ВЕРТОГРАД

«О ПОСТЕ, ИСПОВЕДИ И ПОДГОТОВКЕ
КО ПРИЧАСТИЮ В ПАЛОМНИЧЕСТВЕ»

Жизнь христианина невозможна без участия в Таинстве евхаристии. Господь говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нём» (Ин. 6, 56), указывая всем путь соединения с Ним. Очевидно, что стремление как можно чаще вкушать этой Небесной пищи должно быть глубокой внутренней потребностью верующего человека. Отправляясь в паломничество, он также стремится участвовать в богослужениях в посещаемых им обителях и храмах и причащаться Святых Христовых Таин. В процессе подготовки к этому Таинству у паломников нередко возникает ряд практических вопросов, связанных с мерой и продолжительностью поста, а также молитвенного правила перед причастием.

Как правило, паломническая поездка сопряжена с переездами, зачастую весьма продолжительными по времени. Православная Церковь традиционно допускала послабление поста для своих путешествующих чад из-за несения ими тягот дороги. Однако мера этого послабления у обычного путешественника и у паломника, готовящегося ко причастию, несомненно, различаются. Многое зависит от того, на какой период времени по церковному календарю приходится паломничество. Если оно совершается Великим постом, представляется неправильным вкушать мясо, которое может быть заменено рыбными или, в крайнем случае, молочными продуктами. Если же речь идет о времени мясоеда, а пища, предлагаемая паломнику в пути, не оставляет возможности выбора, думаю, не будет большого греха в употреблении мясных продуктов, если это нужно для подкрепления сил.

В этом вопросе, разумеется, очень многое зависит от организаторов паломнической поездки. Если она устраивается церковными людьми, то, как правило, сами организаторы пекутся о соответствии питания в дороге церковному Уставу. В этом случае можно и нужно заранее организованно заказать постную пищу в самолетах, поездах и гостиницах. Если же паломники останавливаются в православном монастыре, тогда проблемы с питанием не должно возникать вовсе. Но бывает, что люди отправляются в путешествие с группами религиозных туристов, основная масса которых не соблюдает поста, особенно в среду и пятницу, а порой даже не знает об этом требовании Устава. Такие ситуации возникают как у тех, кто путешествует по России, так и у тех, кто отправляется в зарубежные поездки, даже в страны, население которых исторически принадлежит к христианской Церкви.

На сегодняшний день, например, католиками традиция хранения поста практически утрачена. Даже в Греции православные верующие не всегда соблюдают Великий пост, не говоря уже о других периодах времени, в которые не позволяется употребление скоромной пищи. Это обстоятельство значительно ограничивает возможности наших соотечественников, желающих строго следовать Уставу: в ресторане гостиницы или придорожном кафе, где часто питаются паломники, постной пищи может просто не оказаться в наличии. В этой ситуации, а особенно когда человек живёт в гостинице, где завтрак заранее включается в стоимость проживания, нарушение поста неизбежно. Однако в этой ситуации оно допустимо. Как правило, паломники – люди с ограниченными финансовыми возможностями: многие годами откладывают деньги, чтобы совершить паломническую поездку.

Для говеющих паломников полагаю достаточным строго поститься в день накануне причастия, если люди причащаются один раз за поездку. Бывает, однако, что паломники, приезжая, например, на Святую Землю, хотят принять Святые Христовы Тайны и у Гроба Господня, и в Гефсимании, и в Вифлееме, и в Горнем монастыре, т.е. чуть ли не ежедневно. В этом случае пост, думаю, может быть ещё более облегчён, однако желательно всё-таки отказаться от мяса в эти дни, не ограничивая употребления другой пищи. Минимальное требование – не вкушать мяса хотя бы в день накануне причастия.

Необходимая мера поста для говеющих сейчас «определяется каждым священником согласно его собственным представлениям, а представления эти бывают разными, иногда не вполне обоснованными. Известны случаи, когда в монастырях в российской глубинке отказываются причащать паломников, в том числе группы молодежи или детей именно потому, что они не постились накануне. По моему убеждению, это проявление фарисейства и ревности «не по разуму». Даже взрослые паломники зачастую не имеют возможности полноценно поститься. Тем более этого не могут дети, которые лишены возможности самостоятельного выбора рациона или же вообще только входят в церковную ограду. Пастырей, по этой причине препятствующих людям приступать к Святым Христовым Тайнам, я призываю помнить, что от паломников нельзя требовать того же, что от собственных прихожан, нельзя безапелляционно накладывать «бремена неудобоносимые» на чужих духовных чад.

Необходимо опровергнуть два распространённых заблуждения, которые нередко препятствуют паломнику причащаться. Общеизвестно, что принимать Тело и Кровь Христову нужно натощак. Вместе с тем надо помнить, что лекарства едой не являются. Несомненно, нужно отличать лекарства, необходимые для жизни, от пищевых добавок и витаминов, то есть от того, от чего вполне можно воздержаться. Употребление же необходимых лекарств, например диабетиками, не является грехом и препятствием ко причащению.

Ещё один расхожий миф заключается в том, что перед причастием нельзя чистить зубы. Всякий раз когда мы идём в храм, то стараемся, чтобы у нас было чистое тело, чистая одежда, но вполне допускаем неприятный запах изо рта, который появляется часто независимо от того, ел человек или нет. Если он постится и не ест, то нередко бывает, что запах изо рта еще сильнее. Это связано с выделением желудочного сока и других продуктов жизнедеятельности организма. Полагаю, нет сомнений, что нужно принимать Христа в чистые уста, поэтому нет никакого препятствия в том, чтобы чистить зубы перед причастием.

Отправляясь в паломничество, особенно если речь идёт о дальних странах, люди стараются поклониться наибольшему количеству святынь. У них зачастую не остаётся времени, чтобы спокойно вычитать молитвенное правило, требующее более часа. Убеждён, что излишне с настойчивостью требовать от паломников вычитывать полное правило, включая акафист. Вычитывание привычного для нас правила, состоящего из трёх канонов и акафиста, не является непременным условием подготовки к Таинству причащения. В некоторых местах, например на Афоне, оно состоит совсем не из канонов, поскольку они звучат на богослужении, а из Иисусовой молитвы, поклонов и чтения Священного Писания. Нужно осознавать, что паломники, посещая святые места, как правило, читают там Евангелие, акафисты, тропари и молитвы, а все это уже является молитвенным предстоянием перед Богом. Сам по себе труд паломника – это, в первую очередь, молитвенный подвиг. Не столь важно, какие именно молитвы читает человек, важно, что он молится.

Правило можно сокращать при нехватке времени в зависимости от конкретных условий и возможностей самих паломников. Нужно помнить, что в паломничество отправляются разные люди и то, что может сделать один человек, не всегда по силам другому. Правило может быть различным в зависимости от воцерковленности и степени готовности человека к его восприятию. Если он никогда раньше не причащался, неразумно и даже бессмысленно давать ему такую большую нагрузку. Человеку церковному рекомендовал бы по возможности прочитать покаянный канон и последование ко Святому Причащению, в самом крайнем случае – ограничиться молитвами ко причащению.

В целом всё зависит от того, насколько паломничество пронизано духом молитвы, потому что иногда то, что называют паломничеством, на деле им не является. Иногда люди отправляются в путешествие к святым местам с обычной туристической группой и по ходу дела посещают не только храмы, но и базары, магазины, рестораны и прочие увеселительные места. Конечно, это не молитвенное предстояние, и здесь подход должен быть более строгим: если человек нашёл время для того, чтобы посетить магазин, совершение им полного молитвенного правила будет простым проявлением благочестия.

Если есть желание и возможность совершить какую-то подготовительную молитву в автобусе по пути, когда люди располагают возможностью слушать со вниманием, это является вполне нормальной и естественной практикой. Повторно читать эти молитвы самому в таком случае не обязательно.

В паломническом автобусе отчего-то всё время тянет ко сну... А в паломничестве по Св. Земле не поспишь: проверка израильского патруля...

Отдельная группа вопросов, воз-никающих у паломников, связана с исповедью. К сожалению, случается, что, исповедуясь в незнакомом монастыре или храме, человек сталкивается с неожиданными и неприятными обстоятельствами. Порой на исповеди священнослужители начинают спрашивать о том, принял ли паломник ИНН, паспорт, задавать другие подобные вопросы. Иногда священник на исповеди бывает неоправданно строгим, а точнее – безжалостным. Совсем недавно мне рассказали историю о том, как тележурналистка пришла на исповедь в один московский храм. Священник стал спрашивать, где она работает. Услышав ответ, сразу изменился в лице и закричал: «Вон! Уходите! Никто из вас не спасётся!»

В мою бытность в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме был другой – не менее возмутительный – случай. В паломничество приехал из России наместник одного монастыря, и я попросил его помочь исповедовать группу паломников в храме Воскресения Христова. Он пошёл на Голгофу, однако как-то очень быстро возвратился со словами: «Там нечего делать: все со смертными грехами!» Позже монахиня из Горненского монастыря, которая сопровождала группу, рассказала мне, как было дело. Паломники готовились ко причастию, постились очень строго – практически целый день ничего не ели, пришли на исповедь, многие, может быть, в первый раз. И тот священнослужитель, которого я просил помочь исповедовать людей, у каждого стал спрашивать: «Венчан?» Услышав отрицательный ответ, исповедь уже не принимал. Люди, которые хотели покаяться в грехах, испытали настоящий духовный шок и со слезами на глазах вышли из храма.

К сожалению, такие случаи нередки. Святейший Патриарх Алексий на епархиальном собрании неоднократно говорил об опасности, которую несёт подобное «пастырство». В его выступлениях всякий раз содержится много живых наглядных примеров, из которых все мы – священнослужители – должны извлекать необходимые уроки.

Если священник не допускает до причастия человека, который состоит в зарегистрированном государством, но невенчанном браке, то он имеет право пойти к другому священнику, исповедаться и причаститься. Не нужно обращать внимание на таких пастырей, которые плохо знакомы с Евангелием и не знают слов апостола Павла о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14). Хотелось бы этим пастырям порекомендовать изучать Священное Писание и мнение по этому вопросу Священноначалия, в частности Святейшего Патриарха.

А паломнику в таких случаях следует обращаться к другому священнику, который мог бы принять исповедь и допустить ко причастию. Если же другой возможности исповедоваться и получить благословение на причастие нет, нужно смириться и потерпеть. Думаю, что такому человеку Господь сторицею воздаст за его смирение.

На православном Востоке, где, кстати сказать, не существует практики постоянной перед каждым причащением исповеди, не каждый священник имеет право не только принимать исповедь, но даже просто читать разрешительную молитву. Эта традиция сохраняется с давних пор. Люди понимают, сколь много вреда может причинить неопытный духовник, который начинает благословлять и запрещать направо и налево. Последствия часто бывают трагическими.

Думаю, весьма разумно поступают те паломники, которые предварительно исповедуются у своего приходского священника, а будучи в святых местах, причащаются. Два-три дня, которые могут пройти в этом случае от исповеди до причастия, – вполне приемлемый срок. В этом случае человек в паломничестве имеет возможность причаститься неоднократно в разных храмах без исповеди. Конечно, все это можно делать только по благословению духовника.

Случается, верующий человек едет в другую страну, например в Грецию или Болгарию отдыхать, как обычный турист. При этом он знает, что в месте отдыха имеется православный храм, но вряд ли найдётся священник, способный принять исповедь на русском языке или на другом языке, которым человек владеет. В этой ситуации также лучше исповедоваться заранее, у себя дома. Однако, бывает, о том, что поблизости есть храм, туристу становится известно только на месте. Желая побывать на службе и причаститься, например, в какой-либо церковный праздник, он сталкивается с невозможностью исповедаться. Во многих странах, например на Кипре, в Болгарии и Сербии, а особенно на Святой Земле и Греции, не практикуется постоянная исповедь перед причастием. В таких случаях нужно самому себя осудить, попросить прощения у Бога за свои вольные и невольные прегрешения, приготовившись, по возможности, к принятию Святых Христовых Таин. Иногда в храмах Православного Востока перед причащением читают общую разрешительную молитву. В частности, такая практика существует в Иерусалиме, в храме Гроба Господня: общую разрешительную молитву для тех, кто приступает ко причастию, читает архиерей, совершающий богослужение. Она читается непосредственно перед причастием, при этом причастники выслушивают молитву, стоя на коленях.

В других странах, например в Греции, такой практики нет, поскольку обычно греки причащаются без исповеди. Сама по себе исповедь в традициях Элладской Православной Церкви непосредственно не связана с возможностью причащения. В такой ситуации, если на совести верующего нет тяжких прегрешений, он может без исповеди подойти и причаститься, и это не будет грехом. Если же его совесть в чём-то обличает, то, уже вернувшись в Россию, он может принести покаяние своему духовнику. Разумеется, этот шаг приемлем только для церковных людей, которые знают, что такое причастие, и должным образом подготовились к нему.

Хотелось бы коснуться ещё одной непростой темы. Значительную часть паломников составляют женщины, у которых иногда поездки в святые места совпадают с «критическими днями». В этом случае на них налагается ряд ограничений. Существуют разные мнения в отношении возможности присутствия женщин в таком состоянии на богослужении. Одно из них, на мой взгляд, неоправданно строгое, заключается в том, что в такой период ей нечего делать в храме. На деле канонических препятствий к посещению женщинами храма «в нечистоте» не существует: Вселенские Соборы эту тему никогда не обсуждали. Согласно Апостольским постановлениям, зафиксировавшим раннехристианскую практику, естественное месячное истечение у женщины не делает её недостойной или не способной к участию в церковной молитве. В таком же духе высказывались некоторые святые отцы, например святитель Афанасий Афонский.

Убеждён, что в обычных условиях нет никакого препятствия к участию женщин в таком состоянии в храмовом богослужении. Можно посещать храм, молиться, но не прикладываться к иконам, не вкушать просфоры и не причащаться. Брать свечи в руки и возжигать их также можно.

Что касается паломничества, то считаю, что нет никакого греха, если человек будет не только находиться в храме, но и прикладываться к святыням. Если кто-то приехал на Святую Землю, возможно единственный раз в жизни, он может прикладываться к святыням, ничуть их не оскверняя. Более того, если у женщины, находящейся в «нечистоте», есть только одна возможность причаститься у Гроба Господня – в таком случае можно допустить её и ко причастию. Если есть риск оказаться в такой ситуации, паломнице нужно заранее согласовать эту возможность со своим духовником, взять у него благословение. Хотя, конечно, желательно выбрать срок поездки, не совпадающий с «критическими днями».

У наших соотечественников, совершающих паломнические поездки за рубеж, порой возникает недоумение, связанное с разницей в календарях, принятых в Русской Православной Церкви и иных Поместных Церквях. Например, на Кипре, где Православная Церковь живёт по новому стилю, Рождество Христово приходится на 25 декабря по новому стилю, когда у нас, в России, продолжается пост. Несмотря на то что паломники находятся на канонической территории другой юрисдикции, им правильнее придерживаться нашего церковного календаря, т.е. если человек приехал в пост, то нужно его соблюдать. Бывает, однако, что паломников, а особенно клириков, священнослужители другой Поместной Церкви приглашают на богослужение и праздничную трапезу по случаю, например, праздника Рождества Христова. Вряд ли правильно совсем отказываться от участия в этом торжестве, иначе мы рискуем оказаться разделенными с нашими православными братьями по внешним признакам. Вполне допустимо участвовать в общей молитве за праздничным богослужением, а также в трапезе, соблюдая, однако, воздержание. Меру послабления поста каждый для себя в этом случае определяет сам. Известны случаи, когда великие христианские подвижники, принимая гостей Великим постом, предлагали им в пищу рыбу и даже мясо. Они и сами вкушали эту пищу ради того, чтобы пришедшие ели без укоров совести, хотя употребление рыбы и тем более мяса является нарушением поста. Так же призваны поступать и мы – по любви к людям, из уважения к нашим братьям-христианам. Этим мы покажем, что принадлежим к единому телу Христову, что пища нас не разделяет. Будем помнить слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, мир и радость во Св. Духе» (Рим. 14, 17), а именно Царство Божие является целью нашей жизни.

Епископ Егорьевский Марк, заместитель председателя
Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.
Журнал «Русский паломник», № 2, 2007 г. (В сокращении)


назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга