляхов ворвалась в черевковскую Никольскую церковь в тот час, когда о.Пётр служил Божественную литургию. Он не побоялся захватчиков и мужественно встал на защиту церковного имущества, за что был избит злодеями и привязан к конскому хвосту. Коня галопом пустили по улицам Черевково. Так, в страданиях старец закончил свою жизнь и отошёл в вечность. Благодарные черевковцы захоронили изуродованное тело своего любимого пастыря на самом почётном месте – по правую сторону от алтаря Никольской церкви.

Возвращение


Черевковская Успенская церковь постройки 1693 г. - фото И.Э.Грабаря нач. ХХ в.

Однако по прошествии лет, когда умерли те, кто лично знал мученика, память о его подвиге иссякала, и даже место погребения батюшки было забыто. Тогда Господь удивительным образом явил гроб отца Петра с его честными останками – домовина сама собой вышла из земли на поверхность. Было это в 1656 году. Примерно в это же время сам священномученик в полном священническом облачении стал являться многим людям, повелев совершать по себе панихиды. Причём явления эти происходили не только во сне, но и воочию. Весть о вышедшем из земли гробе быстро разлетелась по всей округе. Многие стали приходить и заказывать над ним панихиды, брали землицы из могилки, после чего по молитвам о.Петра стали получать исцеления от различных болезней.

Церковный причт поначалу относился к рассказам прихожан об исцелениях скептически. И тогда Господь явил новые знамения, удостоверяющие святость мученика. 23 июня 1657 года Никольская церковь сгорела от удара молнии, а одна стена свалилась на гроб и покрыла его пылающим огнем. Все думали, что домовина погибла в пламени. Однако, когда пожар потушили, с удивлением обнаружили, что гроб остался невредим, несмотря на то, что был покрыт горящими углями. В эту же ночь церковный сторож Лаврентий Семёнов увидел над останками отца Петра сияющий огненный столп, вставший до самых небес. Он то появлялся, то исчезал, когда сторож подходил к гробу.

Эти чудесные события убедили всех в том, что Господь указывает именно на гроб мученика Петра, нового молитвенника и чудотворца Церкви Христовой, и что рассказы о происходящих исцелениях и его явлениях не вымысел людей, а правда. Поэтому, возблагодарив Господа, прославившего Своего угодника, черевковцы построили над гробом часовню и, чувствуя как бы вину за свое прежнее небрежение к угоднику, стали тщательно записывать сведения обо всех исцелениях по молитвам к отцу Петру.

Каждое воскресенье по мученику стали совершаться панихиды, а в день его памяти зачитывались случаи чудесных исцелений. В 1718 году батюшка Пётр, исцелив у своего гроба художника Василия Алексеевича Калинина, явился ему и распорядился написать свой образ, возложив его затем на гробницу. Впоследствии благодарные прихожане украсили этот образ серебряным позолоченным венцом и медной посеребрённой ризой, а вместо обветшавшей часовни над его мощами построили новую.

«Врачуй лучше свою душу...»

Вот лишь несколько чудес, явленных по молитвенному предстательству мученика Петра.

Крестьянка Анна Павловна Агиева Черевковской волости восемь недель была в расслаблении. Однажды, когда она лежала на своей постели, не имея сил пошевелить ни руками, ни ногами, ей видимым образом явился священник в облачении и, благословив её, сказал: «Анна, иди к явившемуся близ церкви гробу и помолись Господу Богу и Его Пречистой Матери, и святителю Николаю, и меня, иерея Петра, призови на помощь». Сказав это, явившийся стал невидим, а расслабленная тотчас сделалась здоровой. Придя к церкви, она объявила священникам о своём видении и исцелении, прося их отслужить панихиду над гробом своего спасителя.

Крестьянку Агриппину из Пермогорья, шесть месяцев страдавшую кровотечением, безрезультатно пытались лечить лекари и знахари. Точнее сказать, результатом стала полная её недвижимость. Агриппина уже готовилась к смерти, когда иерей Пётр во сне явился одному из врачей и строго запретил ему заниматься «худым врачеванием»: «Врачуй лучше свою душу, чтобы самому от зла не пострадать, а больной скажи, чтобы шла к моему гробу, там получит исцеление». Лекарь был удивлён, но рассказал о своём видении больной. Та, пообещав поклониться гробу, вскоре сделалась здоровой. Однако прошёл месяц, а исполнить своё обещание – отблагодарить о.Петра – она не спешила. И снова сделалась недвижимой и больной, хуже прежнего. Осознав свой грех, она стала молить мученика простить её. На этот раз, поправившись, она первым делом поспешила припасть к гробу своего спасителя.

Больше всего помогал св.Пётр тем, в ком искра веры тлела, но не могла разгореться. И наоборот, к маловерным и безверным, особенно имеющим духовный сан, он не благоволил. Это ярко подтверждает случай с о.Борисом Михайловым – черевковским пастырем, унаследовавшим место служения отца Петра, но не его добротолюбие. Отец Борис, имеющий право духовно наставлять и учить своих земляков, не упускал случая попенять им за рассказы об исцелениях у гроба о.Петра, называя их баснями и суеверием. Самого о.Петра он всячески порицал. Но вот однажды он увидел мученика в тонком сне – тот в священническом облачении вошел к нему в комнату и сказал:

– Пошто ты, иерей, укоряешь меня многими неподобными словами и кощунствуешь над совершающимися через меня чудесами, называя их мечтою и баснями?

– Кто ты? – в страхе спросил о.Борис.

– На что тебе знать моё имя, которого ты и слышать не хотел? – услышал он в ответ. – Но когда злое узришь, тогда и меня знать будешь, да накажешься своими словами, чтобы не злословить.

После этого о.Борису было видение, будто он стоит в алтаре вместе с другими священниками. Вдруг церковный пол под ним проламывается, и он проваливается в глубокую пропасть, остальные же при этом стоят в алтаре.

Это так устрашило о.Бориса, что он, придя в церковь, со слезами и плачем объявил о случившемся с ним.

«Но видно раскаяние его было неглубоко, – заявляет жизнеописатель мученика, – а иссякло вместе со слезами, не затронув сердца. На третий день священник Борис скоропостижно умер. Было это в 1658 году».

Но возможно здесь и иное толкование. Отец Пётр, предвидя кончину злословящего его собрата иерея, помог ему, по милости Божией, раскаяться и слезами смыть грех.

Земные мытарства

Почитание угодника Божия иерея Петра распространялось в народе все более и более, и вскоре он стал восприниматься покровителем и молитвенником не только села Черевково, но и всей близлежащей округи. А поскольку село находилось на торговом тракте в Архангельск, то и все проходящие и проезжающие по торговым делам считали своим долгом поклониться гробу мученика, совершить по нему панихиду и принести посильную жертву в пользу церкви и на украшение часовни, за что неизбежно получали помощь в торговле. Именно благодаря этим пожертвованиям часовня была возобновлена и благолепно украшена, а на образ иерея Петра в 1859 году была сделана медная посеребрённая риза с серебряным позолоченным венцом.

Дело шло к церковному прославлению: еще до 20-х годов XVII века мученик Пётр почитался как святой, ему были написаны тропарь и кондак. Вместе с панихидами пелись и молебны. Но начавшаяся в 1721 году по инициативе Петра I церковная реформа, отбросившая на долгие десятилетия прославление многих угодников Божиих, не позволила довести дело до конца и с прославлением о. Петра. Это, однако, не охладило народной любви к своему молитвеннику и заступнику. Даже наоборот. Когда запрещено было записывать свидетельства о чудесах, их стали передавать из уст в уста.

Лишь в начале XIX столетия имя иерея Петра было включено в полный список Вологодских святых, которым в архиерейском доме Вологодского владыки Иннокентия (Борисова) был посвящён отдельный храм и составлена специальная служба с молитвой. Но так как имя св.Петра было внесено в синодик безо всякой связи с Черевково, память об этом событии через какое-то время изгладилась. Более того, в 1854 году епархиальное начальство ополчилось на память о мученике. Из Черевково была затребована заверенная копия рукописи о посмертных чудесах иерея Петра. В ней не всё оказалось ладно, некоторые чудеса были обезличены, иные слишком похожи одно на другое, что позволило недоброжелателям усомниться в народном праве на почитание мученика.

