ПРАВОСЛАВНАЯ ЖИЗНЬ

ЗАПИСКИ ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

(Окончание. Начало в № 549)

* * *

Как-то в разговоре с недавно рукоположенным, но уже с манерами умудрённого старца священником, возникли некоторые разногласия по одному духовному вопросу. Через некоторое время священник передал мне аудиокассету с записью занятия воскресной школы, на котором он высказывал свой взгляд на эту проблему. Возвращая кассету, я не удержался и сказал, что его манера общения со слушателями мне до боли напомнила лекции парторга завода, на котором я работал ещё в советские времена. Батюшка странно на меня взглянул и ничего не ответил. Позже выяснилось, что до своего рукоположения мой оппонент был секретарём партийной организации.

* * *

На отдалённом приходе два воскресенья подряд во время литургии мироточили иконы. В следующее воскресенье в храме негде было яблоку упасть. Мироточения не было. После службы все не скрывали своего огорчения – зря, мол, приехали.

* * *

Слова апостола Павла «Жёны ваши в церквах да молчат… ибо неприлично жене говорить в церкви» (1 Кор.15, 34 – 35) нужно написать крупными буквами и вывесить в притворе каждого храма.

* * *

Знакомая картина во многих приходах. Священник принимает исповедь. Прихожане, стоящие в очереди, дабы не терять время зря, вычитывают молитвенное правило перед святым причащением. Кому-то эта картина видится благочестивой, кому-то кощунственной, так как люди именно «вычитывают», а не молятся.

* * *

«На вас крестик есть?» – спрашивают в церковной лавке жениха, оформляющего бумаги перед венчанием. «Нет». – «Возьмите». Жених, собирающийся через несколько минут просить у Бога благословения на семейную жизнь, держит в руке нательный крестик и недоумённо спрашивает: «А что с ним делать?»

* * *

Сам Господь говорил, что нужно творить милостыню. Однако современные нищие либо пропойцы, либо профессионалы, делающие на подаяниях неплохой бизнес. Некоторые говорят: не буду подавать всем этим попрошайкам, лучше буду помогать истинно нуждающимся. В результате никому не подают и никому не помогают.

* * *

Подросшие дети перестают ходить в храм. Причин столь печального явления множество, одна из них: дети всегда чувствуют лицемерие и видят, как разговоры их родителей о любви к ближним, о милосердии, о всепрощении резко контрастируют с обыденной повседневной жизнью, где нет ни первого, ни второго, ни третьего.

* * *

Мой приятель покрестился. Теперь с гордостью говорит, что соблюдает посты. На днях я выяснил, в чём это заключается. Оказывается, что теперь в дни поста он водку закусывает исключительно рыбой.

* * *

Выросло целое поколение православных, которые стали ходить в церковь в начале девяностых годов. Они не знали поначалу, что нужно перед причастием вычитывать последование и каноны, но по простоте своей исповедовались и причащались. Сейчас они и не мыслят приступить к причастию без молитвенной подготовки, но пришли к этому постепенно, как постепенно наращивают штангу тяжелоатлеты. Может, это и есть самый правильный путь воцерковления?

* * *

Знакомый священник, родом из Западной Украины, после посещения малой родины восхищённо рассказывал, что там на большие церковные праздники работники храма для сбора пожертвований обходят прихожан не с кружками, а со строительными носилками – «окорятами». Вскоре батюшка перебрался на жительство в Москву. Не знаю, завёл ли он в своём храме «окорята», но, говорят, живёт очень даже неплохо.

* * *

Иногда случается, что одного из участников какого-либо противостояния постигает неприятность. «Господь наказал», – говорят его недоброжелатели. «Дьявол мстит», – сочувствуют сторонники.

* * *

Ездил по корреспондентским делам в село. Зашёл в домик, приспособленный под церквушку, а там бабушки на коленях читают акафист, рядом четыре гроба, которые эти бабушки обшивают под заказ. Кругом чистенько, аккуратно, рушники на иконах. Прикоснулся к чему-то тёплому, утраченному. Всего сто километров от города, а жизнь совсем иная.

* * *

Всё чаще в храме встречаются давно знакомые люди: бывшие сослуживцы, одноклассники и сокурсники. Удивительное чувство – встретить просто знакомого, а прощаться уже с родным братом или сестрой во Христе.

* * *

Как-то на одном из престольных праздников, куда я был приглашён, настоятель принял решение на трапезе не пить вина, даже символически. Потом все делились впечатлением: как хорошо потрапезничать и пообщаться без искусственного веселья.

* * *

Умер знакомый. Был не крещён. В комнате, где лежит покойный, все маются, не знают, что делать, что сказать. Нет ни свечей, ни икон, никто не молится. И так два дня. На кладбище – то же самое. После того как гроб закопали, все с облегчением стали пить водку. Не дай Бог такой смерти.

* * *

На протестантской радиоволне молодые люди под струнный оркестр на манер современных шлягеров бодро пели: «За всё Тебя, Господь, благодарим!» Затем в тексте звучали слова, за что именно они благодарили Бога: за хорошее здоровье, за успехи в учёбе, за счастье в личной жизни и т. п. Вот только скорби и немощи, посылаемые нам Господом, о необходимости которых для спасения души так часто писал апостол Павел, протестанты так и не упомянули.

* * *

Первый раз я причастился, вообще не понимая сути этого таинства. Но Господь, Которого я принял, всё управил, вразумил и помог избежать в тот день неправильного шага, который мог увести в погибель. Теперь, когда я слышу, что строгий батюшка не допустил новоначального до причастия, так как он не вычитал всех положенных молитв, то всегда вспоминаю день своего первого причастия и благодарю Господа за то, что мне тогда не попался такой же не в меру строгий батюшка.

* * *

Довольно часто в патриотической печати встречается фраза, приписываемая святителю Филарету, митрополиту Московскому: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Христовых, бей врагов Отечества». На самом деле эта фраза звучит так: «Гнушайтесь врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите врагов ваших» (Свт. Филарет. Слова и речи. Т.1. «Слово в неделю 19-ю по Пятидесятнице»). Разница всё-таки есть.

* * *

Одну из школ стали одолевать иеговисты. Директор обратился к знакомому верующему за помощью, и тот, пообещав, что в школу придёт православный священник, попросил посетить эту школу знакомого иерея, рукоположенного недавно, но уже зарекомендовавшего себя активным борцом с сектантами. В ответ же услышал следующее: «Мы не должны опускаться до уровня сектантов. Если мы пойдём в школу разбираться с иеговистами, то в глазах директора и преподавателей мы будем выглядеть такими же, как сектанты, но мы – Церковь, а они – никто. Пусть директор и преподаватели, как русские люди, отступившие от Матери-Церкви, идут к нам и каются в отступничестве». Не дождавшись священника, директор школы сам разобрался с иеговистами и выгнал их. Сейчас в этой школе муниты.

* * *

В церкви раздался звонок. Звонивший поинтересовался, как называется краткое богослужение. Поднявший трубку стал подробно рассказывать о сути православного молебна – литии. Человек на том конце провода терпеливо слушал, потом всё-таки не выдержал и прервал: мне не нужна суть, мне только название. Оказывается, человек разгадывал кроссворд.

* * *

После смерти главы семейства свекровь со снохой никак не могли поделить шикарно отделанную дачу. Никто не хотел бывать на даче в качестве гостя, каждый претендовал на владение собственностью. Дружное когда-то семейство в одночасье раскололось на два враждующих лагеря. Все попытки верующей родственницы примирить близких ни к чему не привели. Как-то, устав от скандалов, родственница сказала: «Господь вас примирит». Через некоторое время дача сгорела. Теперь свекровь со снохой вновь дружны, как и прежде.

* * *

В церковной лавке пожилая женщина заказывает заочное отпевание усопшего супруга. «Сорокоуст заказывать будете?» – спрашивает оформляющая бумаги. «Что вы! И так десять тысяч на похороны потратили!» Сорокоуст в этом храме стоил шестьдесят рублей.

* * *

Одна знакомая пожилая женщина рассказала историю из своего детства. Росла она в крепкой крестьянской семье, где главой семейства был дед. Дед был строгим и держал всех жёсткой хозяйственной рукой. Самое строгое наказание получали те, кто отлынивал от работы. Однажды, когда моей знакомой было лет восемь, дед послал её что-то принести из дома. Она зашла в комнату деда и увидела на столе раскрытую Библию. Заглянув в неё, девочка стала читать и, увлёкшись, забыла о поручении деда. Через некоторое время в комнату быстрым шагом вошёл разгневанный дед, но, увидев читающую Библию внучку, остановился и вышел из комнаты на цыпочках.

* * *

В приход во имя преподобного Серафима Саровского зашёл молодой человек. Подойдя к работникам иконной лавки, спросил: «Я могу увидеть Серафима?» «Какого Серафима?» – «Саровского». Видя недоумение на лицах работников, парень уточнил: «Это же приход Серафима Саровского?» «Да». – «Ну так мне и нужен хозяин этого учреждения – Серафим Саровский». Пришлось парню объяснить, что Серафим Саровский – великий русский святой, отошедший к Господу около двухсот лет назад, хозяином же здешнего учреждения является Бог.

* * *

Пример послушания истинного и ложного можно найти в Евангелии от Луки (17, 12-19). Десять прокажённых, выполняя указания Иисуса, отправились показаться священникам, а когда шли, то очистились. Увидев это, один из десяти вернулся (в нарушение послушания) и поблагодарил Господа.

* * *

Ведущая телевизионной программы выпытывала у приглашённой в студию православной супружеской четы подробности современного православного бытия. Отвечала в основном женщина. За получасовую беседу мужчина смог вставить лишь две-три реплики. Под конец передачи ведущая спросила о принципах семейных взаимоотношений в православной семье. «Православные жёны, – затараторила участница передачи, – во всём подчиняются мужу». Камера выхватила удивлённо поднятую бровь её супруга.

* * *

Несколько лет назад городские средства массовой информации сообщили о страшной находке. В мусорном контейнере обнаружили трупик неродившегося пятимесячного ребёнка. По данному факту было возбуждено уголовное дело. В это время у меня было послушание подготовить к изданию плакат, посвящённый проблеме абортов. Мы с фотографом побывали в больнице, где делают аборты, и там нам показали два трупика таких же пятимесячных малышей. Правда, уголовного дела никто не возбуждал – убиты они были на законных основаниях.

* * *

Знакомая врач рассказала, как у женщины, пришедшей делать аборт на позднем сроке, неожиданно случились преждевременные роды. Ребёнок оказался живым. «Убейте его!» – кричала в истерике мать ребёнка.

* * *

Одна только фраза, помещённая в учебнике биологии, может напрочь развенчать миф об эволюции: «Постепенно животные, обитающие в воде, перешли к деторождению». Как это постепенно?

* * *

На кладбище хоронят верующего человека. Могильщики забрасывают землёй могилу. Один из них обращается к близким: «Гроб скрылся, можно поминать». Все в недоумении. «Выпить за упокой души можно», – уточняет могильщик. Не видя никакой реакции, спрашивает: «Вы что, сектанты?» Услышав, что все вокруг православные, сильно удивился.

* * *

Моя поминальная книжица – яркое отображение демографического состояния России: имена в разделе «О упокоении» всё прибывают, в то время как раздел «О здравии» постепенно сокращается, практически не пополняясь.

* * *

В нашем приходе заказали два автобуса на паломническую поездку, один большой – на 62 места, другой поменьше – на 25, всего 87 мест. Две недели одни записывались, другие себя вычёркивали, некоторые из них после этого записывались вновь. Сколько придёт человек, до последнего дня было не ясно. В назначенный день народ стал собираться. Когда подошли автобусы и все расселись, выяснилось, что пришло ровно 87 человек, ни больше ни меньше.

* * *

Позвонившая в церковь 31 декабря женщина поинтересовалась, во сколько будет литургия 1 января, чтобы причаститься. Услышав, что утром, в 8.30, страшно возмутилась: почему так рано? Ведь телевизионный «Огонёк» закончится лишь в 4 утра. Все объяснения, что развлечения и подготовка ко причастию – вещи несовместимые, вызвали лишь дополнительное возмущение.

* * *

В православной гимназии сказали, что самые проблемные ученики – это дети священнослужителей.

* * *

– Мне Господь всегда помогает быстро просыпаться, потому что я, когда утром глаза открываю, специальную читаю молитву, Он меня и будит, – хвастается знакомая.

– Какую молитву?

– Господи, буди милостив мене грешному, – читает знакомая, делая в слове «буди» ударение на «и».

* * *

Как-то моего хорошего знакомого рукоположили в дьяконы, а через небольшой промежуток времени – в иереи. 40 дней начинающий иерей служил в кафедральном соборе – месте, где можно за короткий срок научиться всем премудростям и особенностям службы. После службы знакомый частенько забегал ко мне на работу и взахлёб рассказывал о казусах и различных смешных ситуациях, возникающих при соборном служении. Каждый раз на моё недоумение, дескать, службе учиться нужно, а не хохмы коллекционировать, новоиспечённый иерей отмахивался: мол, время научит. С тех пор прошло пятнадцать лет. Мой знакомый раздобрел, стал импозантен и величав, но служить как следует так и не научился.

* * *

Мальчик лет десяти во время богослужения оживлённо рассказывает сверстникам о баксах, сотовых телефонах и т.п. По этому поводу вспомнился рассказ знакомого священника, много работающего с архивными документами, о том, что в двадцатые годы храмы разрушали дети церковнослужителей. Вспомнился потому, что оживлённо жестикулирующий мальчик был сыном местного священника.

* * *

Престольный праздник – испытание. Все заботы о том, как встретить гостей, чем накормить, чтобы не хуже, чем у других. Все суетятся, и как-то не до молитвы.

* * *

Ранее утро. В приходе появляется настоятель и, быстро поздоровавшись со всеми, проходит в алтарь. «Батюшка не в духе», – со вздохом говорит кто-то. Все соглашаются, и никому не приходит в голову мысль: как можно заходить в алтарь «не в Духе»?

* * *

Христос разделил священство на пастырей и наёмников. Наёмник – это плохо. Но наёмник, выдающий себя за пастыря, – это страшно.

* * *

Знакомая рассказала, как уверовала в Бога. Много лет мать упрашивала её сходить в церковь, но всё было бесполезно. Перед смертью мать взяла с дочки слово, что она над её гробом прочитает Псалтирь. Во время чтения и уверовала.

* * *

Хоронили верующего молодого мужчину, умершего после долгой мучительной болезни. Шёл холодный весенний дождь. Мать умершего всю дорогу говорила: «Сынок обещал, что, когда его будут хоронить, солнышко засветит и всем будет радостно». На пожилую женщину все смотрели с сочувствием. Когда прибыли на кладбище, дождь стих. С трудом преодолевая грязь и слякоть, подошли к разрытой могиле. «Сынок обещал, что будет солнышко», – продолжала мать. Слова звучали на фоне безрадостного кладбищенского пейзажа и затянутого серыми тучами неба. Но вот гроб опущен, все бросили по горстке земли, и рабочие начали споро забрасывать могилу землёй. Из машины принесли деревянный крест, и как только его начали устанавливать, неожиданно тучи рассеялись и брызнуло яркое весеннее солнце.

* * *

На улице остановили меня две девчушки с опросными листами. Попросили уделить несколько минут. Стали задавать вопросы и в зависимости от ответа делать отметки в соответствующих графах: год рождения, семейное положение, образование, уровень зарплаты и т.д. Под конец задали неожиданный вопрос: «В чём вы видите смысл жизни человека?» Услышав: «В спасении своей бессмертной души», начали лихорадочно листать блокнот, выискивая раздел, куда занести ответ, но так и не нашли.

* * *

Настоятель прихода в Академгородке ещё в девяностые годы изначально отказался от платы за Таинство крещения. Много ему пришлось претерпеть от собратьев-настоятелей, но удержался. И Господь до сих пор не оставляет приход: чтобы перечислить дела, которые делаются приходом и на которые тратятся немалые средства, не хватит пальцев на руке.

* * *

Сегодня в нашем приходе было крещение. Редкий случай, когда крестили только одних младенцев: двоих мальчиков и одну девочку. Младенчики вели себя хорошо, хотя немного и покапризничали. Атмосфера в храме была настолько благодатной, что, если бы незримые Ангелы Божии, присутствие которых ощущали все, вдруг стали бы зримыми, никто бы не удивился. После таких моментов все церковные нестроения, которые лукаво называют искушениями, уходят на далёкий-далёкий план, а главное – появляется надежда, что эти младенчики, когда вырастут, смогут осуществить то, что нам, ныне живущим, осуществить, к сожалению, не удалось.

Валерий МЕЛЬНИКОВ
г.Новосибирск

назад

вперед


На глав. страницу.Оглавление выпуска.О свт.Стефане.О редакции.Архив.Форум.Гостевая книга