Через пять лет вышло новое недоразумение. Над гробом батюшки стоял памятник, повторяющий формы домовины. Несколько почитателей отца Петра ошибочно решили, что гроб вновь поднялся из земли, и стали распространять эту молву. Люди валом повалили в церковь. По донесению благочинного и станового пристава началось дело по духовному ведомству. Специальной епархиальной комиссией гробница иерея Петра была тщательно обследована и вскрыта. Подробное описание вскрытия вместе с новыми сведениями об иерее Петре было отправлено епископу Вологодскому и Устюжскому Христофору, который все свои решения по Черевковскому делу согласовывал со Священным Синодом. До высочайшего указания отправление панихид над гробом было приостановлено, над часовней установили присмотр приходского духовенства, которое должно было препятствовать распространению слухов о «новоявленном гробе».

Поскольку иерей Пётр не был официально канонизирован Церковью, то начальство Священного Синода распорядилось неугодную икону мученика Петра немедленно удалить из Черевково, о чём в Вологодскую духовную консисторию было направлено официальное распоряжение.

Владыка Христофор, опасаясь того, что изъятие народной святыни может привести к возмущению черевковских прихожан, распорядился сделать это в условиях строжайшей секретности. Была детально разработана операция, которая согласовывалась через губернатора Стоинского с сольвычегодским уездным исправником и черевковским становым приставом, призванным вмешаться в дело в случае массовых народных волнений. Получив архиерейский указ, благочинный Николай Аксёнов сразу же отправился из Красноборска в Черевково, где совместно с местными священниками под покровом ночи 10 января 1860 года снял образ иерея Петра с надгробия, заделал гробницу заранее приготовленными досками и покрыл её чёрной парчой. Священники поместили икону в специальный ящик и спешно покинули Черевково, доставив секретный груз Вологодскому архиерею.

И хотя удаление иконы не вызвало ожидавшегося народного возмущения, но оно и ничуть не охладило веры черевковских прихожан в своего небесного покровителя. Люди, невзирая на официальные распоряжения, продолжали приходить в воскресные и праздничные дни к часовне, молились, и вскоре эта благочестивая настойчивость вынудила пастырей начать хлопоты о возобновлении хотя бы служения обычных панихид у надгробия иерея Петра. По многочисленным просьбам черевковских прихожан Священный Синод указом от 20 октября 1860 года дозволил причту черевковской церкви совершать панихиды. Однако образ на гробницу так и не был возвращён. Его было предписано хранить в ризнице архиерейского дома.

Обретение образа

С годами людская вера в своего небесного покровителя и заступника, упование на его молитвенное предстательство перед Богом лишь возрастала. В апреле 1877 года 455 домохозяев Черевковского прихода подали прошение епископу Вологодскому и Тотемскому Феодосию с просьбой о возвращении в часовню иконы священномученика Петра. Однако им было отказано – икона так и осталась в Вологде. Впоследствии она затерялась.

Из-за расширившегося народного почитания официальная церковная власть во второй половине XIX века была все-таки вынуждена признать за иереем Петром статус местночтимого святого. Более того, предание о Петре Черевковском вскоре попало в «Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых Церковью, и местночтимых», изданные в Вологде в 1880 году. В дальнейшем текст «Исторического сказания о жизни иерея Петра Черевковского» дважды переиздавался в виде отдельной брошюры: первый раз в 1891 г. в Великом Устюге, а во второй раз в 1914 г. в Москве.

В советское время часовня иерея Петра вместе с приходскими церквями была закрыта. Длительное время в ней размещались различные учреждения, в том числе и школьный краеведческий музей. В 1989 -1990 годах её частично отреставрировали и передали местной православной общине. В июне 1991 года черевковская часовня была освящена о.Иннокентием (Просвириным), прибывшим из Троице-Сергиевой лавры в Архангельскую епархию. С этого времени там стали вновь совершаться регулярные богослужения, а начиная с 2000 года возобновилось празднование дня памяти святого праведного иерея Петра Черевковского, которое собирает верующих со всей округи. Кроме того, память мученика отмечается ежегодно и в третье воскресенье по Пятидесятнице – в день Собора Вологодских святых. Имя святого провозглашается также на литии и на отпусте в конце каждого богослужения в храмах Красноборского благочиния и в некоторых других церквях Архангельской епархии.


Крестный ход с образом мученик Петра Черевковского

А в начале июня 2005 г. произошло воистину чудесное событие в современной жизни Черевковского прихода. Благодаря стараниям местного священника Димитрия Дикопольского, иеродиакона Троице-Сергиевой лавры Клавдиана (Сафонова) и инока Григория (Колова) был обретен подлинный образ священномученика Петра, местонахождение которого долгое время оставалось неизвестным. Иеродиакон Клавдиан с братией вызвались написать новый образ святого. И тут, совершенно неожиданно, через игумена Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Дионисия им удалось выяснить местонахождение древней иконы – оказалось, что она находится в фондовом хранилище Вологодского музея. Верующие люди знают, что в нашей жизни ничего случайного не бывает. Как рассказывал мне благочинного Красноборского округа священник Валентин Кобылин, новая икона практически была уже готова, не был написан только лик святого, и неизвестно было, как его изобразить. И тут…

Радостная весть об обретении образа быстро распространилась, и в том же 2005 г. выпускники иконописной школы при Московской Духовной академии Игорь Иванович и Влада Александровна Шишкановы написали новую икону священномученика Петра. Перед тем как отправить к месту назначения воссозданный образ, его освятили на мощах преподобного Сергия Радонежского.

Сегодня события полуторавековой давности, связанные с вывозом иконы святого в Вологду, становятся более объяснимыми для нас: по воле Божией все прошедшие годы она была сокрыта от людских глаз лишь для того, чтобы остаться сохраненной и открыться взорам верующих в настоящее время, когда люди снова потянулись к свету христианской веры. Обретение иконы черевковцы воспринимают не иначе, как новое чудо, явленное их земляком, угодником Божиим иереем Петром. «В последние годы мы ощущаем на себе многочисленные знамения благодатной помощи со стороны святого Петра Черевковского, – рассказал мне о. Валентин Кобылин. – Только стали службы ему служить в день его памяти, как в Черевково сразу же появился свой священник. А священник появился – икона Петра Черевковского обрелась...»

И наступил день…


Установка креста на часовне мч.Петра Черевковского

И вот наступил день встречи жителей села с иконой святого. 30 сентября 2005 года прибывшую из Троице-Сергиевой лавры икону торжественно встречали на границе Красноборского района пять священнослужителей во главе с благочинным протоиереем Валентином Кобылиным, представители администрации и жители района. Наутро икону доставили в Черевково. По случаю этого знаменательного события духовенством округа была отслужена Божественная литургия. Затем по главной улице села с иконой Петра Черевковского прошёл крестный ход. После чего святой образ поместили в древней часовне, к которой по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона специально к этому событию был пристроен алтарь. Перед образом засветили неугасимую лампаду. Теперь верующие, как и в старое доброе время, могут приехать к мученику Петру, помолиться перед его образом, испросить у святого заступничества и благодатной помощи в житейских нуждах.

В связи с произошедшими событиями на Черевковской земле по благословению владыки Тихона установили ещё один новый праздник. Отныне 1 октября стало днём сретения иконы иерея Петра Черевковского, которое будет праздноваться верующими ежегодно. Всё происходящее в современной жизни Черевковского прихода лишний раз убеждает, что недалёк тот день, когда в старинной часовне над местом погребения иерея-мученика будет восстановлено и некогда разрушенное надгробие. О том, где в настоящий момент находятся мощи святого, существует несколько преданий. По одной из версий, наиболее вероятной, мощи мученика были вывезены из Черевково под покровом ночи благочинным и приходским духовенством вместе с иконой и где-то перезахоронены…

Память о священномученике Петре живёт в душах верующих людей. Черевковцы по-прежнему считают иерея Петра своим заступником и небесным покровителем. Поистине чудесным представляется то обстоятельство, что древняя часовня святого уцелела несмотря ни на что, выстояв даже в беспощадном пламени революций. Исчезла жемчужина русского деревянного зодчества XVII века – черевковская Успенская церковь, превратился в руины и, видимо, не может быть восстановлен каменный Свято-Троицкий храм, а скромная часовня священномученика Петра, как и три столетия назад, стоит на черевковском погосте.

Евгений СУВОРОВ

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга